Рефераты. Основы принятия решений современным руководителем






Друкер замечает, например, что принятие решений является только одной из обязанностей руководителя. Оно обычно занимает лишь небольшую часть его [или ее] времени. Однако принятие важных решений является конкретной обязанностью именно руководителя. Только руководитель высшего звена принимает решения.

Из всех управленческих обязанностей, выполняемых руководителями и менеджерами… акт принятия решений не имеет себе равных по своей значимости… принятие решений является неотрывной чертой каждого проявления взаимоотношений людей, машин, материалов и технологий. Самым важным качеством любого менеджера должна быть его готовность, и даже стремление, принимать важные и, очень часто, трудные решения. Существует точка зрения, согласно которой основная задача менеджмента — это принятие решений. Высокая значимость решений в менеджменте предопределяется тем обстоятельством, что решения оказывают влияние на все функции управления в любой формальной организации. Показатели работы менеджера неразрывно связаны с эффективностью принимаемых им решений. Управленческое поведение в своей основе может быть объяснено именно в контексте управленческого решения. Подлинная сущность менеджмента, или управления, проявляется в успехе принятых решений по прошествии определенного промежутка времени.

Процесс управления часто рассматривается в литературе как процесс выработки и обеспечения исполнения управленческих решений [26. С. 14].

Принятие решений является важнейшей функцией управления, успешное осуществление которой обеспечивает достижение организацией ее целей. Неумение качественно и рационально осуществлять этот процесс, отсутствие в организации механизма его осуществления характерно для большинства фирм и предприятий, государственных учреждений и органов. Успех организации, в какой бы сфере она ни функционировала, во многом зависит от умения принимать управленческие решения. Тем более это важно для России, где большинство организаций проходят первые этапы своего развития в рыночных условиях, и очень важно, какую технологию принятия решений они выбирают.

Известны различные подходы к процессу подготовки и принятия решений. В рамках каждого подхода можно выделить определенную совокупность последовательно применяемых приемов и методов, этапов и процедур, имеющих прямые и обратные связи, которую называют технологией принятия решений.

Несмотря на многообразие методов и способов принятия решений (рис.1.1.), нельзя выделить единственную, лучшую технологию. Природа изучаемого процесса – это информационный обмен. Именно его информационная природа (степень возможности получения полной, достоверной и своевременной информации, степень риска и т. д.) и многие другие факторы делают невозможным введение этого процесса в четко формализованные рамки. Однако это не исключает возможности создания более или менее универсальной технологии принятия управленческих решений.

В условиях недостатка информации по изучаемой проблеме, при невозможности все строго рассчитать и проанализировать, при множественности мнений о целях, критериях и т.д. может не существовать единственного, наилучшего решения. Трудно принять даже "хорошее" решение. Принятие решения – процесс психологический, а поведение человека не всегда логично. Иногда людьми движет логика, иногда – чувства. Поэтому способы или методы (подходы), используемые руководителем, варьируются от спонтанных до высоко логичных. Причем в любом случае может быть принято весьма рациональное решение.

Требования, предъявляемые к управленческим решениям [24. С. 59]:

1) целенаправленность,

2) эффективность,

3) обоснованность,

4) адресность,

5) своевременность,

6) правомочность

6.1) решение не должно противоречить правовым и нормативным актам,

6.2) решение должно соответствовать уровню руководства,

7) непротиворечивость

7.1) решение не должно противоречить предыдущим решениям,

7.2) решение не должно противоречить решениям других руководителей,

8) осуществимость – решение может быть выполнено в заданные сроки при имеющихся ресурсах,

9) четкость, т.е. невозможность трактовать решение двусмысленно,

10) полнота, т.е. предоставление всей информации, необходимой для выполнения,

11) краткость изложения,


Рис. 1.1. Классификация принимаемых управленческих решений


12) ясность и понятность, т.е. изложение решения доступными для исполнителей средствами,

13) этичность [27. С. 143].

Сведем результаты обзора по ряду авторов в таблицу 1.1.


Таблица 1.1

Результаты обзора по ряду авторов

Основные идеи

Веснин В. П.

Виханский О.С.

Глущенко В.В.

Карданская Н.Л.

Карташова Л.В.

Козловский В.А., Маркина Т.В.

Красовский Ю.Д.

Литвак Б.Г.

Льюис К.Д.

Макаров В.М.

Мескон М.

1. Понятие управления как информационного процесса

+

+

+

+

-

+

-

+

+

+

+

2. Изучение решений как основы управления

+

+

-

-

+

-

+

-

+

+

-

3.Понятиеуправленческого решения

+

+

+

+

+

+

+

+

+

-

+

4.Классификация управленческих решений

-

+

+

+

-

-

-

+

-

-

-

5.Изучение факторов, влияющих на процесс принятия решений

+

-

-

-

-

-

+

-

-

-

+

6. Изучение стадий процесса принятия решений

+

+

+

-

+

+

+

+

+

-

+

7. Методы принятия решений

+

+

-

+

-

+

+

+

-

+

-

8. Стили принятия решений

+

-

+

-

+

+

-

+

+

+

-

9. Анализ эффективности выполнения принятых решений

+

-

-

+

-

-

+

+

-

-

+

10. Влияние черт руководителя на принятие решений

-

-

-

-

-

+

-

-

-

-

-


Таким образом, из всего перечня использованной литературы можно сделать вывод:

- большинство авторов (Ильенков Э.В., Зимняя И.А., Фишер Р., Лютенс Ф., Брэмсон P.M., Фролов С.С.) учебников или учебных пособий изучают управление как информационный процесс, а также понятие управленческого решения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.