Рефераты. Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции






Существует четыре метода деления затрат:

1) метод, основанный на записях в бухгалтерских регистрах;

2) визуальный или графический (статистический по названию в различных источниках);

3) метод высшей и низшей точек (минимаксный);

4) метод наименьших квадратов.

Каждый из этих методов имеет и свои "минусы", такие как трудоемкость и сложность в использовании или неточность результата.

Для предприятия ООО "Павловскинвест" можно применить упрощенную методику расчета постоянных расходов. Используя данные бухгалтерского баланса за 2007 год - к постоянным расходам отнесем:

амортизация - 7324 тыс. руб.;

заработная плата служащих (руководителей и специалистов) - 2093 тыс. руб.;

коммерческие расходы - 127 тыс. руб.;

а также прочие расходы в размере - 78,5% (по оценкам специалистов предприятия) - 1662 тыс. * 0,785 = 1306 тыс. руб.

Таким образом, общая сумма постоянных расходов составит:


7324 тыс. + 2093 тыс. + 127 тыс. + 1306 тыс. = 10850 тыс. руб.


Так как выручка предприятия за 2007 год составляет - 158683 тыс. руб., а прибыль - 39193 тыс., переменные расходы составят:

158683 тыс. - 10850 тыс. - 39193 тыс. = 108640 тыс. руб.

Для предприятия ООО "Павловскинвест" данная методика расчета постоянных и переменных расходов вполне приемлема. Можно применить более точные и сложные расчеты, но т.к некоторые виды затрат содержат в себе и переменные и постоянные расходы, точно определить в какой именно пропорции их разделять - сказать сложно. Поэтому, даже более точные методы расчета могут дать приблизительный результат.

В практических расчетах, например, для определения силы воздействия операционного рычага применяют отношение так называемой валовой маржи (маржинального дохода) к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Этот показатель в экономической литературе обозначается тоже как сумма покрытия. Желательно, чтобы валовой маржи хватало не только на покрытие постоянных расходов, но и на формирование прибыли.

Рассчитаем валовую маржу ООО "Павловскинвест" для 2007 года:


158683 тыс. - 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.


Маржинальный доход можно рассчитывать не только в целом для предприятия, но и для каждого вида продукции или для группы видов в целях сравнительной характеристики рентабельности производства каждого вида продукции.

Так как ООО "Павловскинвест" является относительно небольшим сельскохозяйственным предприятием, то для него можно рекомендовать упрощенную методику расчета переменных и постоянных расходов на основе бухгалтерского баланса.


3.2 Расчет показателей операционного анализа


В условиях рыночной экономики благополучие любого предприятия зависит от величины получаемой прибыли. Одним из инструментов управления и влияния на балансовую прибыль предприятия является операционный леверидж. Он позволяет оценить экономическую выгоду в результате изменения структуры себестоимости и объема выпуска продукции.

Производственный леверидж аналитики используют для определения степени чувствительности операционной прибыли компании к изменению объема продаж. Данный показатель тесно связан с расчетом области безубыточности, т.е. точки с нулевой операционной прибылью (общие доходы равны общим издержкам).

Леверидж и анализ безубыточности служат инструментом для:

текущего планирования при определении возможной величины прибыли, убытков, "интервала выживаемости";

обеспечения информацией при принятии решения путем анализа влияния изменений цены продукции, объемов производства, величины издержек на прибыль;

оценки новых проектов на основе прогнозируемых издержек и доходов.

Основным принципом, лежащим в основе анализа безубыточности и, следовательно, операционного левериджа, является характер поведения затрат. Одни расходы изменяются с колебанием объема продаж, другие остаются неизменными вне зависимости от него. Издержки первой категории относятся к переменным, вторые - к постоянным.

Для использования модели операционного левериджа вводятся следующие предположения.

1. Факторы, входящие в состав модели, отвечают утверждениям:

издержки обоснованно подразделяются на переменные и постоянные;

переменные издержки варьируются пропорционально объему продаж;

постоянные остаются неизменными при любых колебаниях;

продажная цена единицы продукции стабильна в диапазоне, включенном в анализ.

