1) по объему реализации:
2) по цене:
3) по переменным затратам:
4) по постоянным затратам:
Полученные в результате расчетов значения оформим в таблице 19.
Таблица 19 - Сводная оценка результатов анализа безубыточности.
Факторы
СОР
Значение, тыс. руб.
Точка безубы-
точности
(тыс. р)
ЗФП (А)
ЗФП (%)
Объем реализации
1,27
158683
34444
124239
78,7
Цена
4,05
-
24,7
Переменные затраты
2,77
108640
69420
39220
36,1
Постоянные затраты
0,27
10850
29335
-18485
-370,3
Таким образом, предприятие лишиться прибыли от реализации при изменении одного из факторов в следующем размере: при уменьшении объема реализации на 78,7%; при уменьшении цены на 24,7%; при увеличении переменных и постоянных затрат соответственно на 36,1% и 370,3%.
В условиях рынка управление затратами и прибылью является важнейшей стратегией выживания предприятия. Одним из эффективных инструментов такого управления является сегментарный анализ.
Сегментарный анализ представляет собой сочетание классического экономического анализа, основным принципом которого является последовательное разложение, расчленение исследуемого объекта и влияющих на него факторов, и маржинального подхода, предполагающего разделение затрат на переменные и постоянные и выведение маржинального дохода.
Такой анализ осуществляется на основе сегментированной отчетности, т.е. отчетности, составляемой по тем предметам деятельности, информация о затратах и доходах которых интересует менеджеров. В качестве таких предметов могут выступать структурные единицы, виды продукции, производственные линии, клиенты, сбытовые территории. Высокая степень аналитичности при этом достигается в том случае, когда информация о затратах, продажах и соответственно доходах постепенно конкретизируется по мере перехода к более детальным сегментам хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Например, в первую очередь анализируется отчет, в котором сегментами являются заводы, входящие в состав компании, затем по каждому заводу в качестве сегментов рассматриваются выпускаемые виды продукции. По каждому виду продукции, в свою очередь, проводится детализация в разрезе сбытовых территорий и т.д. При составлении сегментированной отчетности показывается величина маржинального дохода (суммы покрытия), приносимого каждым сегментом, т.е. его вклад в формирование прибыли сегмента более высокого уровня или компании в целом. Возможны два подхода к составлению и соответственно анализу сегментированной отчетности. В первом случае используется так называемый простой (одноступенчатый) расчет маржинального дохода, когда для каждого сегмента такой доход определяется как разность между объемом его продаж и переменными затратами. При этом постоянные затраты на сегменты не относятся, т.е. рассматриваются как нераспределяемые и вычитаются из суммы маржинальных доходов, полученных всеми сегментами.
Сделаем расчет одноступенчатого сегментарного анализа для ООО "Павловскинвест" за 2007 год.
В качестве сегментов, рассмотрим мельницу №1, выпускающую муку из зерна пшеницы и мельницу №2, выпускающую крупы различных видов (таблица 20).
Таблица 20 - Одноступенчатый сегментарный анализ
Показатели
Мельница №1 (мука)
Мельница №2 (крупа)
Всего по предприятию
тыс. руб.
%
1. Выручка от продаж
59001
100
7122
66123
2. Переменные затраты
51724
87,6
6213
87,2
57937
87,5
3. Маржинальный доход 1
7277
12,4
909
12,8
8186
12,5
4. Постоянные затраты
1510
2,3
5. Операционная прибыль
6676
10.1
Анализ представленного сегментированного отчета показывает, что маржинальный доход, обеспечиваемый мельницей № 1, значительно превышает аналогичный доход, получаемый мельницей № 2 (7277 тыс. руб. против 909 тыс. руб., т.е. более чем в 8 раз), и формирует 88,9% маржинального дохода компании (7277 тыс. руб. из 8186 тыс. руб). При этом отношение маржинального дохода к выручке от продаж, т.е. коэффициент валовой прибыли, характеризующий уровень выгодности производимой и реализуемой продукции, у мельницы № 2 превышает соответствующий показатель другой мельницы на 0,4% (12,8% против 12,4%).
Как видно из приведенного примера, сегментированная отчетность уже при простом (одноступенчатом) расчете маржинального дохода представляет определенную информационную базу для анализа. Однако, поскольку для получения прибыли необходимо покрыть (возместить) постоянные затраты, то для аналитика представляет интерес, в какой степени каждый сегмент причастен к формированию и, главное, - к покрытию этих затрат. В связи с этим предпочтительным является двухступенчатый расчет маржинального дохода, при котором выделяются специальные (прямые) и общие (косвенные) постоянные затраты. Специальные (прямые) постоянные затраты могут быть прямо отнесены на конкретные сегменты, а общие - рассматриваются как затраты, возникающие на более высоком уровне сегментирования или на уровне компании в целом, и на сегменты не относятся. В этом случае отчетность будет иметь следующий вид (таблица 21).
Таблица 21 - Двухступенчатый сегментарный анализ
4. Специальные постоянные затраты
2659
4,5
359
5,0
4528
6,9
5. Маржинальный доход 2
4618
7,9
550
7,7
3658
5,5
6. Общие постоянные затраты
7. Операционная прибыль
2148
3,2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17