Рефераты. Использование приемов операционного анализа в оптимизации величины себестоимости продукции






Предприятия, работающие в непосредственной близости от точки безубыточности, будут иметь относительно большую долю изменений прибыли или убытков на заданное изменение объема. В зоне выше точки безубыточности эта изменчивость будет благоприятной, в зоне ниже - может привести к отрицательным результатам.

Понимание сути операционного левериджа и умение управлять им представляют дополнительные возможности для использования данного инструмента в инвестиционной политике предприятия. Так, производственный риск во всех отраслях в определенной степени может регулироваться менеджерами, например при выборе проектов с большими или меньшими постоянными издержками. При выпуске продукции, имеющей высокую емкость рынка, при уверенности менеджеров в объемах продаж, значительно превышающих точку безубыточности, возможны использование технологий, требующих высоких постоянных затрат, реализация инвестиционных проектов по установке высокоавтоматизированных линий, других капиталоемких технологий. В сферах деятельности, когда руководство предприятия уверено в возможности завоевания устойчивого сегмента рынка, как правило, целесообразно внедрение проектов, имеющих меньший удельный вес статичных затрат.

Возможность управлять долей постоянных издержек в совокупных расходах в значительной степени зависит от отрасли. Отдельные секторы экономики в силу технологических особенностей имеют более высокие постоянные затраты. Это электроэнергетическая, нефтегазовая отрасли, сталелитейные, телефонные компании, а также отрасли с высокими затратами на НИОКР - автомобилестроение, производство компьютеров и проч. Однако и в них необходим учет эффекта операционного левериджа при выборе инвестиционной политики.

Рассмотрим зависимость прибыли от изменения объемов продаж. Однако на значение прибыли влияют, помимо объема продаж, еще три фактора: постоянные и переменные издержки, а также цена. Покажем, как изменение каждого из названных факторов отражается на финансовом результате компании. При этом соблюдается следующий принцип: все факторы, влияющие на прибыль, остаются постоянными, кроме одного, который меняется с определенным интервалом.

Первым этапом операционного анализа является определение силы операционных рычагов по каждому фактору. Для этого следует воспользоваться следующими формулами:


СОР по объему реализации = МД / Приб;

СОР по цене = Выручка / Приб;

СОР по переменным затратам = Пер / Приб;

СОР по постоянным затратам = Пост / Приб,


где СОР - сила операционного рычага по анализируемому фактору;

МД - маржинальный доход; Приб - прибыль;

Пер - переменные затраты;

Пост -постоянные затраты.


Таблица 17 - Силы операционных рычагов по анализируемым факторам

Показатели

Значение

Сила операционного рычага по объему реализации (СОР)

1,27

Сила операционного рычага по цене (СОР цены)

4,05

Сила операционного рычага по переменным затратам (СОР Пер)

2,77

Сила операционного рычага по постоянным затратам (СОР Пост)

0,27


МД = выручка - переменные затраты = 158683 тыс. - 108640 тыс. = 50043 тыс. руб.

СОР по объему реализации = 50043 тыс. / 39193 тыс. = 1,27

СОР по цене = 158683 тыс. / 39193 тыс. = 4,05

СОР по переменным затратам = 108640 тыс. / 39193 тыс. = 2,77

СОР по постоянным затратам = 10850 тыс. / 39193 тыс. = 0,27


Таким образом, наибольшее влияние на прибыль оказывает цена в случае ее изменения, так как сила операционного рычага по цене равна 4,05. Переменные расходы по своему влиянию на прибыль оказывают на втором месте вслед за ценой, так как СОР Пер = 2,77. А далее следует соответственно объем реализации (СОР = 1,27) и постоянные расходы (СОР Пост = 0,27).

Рассчитав силы операционных рычагов по анализируемым факторам, проведем анализ чувствительности прибыли к изменению одного из факторов, основанный на том, что в случае изменения анализируемого фактора прибыль в процентном отношении изменится в определенное число раз больше, чем изменится анализируемый фактор в процентном отношении. Значение силы воздействия операционного рычага по анализируемому фактору показывает, в какое определенное число раз больше изменится прибыль. Следствие этого отражено в универсальной формуле:


Дприб (%) = + СОР по анализируемому фактору * Дфакт (%),


где Дприб (%) - процентное изменение прибыли;

Дфакт (%) - процентное изменение анализируемого фактора.

Проведем анализ чувствительности с использованием таблицы, построенной в виде матрице (таблица 17). Определим шкалу изменения факторов и рассчитаем влияние отдельных элементов, на изменение прибыли при заданных шкальных значениях.

Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемых факторов показывает процентное изменение прибыли при изменении одного из факторов на определенный процент. Так, например, при увеличении объема реализации на 15% прибыль, увеличится на 19,1%, а при увеличении постоянных затрат на 10% прибыль уменьшится на 2,7%, и так далее (таблица 18).


Таблица 18 - Анализ чувствительности прибыли при изменении анализируемых факторов.

Анализируемые

факторы



СОР


Процентное изменение прибыли при изменении факторов на:

-15%

--10%

-9%

-6%

-5%

-3%

+3%

+5%

+6%

+9%

+10%

+15%

Объем реализации

1,27

-19,1

-12,7

-11,4

-7,6

-6,3

-3,8

3,8

6,3

7,6

11,4

12,7

19,1

Цена

4,05

-60,7

-40,5

-36,4

-24,3

-20,2

-12,1

12,1

20,2

24,3

36,4

40,5

60,7

Переменные затраты

2,77

41,5

27,7

24,9

16,6

13,8

8,3

-8,3

-13,8

-16,6

-24,9

-27,7

-41,5

Постоянные затраты

0,27

4,1

2,7

2,4

1,6

1,3

0,8

-0,8

-1,3

--1,6

-2,4

-2,7

-1,4


Следующим этапом проведения операционного анализа является анализ безубыточности, который отличается от общепринятого тем, что последний проводится с целью нахождения точки безубыточности и запаса финансовой прочности, имеющих отношение исключительно к объему реализации. Причем под запасом финансовой прочности в данном случае понимается тот объем выручки, на который в настоящий момент предприятие превышает ее критическое значение.

Технология операционного анализа, опираясь на классический анализ безубыточности, проводимый только для одного самого значительного фактора, - объема реализации, развивает этот подход и распространяет его на другие факторы: переменные затраты, постоянные затраты и цену.

Проведем анализ безубыточности по каждому из анализируемых факторов. Для этого определим точку безубыточности и запас финансовой прочности для каждого элемента операционного рычага следующим формулам:


ЗФП (%) = 1/СОРфакт * 100%; (23)


ЗФП (А) = Базовое значение фактора - Точка безубыточности (А)

Точка безубыточности (А) = Базовое значение фактора * (1-1/СОРфакт),

где ЗФП (%) - запас финансовой прочности в%;

ЗФП (А) - запас финансовой прочности в абсолютных единицах.

Проведем расчет точки безубыточности - А

1) по объему реализации - значение рассчитано ранее и составляет - 34444 тыс. руб.

2) по цене - не определяется, т.к предприятие производит разнородные виды продукции

3) по переменным затратам:



4) по постоянным затратам:


Рассчитаем запас финансовой прочности в абсолютных единицах - ЗФП (А)

1) по объему реализации:


158683 тыс. - 34444 тыс. = 124239 тыс. руб.


2) по цене не определяется

3) по переменным затратам:


108640 тыс. - 69420 тыс. = 39220 тыс. руб.


4) по постоянным затратам:


10850 тыс. - 29335 тыс. =


Рассчитаем запас финансовой прочности - ЗФП (%)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.