Рефераты. Методика организации работ по обеспечению качества продукции на фирме







Рис. 7 – Схематическое представление цикла «Plan – Do – Check – Act» (PDCA)


Система менеджмента качества – есть система процедур, правил, информации, ресурсов, людей и т.д. взаимодействующих в рамках организации для установления и достижения целей в области качества.

Согласно современным взглядам система менеджмента качества подразумевает наличие ряда элементов, позволяющих реализовать менеджмент качества в полном объеме. К этим элементам относятся:

v    политика в области качества

v    система планирования качества (установление целей в области качества, определение необходимых ресурсов и т.д.)

v    процессная модель организации (описание процессов, блок схемы, процедуры, инструкции и т.д.)

v    система контроля качества (входящих ресурсов, полуфабрикатов, продукции, процессов т.д.)

v    система мониторинга удовлетворенности потребителей

v    система внутренних проверок качества

v    система внешних проверок качества (в особенности в случае сертификации)

v    система управления информацией о качестве процессов и продукции (записи по качеству)

v    система анализа качества со стороны руководства

v    система непрерывных улучшений качества

v    управление несоответствиями

v    корректирующие действия

v    предупреждающие действия

v    система управления внешними поставщиками

Архитектура системы менеджмента качества и конкретные способы реализации ее элементов в конкретной организации зависят от ее масштаба, профиля, структуры, культуры, стиля управления, целей и других факторов.


3.4           Планирование качества продукции на малых предприятиях


На малых предприятиях обычно отсутствуют специальные структурные подразделения или отдельные работники, профессионально занимающиеся планированием качества продукции. В результате нередко возникают трудности в информационном и нормативном обеспечении процессов планирования качества, встречаются методологические недостатки.      

Планы повышения качества продукции малых предприятий содержат ограниченное число разрабатываемых показателей и нередко являются условиями заключенных договоров на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг). Зачастую вопросы повышения качества на малых предприятиях не находят должного отражения в разрабатываемых ими бизнес-планах собственного развития (особенно, в таких разделах, как «виды товаров и услуг», «план производства», «организационный план», «правовое обеспечение деятельности фирмы», «финансовый план» и др.).

Научно обоснованный подход требует разработки на малом предприятии самостоятельного документа – плана повышения качества продукции (работ, услуг). Применительно к малому предприятию он может включать следующие разделы:

v    плановые показатели и задания по повышению качества продукции для предприятия в целом;

v    плановые показатели и задания по повышению качества продукции для внутренних подразделений предприятия;

v    плановые мероприятия по материально-техническому обеспечению повышения качества продукции;

v    плановые мероприятия по организационному обеспечению повышения качества продукции;

v    плановые мероприятия по кадровому обеспечению повышения качества продукции.

На малых предприятиях из-за отсутствия в их структуре управления некоторых технических и экономических служб строгое построение системы управления качеством продукции по функциональному признаку весьма затруднительно. Поэтому в зависимости от организационной структуры малого предприятия одно подразделение может быть назначено ответственным за реализацию двух или более специальных функций управления качеством, соответствующих его профилю и задачам. В подобных случаях один стандарт предприятия может разрабатываться на две или более функции управления качеством продукции.

Планирование качества продукции в договорах и контрактах

Необходимый уровень качества продукции может быть совместно установлен (то есть запланирован) ее изготовителем и потребителем в договоре. Различные аспекты установления, обеспечения и контроля уровня качества продукции в договорах и контрактах самых различных видов регламентированы действующим законодательством.

При планировании требуемого уровня качества продукции
в договорах и контрактах необходимо учитывать, что его определение может осуществляться следующими способами: по стандартам, по техническому описанию, по образцам, каталогам и проектам продавца, являющимся неотъемлемой частью контракта.

Стандартами обычно обозначают качество достаточно простых изделий.

Для сложной технической продукции и продукции, на которую отсутствуют стандарты (но к которой предъявляются специальные требования), качество определяется техническими условиями. При этом сами технические условия обычно даются в приложении к договору.

Качество продовольственных товаров подтверждается наличием соответствующего сертификата, ветеринарным сертификатом, выдаваемым ветеринарной службой, а также санитарным сертификатом, выдаваемым на каждую партию товара.

При определении качества по образцу поставщик предоставляет потребителю образец продукции. После подтверждения потребителем данного образца он становится эталоном. При этом в контракт, как правило, вносятся сведения о количестве отобранных образцов и о порядке их сравнения с поставляемым товаром. В договорных взаимоотношениях поставщиков и потребителей нередко возникают конфликтные ситуации, поэтому отобранные образцы зачастую хранятся не только у сторон договора, но и в нейтральной фирме, зафиксированной в контракте. В числе требований, предъявляемых к качеству изделий, производство которых организовано одновременно на нескольких предприятиях, стороны договора (торговые посредники) могут указывать в тексте контракта конкретного изготовителя продукции.

Серьезной проблемой, возникающей при планировании качества продукции в договорах и контрактах, является четкое определение всех условий проверки товара по качеству.

