Рефераты. Использование нормативного метода при принятии управленческого решения






Необходимым атрибутом ведения управленческого нормативного учета в компании является наличие в ней единого информационного пространства. Под этим понимается полная «стыковка» данных сводной финансовой и производственной отчетности, ведущейся бухгалтерией, и данных оперативного учета, ведущегося другими управленческими службами и структурными подразделениями.

Таким образом, основными принципами, на которых зиждется управленческий нормативный учет в компании, являются:

- выделение трех групп данных (плановых, фактических и нормативных) на каждой стадии финансового цикла и по каждому объекту (показателю) сводного бюджета;

- обусловленность объема и структуры учетной информации содержанием сводного бюджета предприятия и требованиями эффективного управленческого планирования и контроля;

- четкое разграничение в учете постоянных и переменных затрат;

-        наличие единого информационного пространства, обеспечивающего полную совместимость данных сводного и оперативного учета. [10]

 

2. 3. 2 Планирование финансовых показателей

Нормативный метод здесь состоит в том, что плановые задания на определенный период устанавливают, исходя из норм затрат (натуральных, стоимостных, временных) различных ресурсов (сырья, материалов, энергии, оборудования, рабочего времени, денежных средств и др.) на единицу выпускаемой продукции, т. е. используется нормативная база предприятия.

Сущность нормативного метода планирования финансовых показателей заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и в их источниках.

Такими нормативами являются ставки налогов, ставки тарифных взносов и сборов, нормы амортизационных отчислений, нормативы потребности в оборотных средствах и др. В финансовом планировании применяется целая система норм и нормативов, которая включает: федеральные нормативы; республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы; местные нормативы; отраслевые нормативы; нормативы хозяйствующего субъекта. Федеральные нормативы являются едиными для всей территории Российской Федерации, для всех отраслей и хозяйствующих субъектов. К ним относятся ставки федеральных налогов, нормы амортизации отдельных видов основных фондов, ставки тарифных взносов на государственное социальное страхование и др. Республиканские (краевые, областные, автономных образований) нормативы, а также местные нормативы действуют в отдельных регионах Российской Федерации. Речь идет о ставках республиканских и местных налогов, тарифных взносов и сборов и др. Отраслевые нормативы действуют в масштабах отдельных отраслей или по группам организационно-правовых форм хозяйствующих субъектов (малые предприятия, акционерные общества и т.п.). Сюда входят нормы предельных уровней рентабельности предприятий-монополистов, предельные нормы отчислений в резервный фонд, нормы льгот по налогообложению, нормы амортизационных отчислений отдельных видов основных фондов и др. [7]

Нормативы хозяйствующего субъекта - это нормативы, разрабатываемые непосредственно хозяйствующим субъектом и используемые им для управления производственно-торговым процессом и финансовой деятельностью, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала. К этим нормативам относятся нормы потребности в оборотных средствах, нормы кредиторской задолженности, постоянно находящиеся в распоряжении хозяйствующего субъекта, нормы запасов сырья, материалов, товаров, тары, нормативы распределения финансовых ресурсов и прибыли, норматив отчислений в ремонтный фонд и др.

Нормативный метод планирования является самым простым методом. Зная норматив и объемный показатель, можно легко рассчитать плановый показатель.

Построение системы нормирования предполагает соблюдение определенных принципов, к числу которых относятся:

- прогрессивность - отражение в нормах достижений новой техники, технологии, научной организации труда, производства и управления, передового опыта экономии живого и овеществленного труда;

- обоснованность - разработка норм на основе технических расчетов и анализа производства;

- комплексность - комплексное формирование нормативной базы для всех разделов плана;

- гибкость, динамичность - систематическое обновление нормативной базы по мере изменения организационно-технических условий производства;

- сопоставимость - обеспечение сопоставимости нормативной базы на различных уровнях планирования ;

- автоматичность - компьютеризация - формирование, обновление и использование нормативной базы.

 

2. 3. 3 Система нормативного учета затрат

Система нормативного определения затрат больше всего подходит организации, чья деятельность состоит из ряда одинаковых или повторяющихся операций. Таковы в основном промышленные предприятия. [9]

Рассматриваемая система дает возможность детально и своевременно учитывать (выявлять) отклонения для каждого центра ответственности по элементам затрат или по статьям калькуляции, указывает менеджерам на возникшие отклонения в целях принятия необходимых управленческих воздействий, регулирующих уровень затрат.

