Рефераты. Основы принятия решений современным руководителем






появление новых конкурентов;

проведение рекламных компаний;

появление новых научно-технических решений и т.п

Для их выявления:

строится график зависимости прогнозируемого параметра от времени по фактическим данным за отчетный период;

выбирается прогностическая функция и даются оценки на будущий период;

рассчитывается погрешность этих оценок;

принимается решение о принятии этой или о переходе к другой прогностической функции.

Обычно прогностическая функция подбирается методом наименьших квадратов: требуется построить график функции по некоторой ограниченной совокупности точек так, чтобы среднеквадратичное отклонение стремилось к минимуму:


s = ,


где d – фактическое значение в i-й промежуток времени;

di* – значение прогностической функции в i-й промежуток;

n – число промежутков;

f – число "степеней свободы".

В качестве прогностической может выступать любая функция: константа, линейная, экспонента, парабола, синусоида и др.

Этот метод достаточно сложен для расчетов, но дает хорошие результаты. Сегодня широко используются пакеты прикладных программ для выполнения соответствующих расчетов, например, Statgraf. В ряде случаев можно пользоваться соответствующим аппаратом из MS EXCEL.

Рассмотрим более простые методы, которые легко применять без помощи ПЭВМ, однако они не обеспечивают такой точности.

Прогнозирование методом простого среднего

Рассчитывается среднее за отчетный период и принимается в качестве прогностической оценки на будущее. Метод хорош, если преобладающим является случайный тип зависимости прогнозируемого параметра от времени.

Прогнозирование методом "скользящего" среднего



где m – последний из моментов времени, для которого есть фактические данные;

к – число моментов времени, учитываемых при прогнозе.

Метод простой, но недостаточно точный, так как предполагает, что в следующем периоде значение прогнозируемой функции будет средним за последние к интервалов.

Базу прогнозирования к здесь нужно минимизировать.

Прогнозирование методом "экспоненциального сглаживания"

Первая прогнозная оценка здесь находится по формуле:


,


где  - коэффициент сглаживания; 0 <  < 1.

Вторая и последующие оценки – по формуле:


.


Известен спрос на автомобильные зеркала за первые 8 месяцев года. Требуется дать прогноз относительно его реализации на 4 оставшихся месяца. По мнению экспертов фактические данные за 8-й ¸ 12-й месяцы будут выглядеть следующим образом (табл. 3.6):


Таблица 3.6

Месяц

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Спрос

99

02

99

08

12

94

14

20

19

34

19

33


Спрогнозируем спрос на основе данных последних месяцев, для которых спрос уже известен, т. е. базы прогнозирования.

Рассчитанный методом простого среднего за 8 месяцев прогноз на 9-й, 10-й, 11-й, 12-й месяцы одинаков – 206.

Отклонение прогноза за 4 месяца от фактического спроса:


s = .


Прогноз, рассчитанный методом скользящего среднего (база – 5 месяцев):

на 9-й месяц: ; факт – 219; Dd= 88;

на 10-й месяц:  факт - 234; Dd 2 = 492;

на 11-й месяц:

на 12-й месяц:

Среднеквадратичное отклонение за 4 месяца составило s = , что меньше, чем в первом случае.

Прогноз, рассчитанный методом экспоненциального сглаживания (база – 5 месяцев,  = 0,2) на 9-й месяц:

d9 = (1 - 0,2) (220 + 0,2 ´ 214 + 0,22 ´194 + 0,23 ´ 212 + 0,24 ´208) = 218;

на 10-й месяц: (1 - 0,2) 219 + 0,2 ´ 218 = 218,8;

на 11-й месяц: (1 - 0,2) 234 + 0,2 ´ 218,8 = 231,0;

на 12-й месяц: (1 - 0,2) 219 + 0,2 ´ 231 = 221,4.

Значение отклонения за 4 месяца: s =  т. е. меньше чем ранее, следовательно, это лучший метод прогнозирования в данных условиях.


Заключение


Изучена литература авторов: Веснин В.П., Виханский О.С., Глущенко В.В., Карданская Н.Л., Карташова Л.В., Козловский В.А., Красовский Ю.Д., Литвак Б.Г., Льюис К.Д., Макаров В..М., Маркина Т.В., Мескон М., которая позволила выявить следующие закономерности:

1. Анализ процессов управления в различных сферах показывает, что при всем различии им присущ ряд общих закономерностей. Наука о наиболее общих законах управления в технике, природе и обществе называется кибернетикой.