Проверка товара по качеству всегда зависит от его характера и назначения. Если товаром является сложнотехническая продукция, то ее необходимо проверить в работе. Для этого потребителю должно быть предоставлено право заявить свои претензии (предъявить рекламацию) в течение достаточно длительного срока. Если товаром являются продовольственные изделия, то его приемка по качеству обычно состоит из внешнего осмотра и экспертизы. Такая приемка проводится на основании документов, подтверждающих качество товара, дату и место его производства, срок хранения и др.

Гарантии качества товара обычно выделяются в отдельной статье договора или вносятся в раздел о его приемке сдаче. Сторонами договора, как правило, согласуются сроки гарантий, обязанности сторон в течение гарантийного периода, порядок предъявления претензий и удовлетворения рекламаций и др.




Выводы


Одним из важнейших факторов роста эффективности производства является улучшение качества выпускаемой продукции. Повышение качества выпускаемой продукции расценивается в настоящее время, как решающее условие её конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Конкурентоспособность продукции во многом определяет престиж страны и является решающим фактором увеличения её национального богатства.

Современный уровень развития народного хозяйства и научно-технического прогресса, а также растущие потребности населения настоятельно требуют повышения качества выпускаемой продукции. Качество продукции по мере развития НТП все в большей степени зависит от уровня технологии и определяется рядом таких факторов, как механизация и автоматизация технологических процессов, их непрерывность, качество исходных материалов, организация труда, требование техники безопасности и охраны труда на производстве. Необходимо учитывать также и экономические критерии управления качеством. Недопустимо повышение качества продукции за счет ухудшения гигиенических, экологических, эстетических и других условий производства.

Качество – одна из фундаментальных категорий, определяющих образ жизни, социальную и экономическую основу для развития человека и общества. Проблема качества не может быть решена без участия ученых, инженеров, менеджеров. Качество является важным инструментом в борьбе за рынки сбыта и определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством.

В истории развития документированных систем качества можно выделить пять этапов: качество продукции как соответствие стандартам; качество продукции как соответствие стандартам и стабильность процессов; качество продукции, процессов, деятельности как соответствие рыночным требованиям; качество как удовлетворение требований и потребностей потребителей и служащих; качество как удовлетворение требований и потребностей общества, владельцев (акционеров), потребителей и служащих.

Сущность системы качества промышленного предприятия состоит в ориентации ее на требования потребителя к качеству продукции; органической совокупностью компонентов такой системы являются организационная структура, процедуры, процессы и ресурсы, по которым оценивается способность системы обеспечивать ее надлежащее функционирование. В современных условиях в понятие «всеобщее управление качеством» необходимо также включать процедуру руководства процессом повышения качества, базирующуюся на определенном наборе приемов и средств, используемых для анализа, исследований и контроля показателей системы качества, и позволяющую обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению.

Современный рынок требует от успешной компании непрерывного совершенствования качества и повышения эффективности деятельности. Следовательно корпоративный стандарт качества должен систематически развиваться. Для этого в компании устанавливается система целей в области качества, как общекорпоративные, так и функциональные (по процессам, подразделениям и т.д.).

В основе системы целей в области качества лежит Политика Компании в области качества.

Цели в области качества должны регулярно пересматриваться и корректироваться по мере их реализации и в соответствии с изменениями во внутренней и внешней среде Компании.

Деятельность по совершенствованию качества имеет стратегическое значение для Компании, поэтому для обеспечения ее эффективности и последовательности должна существовать система стимулирования достижений в области совершенствования качества.

Такая система должна способствовать инициативе сотрудников, обеспечивать их заинтересованность в качестве. Она должна основываться на выработанных для каждого процесса параметрах и нормативах качества.




Список литературы


1.         Ребрин Ю.И. Управление качеством: Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174 с.;

2.         Варакута С.А. Управление качеством продукции. – М.: Издательство РИОР, 2004.;

3.         Интернет-ресурс, посвященный менеджменту качества во всем его разнообразии:

4.         Кулакова О.Г. Управление внедрением систем качества на промышленных предприятиях: мотивационный подход;

5.         Менеджмент качества: разрушая стереотипы;

6.         Шевчук Денис Александрович. Управление качеством: [учебник] / Д.А. Шевчук. – М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. – 216 с.;

7.         Економіка підприємства: Підручник/ За ред. С.Ф. Покропивного. – К.: КНЕУ, – 1999. – с. 357 – 379;

8.         Планування діяльності підприємства. Конспект лекцій (для студентів спеціальності 6.050100 – «Економіка підприємства», спеціалізації «Економіка підприємств міського господарства»). / Укл. Княжеченко В.В. – Харків: ХНАМГ, 2007. – 150 с.;

9.         Управление качеством. Публикации консалтинговой компании «Iteam»

10.     Белейчева А.С., Гаффорова Е.Б. Экспертная оценка продукции – инструмент определения удовлетворенности потребителей // Методы менеджмента качества. – 2002 – №6;

11.     Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: Учебное пособие. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «дело и Сервис», 2002.;

12.     ДСТУ ISO 9001–2001. Системи управління якістю. Вимоги. – К.: Держстандарт України, 2001.

13.     ДСТУ ISO 9000–2001. Системи управління якістю. Основні положення та словник. – К.: Держстандарт України, 2001.

14.     ДСТУ ISO 9004–2001. Системи управління якістю. Настанови щодо поліпшення діяльності – К.: Держстандарт України, 2001


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.