Основное назначение нормативного учета затрат состоит в следующем:

·        служить подспорьем в составлении сметы и оценке эффективности управления;

·        выявлять отклонения, их значимость и природу, способствовать выработке регулирующих воздействий;

·        давать прогноз выполнения норматива издержек;

·        упрощать учет затрат на конечный продукт производства;

·        вскрывать качество нормативов (стандартов) и намечать пути их совершенствования;

·        устанавливать (корректировать) цели, которых необходимо достичь.

Нормативный метод является важным средством управления затратами на производстве. Он обеспечивает решение целого ряда задач:

·        создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на их основе определение рационального (обоснованного) нормативного уровня затрат (себестоимости) на производство продукции;

·        получение информации о затратах по нормам на отдельные виды продукции в разрезе калькуляционных статей расходов;

·        регистрация и учет в оперативном порядке изменений норм и нормативов, отклонений от норм по местам и причинам их возникновения (рабочим местам, бригадам, участкам, стадиям, переделам, цехам и проч.), а также по ответственным службам;

·        контроль и обобщение данных о фактических потерях и непроизводительных расходах;

·        исчисление фактической себестоимости продукции (работ, услуг) на основе предварительно рассчитанных нормативных затрат (калькуляции);

·        сбор данных о производственных затратах для формирования рациональной технико-экономической политики на предприятиях (объединениях) и в целом в промышленности;

·        создание отчетной базы для нормирования и планирования затрат;

·        постоянное повышение достоверности, точности и оперативности учета затрат;

·        оценка результатов работы производственных подразделений и предприятия в целом.

Нормативный метод предполагает раздельный учет фактических затрат, отвечающих нормам и отклоняющихся от норм. В зависимости от уровня управления периодичность учета должна составлять от часа (учет в реальном масштабе времени) до месяца и года (нарастающим итогом), что позволит своевременно предотвращать перерасход, повысить уровень технологической, организационной и плановой дисциплины.

Исчисление фактических затрат (себестоимости) как совокупности норматива и отклонения особенно целесообразно в условиях крупносерийного и массового производства, но и в масштабах мелкосерийного и единичного выпуска продукции компьютеризация делает нормативный метод учета столь же приемлемым и эффективным.

Сводный учет затрат на производство при нормативном подходе ведется по статьям затрат и видам или группам однородных видов продукции. При этом одинаково допустимы как бесполуфабрикатный вариант, не предусматривающий обособленного учета затрат по переделам, так и полуфабрикатный - с отражением затрат и себестоимости при передаче продукции из цеха в цех.

Методика учета и анализа изменений норм и отклонений от них. Главная цель учета, классификации и анализа изменений норм и отклонений от них состоит в том, чтобы определить, как влияет на уровень каждой статьи затрат изменение норм и нормативов в ходе производства и отклонений от них фактических затрат. Все виды изменений и отклонений группируют по причинам, центрам затрат и центрам ответственности с указанием частоты, периодичности и размера изменения или отклонения по абсолютной величине (руб., нормо-ч. и т.п.).

На основании анализа информации об изменениях и отклонениях определяют основные факторы, причины и подразделения, влияющие на изменение уровня затрат. Вырабатывают оперативные меры воздействия в целях устранения (уменьшения) отклонения или пересчета норматива.

Результаты анализа служат также исходным материалом для совершенствования конструкции, технологии, уровня организации производства и нормирования, планирования, учета, стимулирования, прогнозирования выполнения плана по затратам и себестоимости продукции.

Учет и анализ изменения норм и нормативов. Нормативная база предприятия должна своевременно обновляться по мере технического развития, совершенствования организации производства и управления. Для оперативного внесения изменений в нормативную базу устанавливается порядок их оформления первичными документами, которые составляют заинтересованные отделы, службы и цехи, а также учета изменений норм и нормативов по конкретным видам продукции (работ), причинам и исполнителям.

Учет изменения норм и нормативов имеет важнейшее значение для контроля за техническим перевооружением и организационным развитием производства, а также для введения хозрасчета в подразделениях предприятия. Следует нарастающим итогом с начала года или запуска продукции в производство отражать влияние отдельных мероприятий на уровень затрат, указывать центры затрат и службы, которые осуществили эти мероприятия, и их заслуги в достигнутых результатах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.