Каждый товаропроизводитель, оценивая эффективность работ по сертификации, должен сопоставлять возможные затраты на ее проведение с экономическими преимуществами производства и реализации сертифицированной продукции.
К основным преимуществам производства и реализации сертифицированной продукции следует отнести:
v возможность проведения более эффективной рекламной кампании продукции и предприятия в целом;
v увеличение доли занимаемого рынка сбыта;
v повышение продажной цены и, соответственно, прибыли предприятия;
v повышение организационно-технического уровня собственного производства;
v улучшение качества нормативно-технической документации на производство сертифицированной продукции и ускорение научно-технического прогресса на предприятии;
v рост доверия хозяйственных партнеров при осуществлении взаимных поставок;
v повышение уровня конкурентоспособности продукции и предприятия в целом и укрепление его делового имиджа.
С предприятиями, имеющими сертифицированную систему качества, охотнее заключают контракты, поскольку риск получения от них некачественной продукции существенно снижен.
Коммерческие банки при прочих равных условиях охотнее дают кредиты таким предприятиям, а страховые компании охотнее страхуют потребителя от риска ущерба, нанесенного в связи с использованием продукции несоответствующего качества.
Для различных инстанций, осуществляющих судопроизводство, сертификат соответствия служит доказательством невиновности предприятия в случае рассмотрения иска об ущербе, нанесенном при использовании продукции предприятия.
2.3 Технический контроль качества продукции на предприятии
Особое место в управлении качеством продукции занимает контроль качества. Именно контроль качества как одно из эффективных средств достижения намеченных целей и важнейшая функция управления способствует правильному использованию объективно существующих, а также созданных человеком предпосылок и условий для выпуска продукции высокого качества.
Техническому контролю отводится заслуженно большая роль в современном производстве и управлении качеством продукции. От степени совершенства контроля качества, его технического оснащения и организации во многом зависит эффективность производства в целом.
В процессе контроля осуществляется сопоставление фактически достигнутых результатов в области качества с запланированными. Современные методы контроля качества продукции, позволяющие при минимальных затратах достичь высокой стабильности показателей качества, приобретают все большее значение.
Система контроля качества продукции представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов и субъектов контроля, используемых видов, методов и средств оценки качества изделий и профилактики брака на различных этапах жизненного цикла продукции и уровнях управления качеством.
Эффективная система контроля позволяет в большинстве случаев осуществлять своевременное и целенаправленное воздействие на уровень качества выпускаемой продукции, предупреждать всевозможные недостатки и сбои в работе, обеспечивать их оперативное выявление и ликвидацию с наименьшими затратами ресурсов.
Положительные результаты действенного контроля качества можно выявить и в большинстве случаев определить количественно на стадиях разработки, производства, обращения, эксплуатации (потребления) и восстановления (ремонта) продукции.
Основные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом общих подсистем, в число которых входят, прежде всего, подсистемы:
v планирования;
v инспекционного контроля;
v стимулирования и ответственности субъектов контроля качества.
Дополнительные элементы системы контроля качества продукции представлены рядом специальных и обеспечивающих подсистем. При этом выделяются следующие специальные подсистемы:
v профилактики брака и низкого качества в процессе разработки и производства продукции;
v испытаний продукции;
v сертификации продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
v аттестации технологических процессов, рабочих мест и исполнителей производственных операций;
v государственного надзора за внедрением и соблюдением стандартов, метрологическим обеспечением производства и другими условиями и факторами выпуска продукции требуемого качества;
v самоконтроля качества в производстве (основных и вспомогательных рабочих, бригад, участков, цехов);
v стандартизации методов и средств контроля качества продукции;
v использование вневедомственных форм контроля качества (заказчиком, продавцами, потребителями и др.).
Эффективность системы контроля качества продукции во многом определяется эффективностью функционирования подсистем, обеспечивающих правильное и своевременное решение задач контроля качества на различных уровнях управления и стадиях жизненного цикла изделий. В составе названных подсистем необходимо выделять подсистемы методологического, материально-технического, технологического, кадрового, информационного, метрологического, математического, правового, финансового и организационного обеспечения контроля качества.
