Рефераты. Использование нормативного метода при принятии управленческого решения






Любой норматив как единая плановая величина может быть применен на уровне предприятия, отрасли и на более высокой ступени хозяйствования. Действующие плановые нормативы поэтому определяют не только величину затрат ресурсов на производство единицы продукции или работы, но и уровень эффективности развития как отдельного предприятия, так и всей рыночной системы либо страны в целом.

Сложившаяся на рынке величина норматива с точки зрения планирования характеризует конечный результат производства, а величина нормы - затраты экономических ресурсов на его осуществление в заданных условиях. Следовательно, норма - это научно обоснованная величина расхода тех или иных экономических ресурсов в конкретных производственно-технических условиях. Норма устанавливает индивидуальное значение (величину) расхода ресурсов на единицу продукции в определенных условиях предприятия, его подразделения или другого уровня.

Таким образом, из сказанного вытекает общий вывод о том, что нормативы - это фундаментальная экономическая категория, которая имеет свое конкретное научное и практическое содержание и форму проявления, например, трудовые или материальные затраты на единицу продукции: мин/шт., ч/шт. или кг/шт., т/шт. и т.д.

Нормативы - это всеобщая мера потребления и использования различных экономических (производственных) ресурсов. С их помощью устанавливаются и регламентируются важнейшие показатели плановой, организационной и управленческой деятельности всех предприятий и организаций, определяется ход производственных процессов, их продолжительность и повторяемость. Они служат мерилом эффективности работы предприятия, своего рода стандартом развития техники, технологии и организации производства, уровнем качества и конкурентоспособности продукции, критерием оптимальности экономической деятельности.

Все нормативы формируются до начала процессов планирования и организации производства, их численная величина должна быть научно обоснованной, выражать усредненный, общественно нормальный или экономически целесообразный для определенных производственных условий уровень затрат планируемых ресурсов независимо от отраслевой принадлежности предприятий и форм их собственности. Нормативы являются унифицированной, межотраслевой или всеобщей величиной длительного применения и должны обеспечивать полное соответствие развития планируемых объектов с учетом изменяющихся на предстоящий период как внутренних, так и внешних условий экономической деятельности всех фирм и предприятий.

Нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрифирменное назначение. Они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования.

Нормы разрабатываются обычно на краткосрочный, заранее установленный период их применения в заданных отраслевых или корпоративных условиях с учетом взаимодействия конкретных производственно-технических, организационно-экономических, социально-трудовых и многих других факторов. Все применяемые нормы должны всегда соответствовать тем условиям, для которых они были разработаны и предназначены, и пересматриваться в соответствии с изменением нормообразующих производственных факторов. [6]

По своему значению нормы и нормативы могут быть абсолютными и относительными, общими и частными, плановыми и фактическими, перспективными и текущими, макроэкономическими и микроэкономическими, количественными и качественными и т.д. Нормы и нормативы имеют также единые измерители.

С практических позиций всякие нормативы и нормы являются исходными величинами и показателями, применяемыми при планировании и оценке различных видов деятельности, выполняемых работ и услуг. Они образуют целую систему плановых, экономических, финансовых и иных норм и нормативов и составляют нормативную базу планирования, классифицируемую по различным признакам.

Таким образом, между нормативами и нормами существуют определенные признаки сходства и различия. Значения норм и нормативов могут совпадать на конкретные работы в некоторых производственных условиях. В большинстве же случаев норма является функцией от нормативов.

Срок действия той или другой нормы на предприятиях и фирмах не должен превышать периода, в течение которого значения нормативных факторов находятся в допустимых пределах. На тех предприятиях, где это положение соблюдается как закон рыночных отношений, достигаются высокие результаты экономической деятельности, рационально используются все имеющиеся производственные ресурсы, обеспечивается конкурентоспособность производства продукции и услуг.

В плановой деятельности предприятий находят широкое применение различные нормативы и нормы. Они позволяют на точной экономической и математической основе устанавливать оптимальные значения расходуемых ограниченных ресурсов, научно обоснованные и эффективные соотношения между отдельными видами ресурсов, основными элементами процесса труда и всеми звеньями производственно-хозяйственной системы предприятия или фирмы.

