Рефераты. Кадровые проблемы в российской библиотечной системе






Несмотря на явный крен в сторону информационного обеспечения, и в этих школах с библиотек не снимается функция просветительства и привлечения к чтению. Эта работа во многом связана с подготовкой целого ряда специальных мероприятий, направленных на привлечение к внеклассному, внепрограммному чтению, преимущественно – в начальной и средней школе. Следовательно, библиотекари уделяют много внимания анализу чтения.

Воспитательная работа. В соответствии с планом воспитательной работы школы библиотека участвует в подготовке классных часов и внеклассных мероприятий, сотрудничая с классными руководителями, завучами по воспитательной работе и вожатыми.

Общеобразовательные школы

Функции библиотек общеобразовательных школ в целом те же, что у предыдущей группы, но с большим креном в сторону просветительской и образовательной работы. Приоритеты в функциях по фактической занятости работников библиотеки можно расставить так:

1. Обеспечение учебного процесса учебниками, методической и дополнительной литературой.

2. Анализ чтения и привлечение детей к внепрограммному чтению, пропаганда литературы (разработка выставок, праздников и массовых мероприятий, связанных с книгой, встречи с писателями и т.д.).

3. Воспитательная работа в соответствии с общим планом школы: участие в общешкольных и классных мероприятиях.

4. Развитие информационной грамотности или, как минимум, основ библиотечно-библиографических знаний. Как правило, это проведение 3–4 библиотечных уроков в год в каждом классе, которое вменяется библиотекарям в обязанность, и тем не менее далеко не всегда оплачивается как дополнительная работа.

5. В ряде школ библиотекари привлекаются к работе с родителями. Особенно там, где в школе действуют родительские лектории и т.п.

Сельские и поселковые школы

Кроме обязательной функции обеспечения учебного процесса учебной и другой литературой, библиотеки этих школ часто являются социальными и культурными центрами школы, а зачастую и населенного пункта, особенно если в селе (поселке) отсутствует или не очень активно работает публичная библиотека.

В соответствии с этой ролью очень большое место в работе библиотеки занимают воспитательная, культурно-просветительная функции и (зачастую отдельным блоком в плане!) работа с родителями.

Закупка учебников. В силу плохого развития на селе структуры книжной торговли, а порой и полного отсутствия книжных магазинов, именно на школьную библиотеку ложится работа по закупке (добыванию, транспортировке) учебников сверх выделяемых по заказу на бюджетные деньги. Именно на селе не только формирование списка недостающих учебников, но и закупка учебников на родительские деньги и даже сбор денег ложится на библиотеку. Это подтверждает и исследование, проведенное социологами под руководством Н.В.Ивановой и Н.В.Осетровой[31].

Большое внимание в сельских школах уделяется индивидуальной воспитательной работе с детьми. Библиотека выступает порой как центр релаксации и неформального общения. Многие библиотекари называют это приоритетным для них направлением работы и не жалеют на него времени, сил, внимания. Это сами специалисты часто отмечают как специфику работы школьного библиотекаря на селе.

Из-за отсутствия в малокомплектных школах даже 0,5 ставки, там практически повсеместно отсутствуют библиотеки. Тогда как именно в этих школах роль библиотеки особенно важна. Об этом свидетельствуют и письма читателей из малокомплектных школ и опыт некоторых школ, где библиотека, несмотря на отсутствие даже 0,5 ставки, существует и действует.

Библиотеки детских домов, школ-интернатов для детей, лишенных родительского попечения

В этой части профессионального школьно-библиотечного сообщества не без основания бытует мнение, что библиотека интерната или детского дома в наибольшей степени ведет педагогическую работу и лишь потом – информационную.

Не умаляя необходимости обеспечения учебного процесса литературой и периодикой, делая все, что с этим связано (комплектование, ведение каталогов и картотек, создание выставок, подготовка рекомендательных списков), библиотекари здесь видят роль библиотеки как социального и культурного центра школы. Это особенно касается тех детских домов, где дети, живущие в них, посещают местную общеобразовательную школу.

На наш взгляд, необходимо разработать специальные рекомендации и пособия в помощь работе библиотек детских домов и школ-интернатов. Это первая структура, в которой наиболее важно введение должностей педагогов-библиотекарей с соответствующей подготовкой и заработной платой. Читательская почта газеты «Библиотека в школе»[32] свидетельствует об остром дефиците (чтобы не сказать – полном отсутствии) материалов в помощь работе библиотекарей детских домов и школ-интернатов и недостатке штата для этих библиотек. Для них должны быть отдельно прописаны цели и задачи библиотеки, функционал работников, а штатное расписание должно формироваться исходя не из количества классов-комплектов или учащихся, а из функционала с учетом целей и задач библиотеки и увеличенных втрое против обычного[33] норм времени на обслуживание одного читателя.