Кибернетика рассматривает управление как информационный процесс, осуществляемый в замкнутом контуре и преследующий заданные цели

2. Управленческое решение - это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента.

3. Подготовка и принятие управленческих решений представляют собой процесс содержательного преобразования информации состояния в управленческую информацию. Будучи по сути неформальным, творческим процессом, он включает ряд формализуемых моментов.

4. Принятие решений представляет собой сознательный выбор одного из имеющихся вариантов (альтернатив) действий, сокращающих разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием - целью. Сам процесс принятия решений включает множество различных элементов, но непременно в нем присутствуют такие элементы, как цели, средства, альтернативы. Принятие решений – это "центр", вокруг которого вращается жизнь как отдельного человека, так и организации. Решение в организации можно рассматривать как продукт управленческого труда, а его принятие – как процесс, ведущий к появлению этого продукта.

5. Эффективность выполнения управленческих решений определяется не простым соответствием фактических результатов нормативным целям, а именно тем, насколько они удовлетворяют социальным потребностям при решении (снятии) актуальных социальных проблем.

6. Целью прогнозирования является минимизация погрешности прогностических оценок. Очевидно, что научно обоснованные и планомерно разрабатываемые прогнозы являются более точными и эффективными (как основа принятия решений), чем случайные и интуитивные прогнозы.

7. Существуют два подхода к обоснованию принятия управленческих решений: это ряд методов прогнозирования и метод платежной матрицы (дерева решений).

8. Изучив проблему принятия решений на примере ООО «Royal» на основе экспертного метода и метода дерева решений составлен комплекс рекомендаций по принятию решений в условиях этого предприятия на основе методов прогнозирования.

9. Таким образом, все задачи выпускной квалификационной работы решены, а цель достигнута.


Список используемых источников


1.                 Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 192 с.

2.                 Балдин К.В., Воробьев С.Н. Управленческие решения: Теория и технологии принятия: Учебник для вузов.- М. Проект, 2004. – 163 с.

3.                 Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. - М.: СИНТЕГ-ГЕО, 2007. - 188 с.

4.                 Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. Н.Новгород, 2000. – 64 с.

5.                 Вахрушина М.А. Управленческий учет: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 138 с.

6.                 Веснин В. П. Основы менеджмента. – М., 2002.-423 с.

7.                 Вильямс Дж.Д. Совершенный стратег, или Букварь по теории стратегических игр. М.: Тек, 2006. - 269 с.

8.                 Виханский О.С. Менеджмент. – М., 2002.-528с.

9.                 Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – М.: ООО НПЦ "Крылья", 2005. – 400с.

10.            Гуджоян О.Л. и др. Методы принятия управленческих решений: Учебное пособие. - М., 2006. – 102 с.

11.            Друри К. Введение в управленческий и производственный учет. М.: - Аудит, ЮНИТИ, 2007. – 215 с.

12.            Дюбин Г.Н., Суздаль В.Г. Введение в прикладную теорию игр. - М.: Наука, 2005. - 336 с.

13.            Иванов А.П. Менеджмент: Учебник. - СПб. Изд. Михайлова В.А., 2004. – 324 с.

14.            Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческого решения: Учебное пособие.- М.: МАЭП, ИИК «Комета», 2006. - 116 с.

15.            Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 261 с.

16.            Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - Мн. Новое знание, 2005. – 300 с.

17.            Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. М.: ЮНИТИ, 2006. – 345 с.

18.            Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г. Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы построения контроллинга в организациях. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с.

19.            Карташова Л.В. Организационное поведение. – М., 2000.-576с.

20.            Катрич С.В. Процесс принятия решений и АСУ. М.: Наука, 2005.- 234 с.

21.            Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. СПб.: Спецлитература, 2006. – 523 с.

22.            Красовский Ю.Д. Организационное поведение. – М., 2003.-534с.

23.            Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. – М.: Дело, 2006. – 392с.

24.            Литвак Б.Г. Управленческие решения: Учебник. - М., 2006. – 315 с.

25.            Льюис К.Д. Методы прогнозирования экономических показателей. М.: ФиС, 2006. – 284 с.

26.            Макаров В..М. Производственный менеджмент. Модели и методы обоснования управленческих решений: Практикум. СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003.- 42 с.

27.            Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент: Практикум. СПб.: Спецлитература, 2006. – 421 с.

28.            Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1999.-789с.

29.            Моисеев Н.Н. Математические задачи системного анализа. - М.:Наука, 2004. – 55 с.

