Рефераты. Кадровые проблемы в российской библиотечной системе






Важнейший отрицательный фактор - сокращение часов на практику и освоение инструментальных знаний, умений и навыков. Необходимо создание максимальных условий для погружения студента в профессиональную среду с первых дней его учебы в вузе, знакомства его с творческой, яркой жизнью лучших библиотек, встреч с успешными представителями библиотечного сообщества. Только так можно сформировать уважение и тягу к библиотечной профессии, понять и оценить ее значимость и перспективность в информационную эпоху.

Серьезные задачи предстоит решить в связи с разработкой образовательных стандартов нового поколения в свете перехода на трехуровневое образование. В них целесообразно отразить получение как базовых, так и прикладных знаний в контексте национальных библиотечных программ: создание Общероссийской компьютерной библиотечно-информационной сети ЛИБНЕТ[19], Сохранения библиотечных фондов РФ[20], Поддержки и развития чтения[21].

В связи с последней необходимо принципиально решать вопрос о повышении уровня литературной подготовки и общекультурной компетенции выпускников профильных вузов, их углубленного ознакомления с психологией и социологией чтения, герменевтикой, педагогическим инструментарием формирования культуры чтения.

Фактически речь надо вести о новой концепции профессионального библиотечно-информационного образования в русле Болонского процесса[22]. Оно должно быть не только адекватно динамике развития отрасли, но и носить упреждающий характер, базироваться на метазнаниевых технологиях, которые становятся в век электронных коммуникаций главным инструментом профессионала.

В связи с этим следует, вероятно, вводить новые курсы, дающие «знания о знаниях», т.е. структуре, контенте и тенденциях развития системы документных коммуникаций и знаниевых потоках, методах их интерпретации, анализа и структурирования и т.д., а также умения самостоятельно добывать новое знание. К системе метазнаниевых можно отнести, в частности, такие дисциплины как «Документология», «Информационные ресурсы и коммуникации», «Информационная культура», «Герменевтика», «Текстология», «Теория систем, системный анализ и моделирование» и др.

Синтез в освоении метазнаниевых, электронных и социальных технологий должно, на наш взгляд, стать основой инструментально ориентированного библиотечно-информационного образования в будущем.

При этом предстоит решать и еще одну серьезную проблему – повышения качества профессионального образования. Вопросы качества являются ключевыми в Болонском процессе и предусматривают не только соответствие результата образования поставленной цели, но и эффективное комплексное решение задач образования, воспитания и развитие будущего специалиста. Это напрямую корреспондируется с ранее высказанными положениями.

Что касается введения бакалавриата[23] и магистратуры[24], то вопрос, нужны ли бакалавры и магистры отрасли, на наш взгляд, праздный. Главное, какими знаниями и навыками они будут обладать и в каком функциональном диапазоне. В связи с этим предстоит обеспечить более четкую дифференциацию и преемственность образовательных программ среднего профессионального образования, которое остается в том же формате, и высшего – двух или трехуровнегого.

Перечень должностей, открытых для бакалавров, пока не разработан, однако существует мнение практиков (по данным пилотного опроса, проведенного в 2006 г.), что бакалавры смогут занимать все должности, требующие высшего образования, за исключением руководителя крупного подразделения и директора библиотеки (например, центральной региональной), а также научных и преподавательских в вузах.

Болонскую декларацию не следует рассматривать как навязывание чужой воли, она имеет под собой только добровольную основу. Но мы убеждены, что следование ее принципам - прекрасная возможность реформировать высшую школу с учетом требований практики и заимствования лучшего из европейской образовательной системы, о чем речь идет уже многие годы.

Однако подготовка дипломированных специалистов – это лишь начальный этап непрерывного образования. Значительная нагрузка по профессиональному развитию кадрового потенциала отрасли сегодня ложится на переподготовку и повышение квалификации. В современных условиях для многих тысяч работников библиотек - филологов, историков, социологов, программистов, специалистов сельского хозяйства, инженеров, медиков, военных – дополнительное библиотечное образование - главный, а часто и единственный шанс адаптироваться к новым реалиям жизни, новому профессиональному сообществу, гарантия социальной защиты и будущего служебного роста.

Кроме этого данные образовательные форматы – важный инструмент модернизации библиотечного дела в целом, площадка, где осваиваются, а зачастую и рождаются новые идеи, концепции, технологии, аккумулируется инновационный библиотечный опыт, а затем транслируется и внедряется в практику.

