Рефераты. Методика организации работ по обеспечению качества продукции на фирме






v    среднее квадратичное отклонение;

v    размах;

v    дисперсия;

v    коэффициент вариации.




2. Методы обеспечения качества продукции на предприятии


2.1 Стандартизация продукции


Основные методы обеспечения качества производимой на предприятиях Украины продукции: стандартизация, сертификация, технический контроль на предприятии, экономическая ответственность предприятия за качество продукции. На отдельных предприятиях и в отраслях создаются комплексные системы повышения качества продукции, включающие все меры обеспечения качества продукции во взаимосвязи друг с другом и с методами организации производства и труда, материального и морального стимулирования работников.

Конец 80-х годов отмечен формированием методологии всеобщего (или всеобъемлющего) управления качеством (Total Quality Management – TQM), главным содержанием которой является ответственность всех работников предприятия не только за качество продукции и услуг на всех стадиях разработки, создания и использования, но и за качество функционирования предприятия в целом. Первым шагом на пути к TQM стало появление стандартов ИСО серии 9000 и широкое внедрение их в практику. В этих стандартах качество определяется как «совокупность свойств и характеристик изделий или услуг, обеспечивающих удовлетворение обусловленных или предполагаемых потребностей».

Потребители и глобальная конкуренция меняют стиль ведения бизнеса всюду в мире. Качество – движущая сила этого изменения; качественная продукция и услуги заставляют потребителей компании снова и снова обращаться к ней. Однако, качество не возникает только потому, что о нем говорят.

Для достижения качества нужно работать над ним, понимая процессы – работу, которая выполняется каждый день – и постоянно их совершенствовать.

Стандартизация работы организационной и документированной системы может стать основой создания всесторонней программы управления качеством.

По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация – установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарт – это нормативно технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс правил, норм, требований к объекту стандартизации и утвержденный компетентным органом. Стандарты представляются в виде документов, содержащих определенные требования, правила или нормы, обязательные к исполнению.

Под стандартизацией производства понимается организация выпуска продукции на основе стандартов качества, которые представляют собой систему максимальных требований, норм к уровню показателей качества с учетом достижений науки и техники и передового опыта предприятий. При отсутствии стандарта на продукцию и в связи с особыми условиями изготовления и эксплуатации изделий устанавливаются требования к качеству продукции, выражаемые в специальной технической документации, называемой «техническими условиями» (ТУ).

Выпуск высококачественной продукции обеспечивается введением прогрессивных стандартов, т.е. при определяющей и комплексной стандартизации, которая предусматривает разработку и внедрение стандартов с повышенными по сравнению с достигнутым уровнем нормами и требованиями, а также комплексов нормативно-технических документов, охватывающих всю систему стандартов и технических условий, взаимоувязанных по срокам и устанавливающих сбалансированный уровень требований ко всем компонентам, Влияющим на качество конечной продукции: сырье, материалы, комплектующие изделия, технические средства производства, метопы и средства методологического обеспечения производства.

Стандарты должны определять как уровень качества продукции, так и правила и порядок ее разработки, производства и применения, эти задачи стандартизации решаются путем установления различных видов стандартов: государственных (национальных) стандартов (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), стандартов предприятия (СТП) и др.

В государственных стандартах предусматриваются требования по наиболее важным характеристикам продукции: безопасность для жизни, здоровья, имущества граждан; совместимость и взаимозаменяемость; охрана окружающей среды; требования к методам испытаний продукции по вышеуказанным характеристикам; требования по технике безопасности и гигиене труда.

Отраслевые стандарты разрабатываются в случае необходимости распространения результатов фундаментальных и прикладных исследований, полученных в отдельных областях знаний.

Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг).

Влияние стандартизации на улучшение качества продукции осуществляется через комплексную разработку стандартов на сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, а также через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Стандартизацию следует рассматривать как эффективное средство обеспечения качества, совместимости, взаимозаменяемости продукции и ее составных частей, а также их унификации, типизации, норм безопасности и экологических требований, единства характеристик и свойств продукции, работ, процессов и услуг.

