v улучшение экономического положения предприятия;
v расширение или завоевание новых рынков сбыта;
v достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих предприятий и фирм;
v ориентацию на удовлетворение требований потребителя определенных отраслей или регионов; освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;
v улучшение важнейших показателей качества продукции;
v снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;
v увеличение сроков гарантии на продукцию;
v развитие сервиса.
Управлению качеством продукции во всех странах уделяется достаточно много внимания. В последние годы сформировался новый подход, новая стратегия в управлении качеством, которая реализуется с помощью стратегического и долгосрочного планирования. Она характеризуется рядом моментов:
v обеспечение качества понимается не как техническая функция, реализуемая каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю организационную структуру фирмы;
v новому понятию качества должна отвечать соответствующая организационная структура предприятия;
v вопросы качества актуальны не только в рамках производственного цикла, но и в процессе разработок, конструирования, маркетинга и послепродажного обслуживания;
v качество должно быть ориентировано на удовлетворение требований потребителя, а не изготовителя;
v повышение качества продукции требует применения новой технологии производства, начиная с автоматизации проектирования и кончая автоматизированным измерением в процессе контроля качества;
v всеобъемлющее повышение качества достигается только заинтересованным участием всех работников.
Вышеперечисленное осуществимо только при действии четко организованной системы управления качеством, направленной на интересы потребителей, затрагивающей все подразделения и приемлемой для всего персонала.
В последнее время одним из важных направлений повышения качества продукции на предприятии является планирование подготовки выпускаемых изделий (работ, услуг), систем качества и производств к сертификации.
1.3 Основные задачи планирования качества продукции
Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:
v обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств, существующим и перспективным потребностям рынка;
v повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;
v установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;
v совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;
v увеличение выпуска сертифицированной продукции;
v улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);
v своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
v обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;
v разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;
v увеличение экономической эффективности производства и использования продукции улучшенного качества.
Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию Планы повышения качества должны быть, обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономической эффективности.
Под управлением качеством продукции понимаются действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или потреблении, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня качества продукции.
В число основных функций управления качеством продукции входят, прежде всего, такие функции, как:
v прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
v планирование повышения качества продукции;
v нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
v разработка и постановка продукции на производство;
v технологическая подготовка производства;
v организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
v обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
v контроль качества и испытания продукции;
v профилактика брака в производстве;
v внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
v сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
v стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
v внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
v технико-экономический анализ изменения качества продукции;
v обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
v специальная подготовка и повышение квалификации кадров.
1.4 Показатели качества продукции как основная категория оценки потребительских ценностей
Классификация показателей качества продукции
Всю совокупность показателей качества продукции можно классифицировать по следующим признакам:
v количеству характеризуемых свойств (единичные и комплексные);
v отношению к различным свойствам продукции (показатели – надежности, технологичности, эргономичности и др.);
v стадии определения (проектные, производственные и эксплуатационные);
v методу определения (расчетные, экспериментальные, экспертные);
v характеру использования для оценки уровня качества (базовые и относительные);
v способу выражения (показатели, выраженные безразмерными единицами, например баллами, процентами, и размерные);
При оценке технического уровня и качества продукции используются следующие основные группы показателей качества:
v показатели назначения, характеризующие полезный эффект от эксплуатации и использования продукции и обуславливающие область ее применения;
v показатели надежности и долговечности изделий в конкретных условиях ее использования;
v показатели технологичности, характеризующие эффективность конструкторско-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте продукции;
v показатели стандартизации и унификации, характеризующие степень использования в продукции стандартизированных изделий и уровень унификации составных частей изделия;
v эргономические показатели, характеризующие систему «человек – изделие – среда» и учитывающие комплекс гигиенических, психологических, антропометрических, физиологических, психофизиологических свойств человека, проявляющихся в производственных и бытовых процессах;
v эстетические показатели, характеризующие такие свойства продукции, как выразительность, оригинальность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю;
v патентно-правовые показатели, характеризующие степень патентной защиты изделия в стране и за рубежом, а также его патентную чистоту;
v экономические показатели, отражающие затраты на разработку изготовление и эксплуатацию (потребление) продукции, а также экономическую эффективность ее эксплуатации.
В настоящее время при оценке технического уровня и качества продукции в дополнении к перечисленным традиционным группам показателей используются также экологические показатели, показатели безопасности и транспортабельности продукции, показатели ее однородности.
Эффективное управление предполагает также использование обобщающих показателей, которые характеризуют качество выпускаемой продукции независимо от ее вида и назначения. К ним, в частности, могут относиться:
v объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивных, высокоэффективных изделий в общем выпуске продукции данной группы;
v экономический эффект от использования продукции повышенного качества;
v показатели сортности для продукции ряда отраслей промышленности.
Обобщающие показатели качества используются в планах предприятий, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций. По уровню этих показателей можно судить о качестве выпускаемой продукции в целом на предприятии или отрасли.
Показатели назначения продукции
Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для выполнения которых она предназначена, и обуславливают область ее применения. Показатели назначения подразделяются на показатели:
v функциональной и технической эффективности (например, производительность машины, прочность ткани и др.);
v конструктивные (например, габаритные размеры, коэффициент сборности, коэффициент взаимозаменяемости и др.);
v состава и структуры (например, процентное содержание одного вещества в другом, концентрация примеси в растворах, сплавах и др.).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11