Рефераты. Кадровые проблемы в российской библиотечной системе






Схема построения персонал–стратегии

Мы уже подчеркивали, как важно, чтобы цели кадрового планирования были производными от целей библиотеки. Иными словами, специфические исходные требования в виде выбора характеристик, которыми должны обладать работники библиотеки, определяются исходя из целей библиотеки в целом.

Элементами стратегического управления персоналом являются:

·      анализ внешней и внутренней среды;

·      формулирование специфических целей деятельности организации по управлению персоналом;

·      формирование отношений управленческих кадров;

·      разработка стратегических вариантов развития управления персоналом;

·      создание организационной структуры служб управления персоналом;

·      выработка критериев эффективности системы управления персоналом;

·      определение ограничений на функционирование системы (финансовые, временные, материальные, возрастные, социальные).

Анализ среды. Выдвигаемое требование учета особенностей внешней среды (экономической, политической, социальной и экологической ситуации) определяет взаимовлияние всех организационных подсистем (в том числе маркетинговой) и формирует цели и задачи персонала.

Определение и исследование интегральных, субъективных и объективных факторов управления персоналом позволяет проводить глубокую аналитическую оценку труда работников, прогнозировать их развитие и создавать более эффективную систему материального стимулирования.

Глобальная стратегическая задача, или миссия. С точки зрения целевой характеристики, управление персоналом должно рассматриваться как целенаправленная деятельность работников подразделений системы управления персоналом, линейных и функциональных руководителей, включающая:

·      разработку стратегии кадровой политики, концепцию управления персоналом;

·      формирование и совершенствование системы управления человеческими ресурсами;

·      работу с людьми.

Цель развития персонала определяется как повышение его образовательного и квалификационного уровня, создающего основу конкурентоспособности и устойчивости библиотеки. Инструментом ее достижения служат качественные преобразования в организации в целом, привнесение в управление персоналом новых элементов и связей, изменяющих содержание и характер трудовой деятельности и отношений работников (реинжиниринг).

Процесс установки целей начинается с утверждения глобальной стратегической задачи, или миссии, которая определяет будущее организации. Все остальные цели формулируются на ее основе и используются для установления краткосрочных (текущих) целей. Краткосрочные цели могут быть выражены в количественных характеристиках.

Формирование отношений управленческих кадров. В процесс планирования должны включаться все уровни управления организацией. Такой подход создает восходящие и нисходящие потоки информации в течение процесса планирования, а это гарантирует, что цели сообщаются и координируются через все уровни организации.

Постановка кадровой проблемы. После того как цели установлены, необходимо сформулировать кадровую проблему. По сути, это постановка вопроса: что нужно библиотеке с точки зрения ее кадрового обеспечения?

Параметры заданной производственной программы и организационная структура библиотеки определяют требуемое количество персонала и его качество (уровень знаний, опыта, навыков). Разрабатываются как общая потребность в кадрах, так и потребность по отдельным должностям и специальностям.

Главное – не рассматривать квалификации и способности представленных работников библиотеки, а определять квалификации и способности, которые требуются для достижения поставленной цели.

И здесь приходит на помощь ряд техник для анализа содержания работы: фотография рабочего места, текущее описание заданий, проведение собеседования с теми работниками, которые сейчас выполняют данную работу. По результатам исследования определяются степень целесообразности и ранг значимости отдельных трудовых действий, которые следует перевести вначале в квалификационные требования персонала, затем – в типы и количество необходимых библиотеке кадров.

Планы действий. Проблема планирования кадров обусловлена сложностью прогнозирования поведения работников. Возможности использования кадров и отношение их к работе прогнозируются с высокой степенью неопределенности. В связи с этим в процессе планирования они представляют собой ненадежные сегменты.

Как только требования к персоналу определились, разрабатываются планы действий для достижения желаемых результатов. Планы должны указывать потребность библиотеки в наборе, отборе, подготавливать определенные типы необходимого персонала. Они составляются так, чтобы можно было реализовать необходимые корректировки.

Например, имеются четыре пути сокращения общего числа служащих: сокращение производства, истечение срока контракта, побуждение к раннему уходу в отставку, побуждение к добровольному уходу с должности.