Под техническим контролем качества продукции, проводимом на каждом предприятии, понимается проверка соответствия продукции или процесса производства установленным техническим требованиям. Различаются два вида технического контроля на предприятии: операционный и приемочный.
Операционный контроль заключается в проверке соответствия каждой производственной операции требованиям технологической документации (температура, давление, скорость работы оборудования и т.д.). Одновременно контролируются показатели качества продукции после завершения каждой операции в процессе изготовления продукции. На основе операционного контроля принимаются меры по устранению обнаруженных отклонений. К ним относятся: подналадка оборудования, замена инструмента, регулирование температурного режима, скорости рабочих органов и т.д. Операционный контроль носит профилактический характер и имеет своей целью своевременное обнаружение дефектов в изготовляемой продукции.
Приемочный контроль состоит в том, что проверка устанавливает соответствие готовой продукции требованиям стандартов, технических условий, чертежей и т.д. На основе приемочного контроля принимается решение о соответствии требованиям стандарта и о должном техническом уровне или о забраковании продукции. Цель приемочного контроля – предотвратить поставку продукции, которая не соответствует установленным требованиям.
Наряду с операционным и приемочным, на предприятии осуществляется также входной контроль, цель которого – проверка соответствия установленным требованиям качества сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий и инструментов, поступающих на данное предприятие от предприятий-поставщиков.
При проведении технического контроля качества продукции могут быть выявлены также дефекты продукции. Дефектом называется каждое отдельное несоответствие требованиям, установленным нормативной документацией. Дефекты подразделяются на конструктивные и производственные. Конструктивные дефекты связаны с допущенными просчетами в конструкторской документации. Дефекты могут быть явными и скрытыми. Явными называются такие, для обнаружения, которых применяются соответствующие измерительные приборы, инструменты, лабораторные анализы. Продукция с явными дефектами называется бракованной и не подлежит реализации. Скрытыми называются дефекты, которые обнаруживаются при поступлении продукции к потребителю. Использование такой продукции по назначению становится невозможным, она подлежит возврату предприятию-изготовителю.
С целью наиболее полного выявления дефектов продукции контроль должен быть сплошным и неоднократным. Если по различным причинам невозможно ввести сплошное обследование продукции, технический контроль может оставаться выборочным, но при постоянном совершенствовании методов и порядка его проведения. При обнаружении дефектов, устранение которых технически возможно и экономически допустимо, продукция возвращается на доработку. При обнаружении дефектов, устранение которых технически невозможно или экономически нецелесообразно, продукция включается в состав бракованной.
Система профилактики брака на предприятии предусматривает профилактику брака, как на стадии подготовки производства, так и непосредственно в производстве. В первом случае осуществляются контроль качества новых разработок и входной контроль качества, а во второй – контроль соблюдения технологической дисциплины и самоконтроль качества.
Контроль качества новых разработок предусматривает:
v оценку и регулирование технического уровня разработок;
v нормоконтроль конструкторской документации;
v нормоконтроль технологической документации.
Входной контроль качества предполагает выборочную или сплошную проверку:
v получаемых сырья и материалов;
v полуфабрикатов и заготовок;
v комплектующих изделий и запасных частей.
Контроль соблюдения технологической дисциплины включает:
v контроль точности и стабильности технологических процессов, состояния оборудования, качества оснастки и инструмента, точности средств метрологического обеспечения;
v контроль уровня квалификации и качества труда исполнителей производственных операций;
v межоперационный, в том числе активный, контроль качества деталей, заготовок, узлов и т.п.
Самоконтроль качества используется:
v для оценки результатов труда отдельных работников;
v в деятельности производственных бригад;
v в деятельности участков, цехов, отделов и т.п.
Правильное использование перечисленных видов контроля приводит к тому, что он более активно воздействует на процесс формирования качества изделий, поскольку осуществляется не пассивная фиксация брака в производстве, а профилактика его возникновения. Кроме того, применение указанных видов контроля позволяет своевременно обнаруживать намечающиеся отклонения от установленных требований, оперативно выявлять и устранять различные причины снижения качества продукции, предотвращать возможности их появления в дальнейшем.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11