В последние годы в этой сфере непрерывного образования достигнуты определенные успехи и, в первую очередь благодаря созданной системе государственного заказа на профессиональную переподговкуи повышение квалификации по актуальным направлениям развития отрасли. В рамках госзаказа прошли обучение более 2000 руководителей и ведущих специалистов из 75 регионов России. Разработана и реализуется Концепция дополнительного профессионального библиотечного образования[25]. В 2003 г. было проведено заседание Коллегии Минкультуры, специально посвященное вопросам его совершенствования. На базе АПРИКТ был создан Федеральный координационный центр ДПО.[26]

Значительно активизировалась деятельность центральных региональных и муниципальных библиотек в сфере повышения квалификации кадров. В 2005 г. был организован Всероссийский конкурс на лучший образовательный проект среди муниципальных библиотек, показавший, насколько творчески решаются ими вопросы профессионального развития кадров.

Но проблемы остаются и главная среди них - почти полное отсутствие возможности профессиональной переподготовки для тех, кто не имеет библиотечного образования. В стране только 3 структуры (АПРИКТ, Учебный центр РГБ, Омский региональный инновационный центр) имеют сегодня право выдавать дипломы государственного образца по аккредитованным образовательным программам этой формы обучения. В результате за год профессиональную переподготовку проходят не более 50 человек, а нуждаются в ней сегодня около 12 тысяч работников библиотек.

Решение проблемы – открытие программ профессиональной переподготовки для библиотечных работников профильными вузами страны. Сегодня они подобные программы не реализуют.

Необходимо также добиваться, чтобы в консолидированном бюджете на культуру в части расходов на библиотеки выделялось не менее пяти процентов средств на переподготовку и повышение квалификации библиотечных кадров. Это требование записано в решении упомянутой выше Коллегии МК РФ и соответствует рекомендациям ИФЛА. Кстати, некоторым регионам вопрос финансовой поддержки непрерывного образования библиотекарей удается решить (например, Липецкая область, Краснодарский край).

В связи с этим следует подчеркнуть, что в современных условиях реформирования библиотечной системы, на центральные библиотеки регионов и, в первую очередь универсальные ложится еще большая ответственность за формирование и реализацию кадровой региональной политики.

Требуется сохранить и систему государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации руководителей и ведущих специалистов отрасли, которая, в связи с реорганизацией системы управления культурой на федеральном уровне, стала сворачиваться. Упразднен год назад и Федеральный координационный центр ДПО, в результате чего приостановилась работа по созданию в рамках РБА института общественной профессиональной сертификации образовательных программ в сфере повышения квалификации библиотечных кадров.

Необходимо также проведение мониторинга образовательной среды и кадровой ситуации в библиотечном деле, создание единой информационно-ресурсной базы научно-методического сопровождения учебного процесса на разных его уровнях. В связи с этим создание под руководством МЦБС соответствующего контент-блока на информационно-образовательном Портале в сфере культуры и искусства позволит на принципиально новом уровне решать проблемы интерактивных коммуникаций и дистанционного обучения в отрасли.

Что касается кадровой политики в рамках конкретных библиотек, то ставка сегодня делается на молодых. Однако их немного – от 10 до 30 % общего библиотечного персонала. Удержать их в библиотеке не просто. Пути решения этой проблемы есть, и умные руководители их, как правило, находят. Среди них - снятие «уровниловки» в оплате труда, перспективы должностного роста, удовлетворение от выполняемых функциональных обязанностей, создание условий для реализации творческих амбиций, возможности для профессиональных контактов со своей возрастной категорией, получения новых знаний с учетом склонностей и интересов, различные формы социальной поддержки и защиты, гибкий рабочий график. Кстати, компьютеризация библиотечных процессов и Интернет-технологии тоже весьма привлекательны для молодежи.

В целом современная библиотека дает много возможностей молодым для раскрытия себя и самореализации, надо только умело выстраивать молодежную персонал-стратегию. Можно привести сотни примеров эффективной кадровой молодежной политики. Большие перспективы формирования новой трудовой мотивации, корпоративной морали, профессиональной социализации открывает и Всероссийский проект «Молодые в библиотечном деле», успешно реализуемый в последние годы.

Желательно также, чтобы руководители библиотек более творчески подходили к использованию Единого всероссийского классификатора должностей при решении кадровых вопросов.

В заключении, хочется еще раз подчеркнуть, что от решения кадровых проблем отрасли в первую очередь зависит будущее библиотек и их социальная востребованность в век электронных коммуникаций и общества знаний.[27]


2.3 Повышение эффективности кадрового планирования – путь решения кадровых проблем библиотечной отрасли


Рациональное использование человеческих ресурсов является одним из основных факторов успешной деятельности организации. Главная функция руководителя при этом – объединение и сплочение персонала для эффективного выполнения кадровых задач.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.