30.            Науман Э. Принять решение, но как? - М.: Мир, 2007. - 198 с.

31.            Орлов А.И. Экспертные оценки // Заводская лаборатория. - 2006. - №1. - С.54-60.

32.            Орлов А.И. Современная прикладная статистика // Заводская лаборатория. – 2007. № 3. - С.52-60.

33.            Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. - М.: Наука, 2005. - 296 с.

34.            Панкова Л.А., Петровский А.М., Шнейдерман М.В. Организация экспертиз и анализ экспертной информации. - М.: Наука, 2005. - 120 с.

35.            Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. - М.: Наука, 2005. - 254 с.

36.            Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. - М.: Экономика-Дело, 2006. - 510 с.

37.            Раицкий К.А. Экономика предприятия. Учебник. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2006. – 325 с.

38.            Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М.: Наука, 2004. – 165 с.

39.            Самсонов Н.Ф. Финансовый менеджмент: Учебник. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. – 385 с.

40.            Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2006. – 265 с.

41.            Смирнов Э.А. Управленческие решения. М.: ИНФРА–М, 2005. – 247 с.

42.            Трояновский В.М. Разработка управленческого решения: Учебное пособие.-М.: Изд. РДЛ, 2007. – 214 с.

43.            Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент: Учебник. - М.: «Дашков и К°», 2005. – 367 с.

44.            Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебное пособие. - М., 2005. – 217 с.

45.            Фишборн П. Теория полезности для принятия решений. – М.: Наука, 1978. - 352 с.

46.            Фомина В.П. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие – М.: МГОУ, 1998. – 240с.

47.            Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 128 с.

48.            Чернов В.А. Управленческий учет и анализ коммерческой деятельности/ под. ред. Баканова М.И. - М.: Финансы и статистика, 2007. – 330 с.

49.            Шеремет А.Д. Управленческий учет: Учебное пособие. - М.: ФБК - ПРЕСС, 2006. – 163 с.

50.            Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебное пособие / Под общ. ред. А.Н. Соломатина. – М.: ИНФРА – М, 2006.-295с.


Приложение 1



Глоссарий по теме


Адаптация — приспособление строения и функций организма к условиям среды (Макаров В.М., с. 20)

Активность личности - стремление ее творчески реализоваться. (Красовский Ю.Д., с. 102)

Ассоциация – 1. группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (Литвак Б.Г., с. 449);

2. создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов (Льюис К., с. 34)

Аттракции – устойчивое взаимодействие людей, обусловленное появлением взаимной симпатии (Маркина Т.В., с.62)

Идентичность - психосоциальная тождественность, позволяющая личности принимать себя во всем богатстве своих отношений с окружающим миром, определяющая ее систему ценностей, идеалы, жизненные планы, потребности, социальные роли с соответствующими формами поведения (Кулагина И.Ю., с. 16)

Инертное поведение – поведение, при котором личность может имитировать работу, подчинившись требованиям руководителя (Красовский Ю.Д., с. 105)

Коллектив – устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы. (Литвак Б.Г., с. 449)

Конфликт латентный — скрытый, неявный конфликт, начальная стадия в развитии конфликта, характеризующаяся отсутствием открытых действий оппонентов (Козырев Г.И., с. 128).

Конфронтация – когда одна из сторон желает удовлетворить свои интересы, не считаясь при этом с тем, как это повлияет на интересы другой стороны (Карташова Л.В., с. 175).

Кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой; межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности. (Литвак Б.Г., с. 449)

Мотивация – потребность, побуждающая нас действовать с определенной целью.(Кулагина И.Ю., с. 23)

Научение – процесс изменения поведения человека на основе опыта, отражающего действия человека и реакцию окружения на эти действия (Карташова Л.В., с. 65).

Организационное поведение – это наука о том, как люди ведут себя в организации и каким образом их поведение влияет на результаты ее работы (Картащова Л.В., с. 5)

Решение – выбор альтернативы. (Карташова Л.В., с. 47)

Самоактуализация - это желание человека стать тем, кем он может стать (Кулагина И.Ю., с. 56)

Сотрудничество - активные попытки полно удовлетворить интересы всех участвующих в конфликте (Карташова Л.В., с. 175).

Социально – психологические методы управления – это методы, направленные на создание благоприятного климата в коллективе для осуществления трудового процесса (Веснин В.П., с. 34).

Эффективность – отношение полезного результата к затратам, обусловившим его достижение.(Глущенко В.В., с. 9)



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.