Рефераты. Методика организации работ по обеспечению качества продукции на фирме






v    улучшение экономического положения предприятия;

v    расширение или завоевание новых рынков сбыта;

v    достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;

v    ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

v    улучшение важнейших показателей качества продукции;

v    снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

v    увеличение сроков гарантии на продукцию;

v    развитие сервиса.

Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:

v    обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;

v    новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;

v    вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;

v    качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;

v    повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;

v    всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.

Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.

В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.


1.3           Основные задачи планирования качества продукции


Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:

v    обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;

v    повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;

v    установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

v    совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

v    увеличение выпуска сертифицированной продукции;

v    улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);

v    своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

v    обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

v    разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

v    увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию Планы повышения качества должны быть, обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.

Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.

В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как:

v    прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;

v    планирование повышения качества продукции;

v    нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;

v    разработка и постановка продукции на производство;

v    технологическая подготовка производства;

v    организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;

v    обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;

v    контроль качества и испытания продукции;

v    профилактика брака в производстве;

v    внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;

v    сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;

v    стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;

v    внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;

v    технико-экономический анализ изменения качества продукции;

v    обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);

v    специальная подготовка и повышение квалификации кадров.


1.4 Показатели качества продукции как основная категория оценки потребительских ценностей


Классификация показателей качества продукции

Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:

v    количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);

v    отношению к различным свойствам продукции (показатели – надежности, технологичности, эргономичности и др.);

v    стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);

v    методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);

v    характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);

v    способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные);

При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:

v    показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;

v    показатели надежности и долговечности изделий в конкретных условиях ее использования;

v    показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;

v    показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;

v    эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;

v    эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;

v    патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;

v    экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации.

В настоящее время при оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели ее однородности.

Эффективное управление предполагает также использование обобщающих показателей, которые характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться:

v    объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы;

v    экономический эффект от использования продукции повышенного качества;

v    показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности.

Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии или отрасли.

Показатели назначения продукции

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Показатели назначения подразделяются на показатели:

v    функциональной и технической эффективности (например, производительность машины, прочность ткани и др.);

v    конструктивные (например, габаритные размеры, коэффициент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);

v    состава и структуры (например, процентное содержание одного вещества в другом, концентрация примеси в растворах, сплавах и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.