Особое значение плановые нормативы приобретают в современных рыночных отношениях, механизм которых базируется на равновесии спроса и предложения, и открывает свободный доступ ко всем видам ресурсов и товаров. В условиях рынка сокращение расхода ресурсов, снижение трудовых, материальных и других затрат на производство продукции и выполнение услуг становится необходимым экономическим требованием планирования, организации и управления производством. На рынке товаров при прочих равных условиях выигрывает такой производитель, который наиболее экономно использует ограниченные ресурсы и достигает их минимального расхода на единицу выпускаемой продукции.

Все многообразные планово-экономические нормативы могут быть объединены в общую систему, состоящую из ряда нормативных подсистем, сгруппированных по определенным признакам. Группировка отдельных нормативов по некоторым производственно-техническим, планово-экономическим и другим признакам называется классификацией. Она представляет собой объединение разрозненных нормативов в общие классы и подклассы, системы и подсистемы, группы и подгруппы, виды и разновидности и другие комплексы или типы в соответствии с их целевым назначением, сферой применения, методами получения и многими другими признаками.

Система планово-экономических норм и нормативов, свободно действующая на предприятиях в условиях рыночных отношений, должна создаваться и функционировать на основе соблюдения следующих основных положений и требований:

·        достижение единства применяемых методов и методик установления затрат ресурсов на производство продукции, работ и услуг;

·        комплексное формирование нормативной базы для сбалансированного планирования .всех показателей производственно-экономической, социально-трудовой и хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

·        систематическое обновление и обеспечение высокой степени прогрессивности существующих норм и нормативов на основе отражения в них процессов развития техники, технологии и организации производства;

·        обеспечение сопоставимости и равной напряженности норм и нормативов, формируемых на различных уровнях планирования и в разных подразделениях предприятий или фирм;

·        применение автоматизированной системы сбора, накопления, разработки и обновления норм и нормативов расходования производственных ресурсов;

·        стимулирование персонала различных категорий рабочих и специалистов за эффективное использование и экономию (снижение) расхода ресурсов.

Создание и совершенствование нормативной базы на предприятиях и фирмах всех форм собственности, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт планирования и управления производством, предполагает достаточно высокую квалификацию специалистов, более широкое использование нормативных методов планирования, улучшение первичного учета движения ресурсов по стадиям производства, формирование норм и нормативов на основе экономических, инженерных, организационных и плановых расчетов.

 

2. 3 Использование нормативного метода на предприятии

 

2. 3. 1 Управленческий нормативный учёт

В информационном обеспечении принятия управленческих решений важное место занимает нормативный учет. Необходимым условием внедрения нормативного метода учета является централизация и максимальная компьютеризация учетно-аналитических работ.

Информационное пространство управления организацией формируется исходя из целей и возможностей управления. Особое внимание должно быть уделено специфическим принципам: использованию единых планово-учетных единиц измерения в планировании и учете производства; оценке результатов деятельности структурных подразделений; комплексности использования информации; периодичности, отражающей производственный и коммерческий циклы предприятия; бюджетному (сметному) и нормативному контролю за затратами.

Управленческий нормативный учет — это такая система ведения учета операций предприятия, при которой на всех стадиях финансового цикла и в разрезе всех основных видов деятельности (видов продукции), выделенных в самостоятельный объект бюджетного планирования , фиксируются:

а) плановые (бюджетные) показатели,

б) фактические показатели,

в) отклонения фактических показателей от плановых. [3]

Второй особенностью управленческого нормативного учета является четкое разграничение условно-переменных и условно-постоянных затрат для целей управленческого планирования и, в первую очередь, для информационного обеспечения анализа «издержки-объем-прибыль».

Управленческий нормативный учет существует лишь как интегральная часть процесса бюджетирования. Вне бюджетного процесса ведение управленческого нормативного учета теряет смысл и ведет только к излишним затратам для предприятия. При отсутствии системы планирования, например в небольших компаниях, разумно применять традиционный подход калькуляции себестоимости по фактическим затратам.

Аналитическая подсистема в системе бюджетирования является ведущей, а учетная подсистема - ведомой. Детализация, алгоритм, отраслевые и иные особенности анализа и планирования бюджета определяют требования к содержанию и форме представления (структуре) учетной информации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.