Подходы, не приводящие к отставке служащих, включают:

·      реклассификацию (понижение в должности служащего, понижение возможностей работы или комбинация этих двух подходов);

·      перемещение служащего в другие службы организации;

·      перераспределение работы.

Экономический аспект кадрового планирования

С производственно–экономической точки зрения кадровое планирование библиотеки представляет собой оценку при помощи чисто экономических и организационных критериев соответствия между работником библиотеки и его рабочим местом на определенном участке труда.

Конкретно кадровое планирование заключается в расчете необходимого контингента:

·      по количеству работников;

·      их квалификации;

·      времени занятости и расстановке кадров в соответствии с текущими и перспективными задачами развития библиотеки.

Расчетная потребность в рабочей силе сравнивается с фактическим состоянием обеспеченности библиотеки на определенную дату, что дает информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.

Поскольку кадровое планирование неразрывно связано с другими процессами планирования, его временные рамки должны соотноситься с аналогичными характеристиками планирования в библиотеке. Планы библиотеки можно классифицировать в зависимости от периода, на который они составляются, следующим образом:

·      краткосрочные (ежеквартальные, годовые);

·      среднесрочные (на пять лет);

·      долгосрочные (более пяти лет).

В идеале библиотека должна составлять планы на каждый из этих периодов, при этом краткосрочные планы должны быть обеспечены кадровым планированием, а среднесрочные и долгосрочные планы – персонал–стратегией библиотеки.

Управлять библиотекой в настоящее время – значит умело внедрять инновации, применять на практике достижения науки, использовать стратегическое планирование и персонал–стратегию, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг, проводить самостоятельные маркетинговые исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности.[29]

Глава 3. Проблемы привлечения кадров в школьных библиотеках

 

3.1 Функции школьной библиотеки в современных условиях


Говоря о функциях современной школьной библиотеки, необходимо иметь в виду несколько общих замечаний.

Функции, прописанные как рекомендуемые в Примерном положении о библиотеке общеобразовательного учреждения Минобразования РФ[30] и некоторых региональных документах, сформулированы так, что если выполнять их в полном объеме, рабочая неделя каждого работника библиотеки в школе увеличится примерно вдвое против допустимой Трудовым кодексом.

При этом по документам того же Минобразования штат школьной библиотеки варьируется от 0,5 до 2 ставок, не больше.

Как следствие этого, в школах разных типов и в разных регионах функции школьных библиотек де факто варьируются в зависимости от местных условий и взглядов местного руководства.

Взгляды работников местных управлений образования, директоров школ и работников школьных библиотек на функции библиотеки могут сильно различаться, если представлять отдельно тех, других и третьих, проведя соответствующие социологические исследования.

Гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов

Как правило, это школы, расположенные в больших городах или районных центрах вокруг мегаполисов.

Независимо от количества сотрудников в библиотеке и степени ее технической оснащенности, которые могут существенно различаться, в целом можно говорить об общих подходах к функциям библиотек этого типа школ.

Главной, но не единственной функцией школьных библиотек здесь является информационная поддержка учебного процесса. Обычно ее понимают в таких школах значительно шире, чем обеспечение учеников и учителей учебниками, пособиями и методической литературой.

Как правило, кроме упомянутого обеспечения учебной и методической литературой от библиотеки в этих школах ждут:

предоставления расширенного репертуара справочных, научно-популярных и периодических изданий, вплоть до организации МБА;

ведения полного справочно-библиографического аппарата (каталоги, тематические картотеки на книжный фонд и другие носители информации, рекомендательные списки, роспись периодики и т.п.);

– регулярного проведения тематических и информационных обзоров литературы и периодики;

– именно на библиотеки возлагается задача развития информационной грамотности учащихся (не путать с основами компьютерной грамотности и уроками информатики). Эта работа может вестись в разных школах по-разному: в виде специальных библиотечных уроков или их фрагментов, систематически проводимых библиотекарями на занятиях по каким-либо предметам; в других школах это в большей степени работа в виде индивидуального консультирования. Обычно в школах данных типов она считается необходимой и занимает много времени. Есть школы, где уроки библиографии или информационной грамотности введены в сетку часов и составляют неотъемлемую часть учебного процесса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.