Объектами стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и (или) использования, В зависимости от специфики объекта стандартизации, а также от содержания разрабатываемых и предъявляемых к нему требований все стандарты подразделяются на следующие виды:

v    стандарты основополагающие;

v    стандарты на продукцию, услуги;

v    стандарты на процессы;

v    стандарты на методы контроля, испытаний, измерений, анализа.

Стандарты предприятий разрабатываются, прежде всего, на продукцию, используемую только на предприятии. Они также разрабатываются как дополнения к ГОСТ и ОСТ и регламентируют все виды работ на предприятии: проектирование и разработка продукции, организация испытаний на всех фазах жизненного цикла продукции, материальное и моральное поощрение работников и т.д.

Существуют такие европейские (принятые в Европейском Союзе) и международные (разработанные международными организациями) стандарты. В Украине постоянно проводится работа по обеспечению соответствия национальных стандартов европейским и международным.


2.2 Сертификация продукции


Сертификация качества продукции – метод контроля качества своих изделий. Она заключается в проверке качества продукции в специальных лабораториях (центрах) и опубликовании ее результатов для обеспечения защиты прав потребителей на основе получения ими достоверной информации о качестве продукции и его соответствии стандартам. В Украине часть продукции подлежит обязательной сертификации, как например, изделия, которые могут быть опасными для жизни, здоровья и имущества граждан и окружающей природной среды. Перечень видом продукции, подлежащей обязательной сертификации, и сроки ее проведения устанавливаются Государственным комитетом Украины по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт). По остальным видам продукции сертификация является добровольной.

По результатам проведения испытаний заявителю (предприятию, торговой фирме и др.) выдается сертификат качества и право маркировать продукцию специальным знаком соответствия.

Предприятия-изготовители, продукция которых (продукты питания, медикаменты, изделия бытовой химии, парфюмерно-косметические изделия и т.д.) подлежит обязательной сертификации, могут реализовать свою продукцию только при наличии сертификата качества и знака соответствия.

Предприятия обязаны прекращать или приостанавливать реализацию сертифицированной продукции, если выявлено, что она не соответствует стандарту качества, а также, когда срок действия сертификата истек или оно приостановлено. Добровольная сертификация продукции проводится по инициативе предприятия-изготовителя, продавца, потребителя, органов исполнительной власти, отдельных граждан. Расходы по сертификации продукции включаются в себестоимость продукции.

Для участия в международных торговых отношениях («для выхода на международный рынок») необходимо сертифицировать продукцию предприятия на соответствие международным стандартам. В настоящее время стандарты на мировом уровне разрабатывают три организации:

v    ISO – Международная организация по стандартизации, которая занимается разработкой стандартов на продукцию, услуги, технологические процессы, системы;

v    IЕС – Международная электротехническая комиссия, функционирующая в сфере электротехники и электроники;

v    IТU – Международный союз коммуникаций, который разрабатывает стандарты в сфере телекоммуникаций.

Подтверждение соответствия – документальное подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификацией продукции является процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

Основными целями сертификации являются:

v    создание условий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарном рынке, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

v    содействие потребителям в компетентном выборе продукции;

v    содействие экспорту и повышение конкурентоспособности продукции;

v    защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);

v    контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

v    подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Для подтверждения полного соответствия сертифицированной продукции всем установленным требованиям используется выдаваемый по правилам соответствующей системы сертификации специальный документ – сертификат соответствия.

Следует отметить, что вложенные в сертификацию средства окупаются достаточно быстро за счет возможности значительного повышения цен на сертифицированную продукцию. В то же время отсутствие сертификатов соответствия может привести к запрету на экспорт такой продукции либо потребовать от изготовителя значительного снижения цен на нее.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.