2. Условия, относящиеся к деятельности компании и окружающей среде, которые подчеркивают статичный характер расчета:

ассортимент реализуемой продукции остается неизменным;

эффективность деятельности постоянна;

цены факторов, влияющих на себестоимость, не изменяются;

единственный показатель, влияющий на себестоимость, - объем продаж;

уровень запасов на начало, и конец периода принимается неизменным;

нет существенного изменения в общем уровне цен за данный период.

Для анализа безубыточности и, в последующем, операционного левериджа компании очень важно установить зону релевантности - область, где доходы изменяются в установленной зависимости от затрат.

Практика показывает, что в зоне релевантности производство того или иного товара становится более прибыльным с увеличением объемов выпуска. При приближении к проектным мощностям и при выходе из этой области доходы могут начать снижаться, например, из-за возросших затрат. Аналогично очень маленькие объемы производства (до достижения зоны релевантности) могут сопровождаться непропорционально малым доходом.

Анализ безубыточности может проводиться графическим и аналитическим методами.

График показывает зависимость доходов, издержек и прибыли от объемов продаж. Место пересечения линий совокупных издержек и совокупного дохода определяет точку безубыточности, то есть тот объем продаж в натуральном выражении, с которого компания выходит из зоны убытков и начинает наращивать прибыль.

Структура выручки предприятия ООО "Павловскинвест" за 2007 год представлена в таблице 16 (взята в бухгалтерском балансе, форма №9. II). Плановые показатели на 2008, 2009 г. г. рассчитаны следующим образом, выручка от зерновых и зернобобовых культур увеличена на 20% от предыдущего года, выручка от реализации остальной продукции увеличена на 25%.


Таблица 16 - Структура выручки предприятия ООО "Павловскинвест" на 2007 - 2009 г. г., тыс. руб.

Показатели

2007 факт

2008 плановая

2009 плановая

Зерновые и зернобобовые культуры - всего

52676

63209

75851

в том числе




 - пшеница

35524

42628

51154

 - рожь

7684

9220

11064

 - просо

14

17

20

 - кукуруза

6678

8013

9616

 - ячмень

2776

3331

3997

Подсолнечник

39312

47174

56609

Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде


66123


79347



95217


Прочая продукция растениеводства

23

27

33

Прочие доходы

549

658

790

Итого выручка

158683

190415

228500


Таким образом, финансовые показатели за 2007 год следующие:

Выручка от реализации (S) - 158683 тыс. руб.

Постоянные издержки (Cf) - 10850 тыс. руб.

Переменные издержки (Cv) - 108640 тыс. руб.

Прибыль (П) - 39193 тыс. руб.

Необходимо определить:

1) точку безубыточности;

2) какая операционная прибыль останется у компании, если количество реализованной продукции сократится на 15%.

Точку безубыточности можно рассчитать следующим образом:

Находится маржинальный доход (МД)

МД = выручка - переменные затраты


МД = S - CV

 

Далее по формуле:



где tкр. - точка безубыточности (критическая точка) (21)

МД = 158683 тыс. - 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.



Таким образом, точка безубыточности равна 34444 тыс. руб. Это выручка, при которой предприятие получает нулевую операционную прибыль.

Общая формула для определения значения производственного левериджа следующая:


 (22)


Операционный леверидж показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при увеличении/уменьшении объема продаж на 1%:

Если количество реализованной продукции сократится на 15%, операционная прибыль уменьшится на 19,1% (1,27 * 15%)

Базовым элементом концепции левериджа является взаимосвязь показателей операционного рычага и постоянных расходов. До тех пор пока полученная компанией прибыль недостаточна для покрытия постоянных издержек, предприятие терпит убытки. После того, как достигнут, объем производства, при котором обеспечивается покрытие постоянных расходов, любое наращивание выпуска продукции обеспечивает рост прибыли.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.