Многие библиотекари этого типа школ считают особенно важным выведение работы с учебниками из функционала библиотеки, чтобы высвободить время библиотекаря для работы по развитию информационной грамотности у детей, по работе библиотеки как информационного, социального и культурного центра школы. Тем более что работа по закупке, выдаче и отслеживанию использования учебников в замкнутом пространстве школы-интерната не требует особых профессиональных навыков, кроме точного знания учебного процесса. В идеале – применение новых информационных технологий (в том числе и в учебном процессе) должно развиваться именно на базе библиотеки, как и некоторые досуговые функции. Библиотекари видят эту часть работы органичной в своей библиотеке, но подчеркивают, что это возможно лишь при достаточном числе штатных единиц.

Библиотеки школ и интернатов для детей с ограниченными возможностями

Особая работа этих школ, какого бы вида они ни были, безусловно предъявляет другие требования и к библиотекам.

Информационное обеспечение учебного процесса требует от работников библиотеки не только знания репертуара нужных учебников, пособий и методической литературы, но и знания особенностей восприятия информации их подопечными. В таких школах библиотекарям часто нужно особым образом оформлять справочно-библиографический аппарат и фонд, чтобы дети справлялись с поиском литературы сами или при минимальной помощи взрослых.

Библиотекарям подобных школ необходимы знания основ психологии и дефектологии в сочетании с профессиональным библиотечным образованием.

Воспитательная работа и деятельность по привлечению к чтению играют очень важную роль в библиотеках этих школ, ибо больше всего дети нуждаются именно в индивидуальном подходе и учете их особенностей. Большой опыт по отслеживанию индивидуального читательского развития детей и разработке форм этой работы накоплен в школе-интернате для глухих детей г. Кирова Калужской области.

Библиотека как центр социализации детей с ограниченными возможностями. Такой видят роль библиотеки работники многих спецшкол, т.к. именно в неформальном общении вне уроков, при самостоятельной подготовке дети больше всего осваивают социальные навыки.[34]


3.2 Кадры для школьных библиотек – современное состояние


Официальные документы Минобразования РФ регламентируют количество и номинацию ставок в школьных библиотеках в зависимости от количества классов-комплектов в школе (от 0,5 ставки при менее 13 классов-комплектов до 2 ставок при более 32 классов). Эта система на практике чрезвычайно неудобна и создает множество проблем как работникам библиотек, так и руководителям школ. В небольших школах складывается ситуация, когда в зависимости от набора и выпуска данного года (12 или 14 классов в школе) ставка библиотекаря колеблется от 0,5 до целой. Во-первых, это нарушает трудовые права работника библиотеки, т.к. директор при потере библиотекарем 0,5 ставки не всегда может обеспечить его другой работой соответственно квалификации. Во-вторых, это лихорадит работу библиотеки, что, естественно, сказывается на ее качестве. Сокращение времени работы библиотеки для читателей нарушает их конституционное право на информационное обеспечение и беспрепятственный доступ к информации.

Опыт многих школ разных типов показал, что передовые директора, пользуясь правом варьирования штатного расписания, добиваются у себя в школах такого формирования штата библиотеки, который бы обеспечил ее качественную и бесперебойную работу. Однако это представляет для директоров большую сложность, т.к. они тоже сильно ограничены в своих действиях не только скупым финансированием, но и множеством неясных и противоречивых документов, которыми они должны руководствоваться.

Например, в перечне должностей работников образования нет ни должности библиотекаря, ни заведующего библиотекой. Эти, так же как другие библиотечные должности, есть лишь в перечне должностей работников культуры. Однако в этом, последнем перечне есть еще множество вариантов должностей (библиограф, ведущий библиотекарь, библиотекарь I, II категорий, главный библиотекарь, библиотекарь-методист), которые де-факто не признаются большинством планово-экономических органов образования, а значит, почти не используются при формировании штата библиотек общеобразовательных учреждений. Эта проблема невозможности введения других библиотечных должностей возникла еще и потому, что в официально не действующих, но фактически по-прежнему применяющихся на местах тарифно-квалификационных характеристиках (ТКХ) по должностям работников образования (отозваны приказом Минобразования РФ № 2797 от 28.09.2000), в список учебно-вспомогательного персонала включены лишь библиотекари, а в список административного персонала – заведующий библиотекой. Другие варианты должностей библиотечных работников ТКХ не предусмотрены, да и для этих не четко прописана схема присвоения разрядов и возможность аттестации.

Проблемы возникают еще и потому, что Минобразования РФ рекомендует при возникновении вопросов по штату библиотек руководствоваться документами Министерства культуры, разработанными для публичных библиотек. Очень часто на местах документы Минкультуры в расчет не принимаются, т.к. зарплату библиотекарям школ платит Минобразования. Таким образом, школьные библиотекари лишены прав и льгот системы Минкультуры, а также прав и льгот педагогических работников и, независимо от уровня квалификации и стажа работы по специальности, сведены к уровню технического персонала. Такое снижение статуса нарушает права работников, гарантированные Трудовым кодексом, т.к. в ТКХ работников образования и других документах, регламентирующих начисление зарплаты библиотечным работникам, к ним предъявлены требования по образованию и стажу работы не как к техническому персоналу.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.