Рефераты. Франчайзинг в ресторанном бизнесе - теория и практика






Борис Прохоров открыл в Наро-Фоминске около года назад пиццерию "Синьори пицца". Размер первоначальных вложений в заведение рассчитанном на 60 посадочных мест составил около $100 тыс.
Это была первая пиццерия в городе, зато сейчас в Наро-Фоминске работают уже четыре проекта сходной направленности – добавились Sbarro,

"Пицца Милано" и "Аквариум". "На мой взгляд, Sbarro опоздала с открытием – они появились тут через семь месяцев после того, как открылись мы, поэтому и сейчас "Синьори пицца" – наиболее популярная пиццерия в городе", — считает Борис.

Прежде Борис был управляющим в ресторане "Де Густо", сейчас он заместитель управляющего спортивно-стрелковым комплексом "Лисья Нора". Выбор места для собственного проекта он объясняет тем, что родился и вырос в Нарафоминске. В индустрию местного общепита он привнес опыт, наработанный в Москве: "Подмосковье сильно отстает от Москвы в плане культуры общепита. Хамство – важнейшее свойство официанта в областном ресторане. Советоваться с подмосковным официантом относительно заказа бессмысленно – он скажет, что это не его обязанность. Первая задача, которую мы постарались решить – привнести этикет, культуру в стиль общения с гостями – вежливость, доброжелательность, человечность персонала. Кроме того, пригодился и управленческий опыт. Как правило, в Подмосковье официантка является в ресторане по совместительству и уборщицей – в столице такого нет уже давно. Это частный пример, такого рода реликты в области во всем. Мы оборудовали ресторан программным обеспечением – R-Keeper, что для областного заведения – редкость. Еще одно столичное нововведение – работа с поставщиками, в то время как все местные рестораторы закупают продукты сами, по рынкам. Мы решили работать по-другому и закупаем у поставщиков – это обеспечивает гарантированное качество".

Управляющая зеленоградским спорт-баром "Кружка" Ольга Павлова во многом согласна с Борисом Прохоровым: "В небольшом городе, где все друг друга знают, случается, что посетители фамильярны с обслуживающим персоналом, допускают грубости. "Простота" подмосковной аудитории отражается и на размере чаевых: в Ногинске не только их размер, как минимум, втрое меньше московских, далеко не каждый посетитель вообще знает о практике чаевых".

По мнению Эллы Нистратовой сложность работы в Подмосковье, состоит в том, что здесь еще необходимо формировать культуру питания вне дома: "При этом еще живо представление о том, что ресторан — это специфичная публика, шум, не всегда качественная еда. Конечно, приходится принимать во внимание и уровень информированности посетителей. Так, в Москве не надо объяснять, что такое карпаччо, ризотто, тирамису, то в области  — нужно обязательно. Мы, например, даже перепечатали для областных ресторанов меню, где дали расшифровку сложным итальянским названиям блюд, объяснили более подробно состав блюд, чтобы снять все возможные недоразумения"
Директор по развитию компании McDonald's Ольга Елисеева отмечает другую особенность работы некоторых областных ресторанов – резко выраженная сезонность: "Продажи в некоторых наших точках летом увеличиваются на 30–40%. Связано это с дачниками. В Москве сезонные колебания тоже есть, но они не столь заметны".

Хотя большинство сетевых игроков, действующих в Подмосковье пришли туда из столицы, тем не менее есть и примеры обратного движения. Сеть итальянских бистро "Пронто" появилась в 2001 году с открытия ресторана на окраине города Химки (известного своим соседством с магазином IKEA), неподалеку от престижного московского микрорайона Куркино. "Бистро Пронто" принадлежат холдингу, основная специализация которого – строительство и эксплуатация торговых центров "Курс", находящихся в Подмосковье.

Вторая, и на сегодняшний день самая успешная точка начала работать полтора года спустя в Реутово в ТЦ "Курс", в начале 2004 года открылось бистро в Одинцово, также в "Курсе". Еще одно кафе в окрестностях Химок открыто в ТЦ "МЕГА". На сегодняшний день сеть включает в себя 9 точек, 5 из которых работают в Москве и 4 – в Подмосковье. Основное направление развития сети в данный момент – аренда помещений в торгцентрах: "Мы с радостью открывали бы и направление встроенных заведений, однако недостаток электрической мощности, сложности установки систем вентиляции, а главное – проблемы согласования с жильцами жилых домов и с администрацией – все это заставляет нас сегодня склоняться в пользу торгцентров", — говорит директор по развитию сети Андрей Осетров. В планах компании на этот год – открытие еще нескольких точек, в частности, в торгцентрах в Раменском и Жуковском. Средний чек в "Пронто" — 250 рублей со стола (2,5 человека). В первом заведении сети счет выше, однако сейчас принято решение стандартизировать меню и цены во всех кафе.

До последнего времени столичных рестораторов останавливал тот факт, что большую часть недели – по будням в дневное время – Подмосковье буквально пустует.

По разным оценкам, в столицу из области каждый день приезжают на работу от 600 тыс. до 1,2 млн. человек. Это весьма значительная доля трудоспособного и, соответственно, платежеспособного населения области.

Многие люди, живущие в Подмосковье, предпочитают отдыхать и обедать/ужинать в Москве. Москва для них более престижный регион. Там, как им кажется, все чуть дешевле из-за высокой конкуренции и ассортимент товаров выше, чем в подмосковных ресторанах и магазинах.

Поэтому до сих пор большая часть операторов предпочитает не выходить за пределы ближнего Подмосковья. Наиболее активна для фаст-фуда молодая аудитория. Сейчас многие молодые семьи переселяются в ближнее Подмосковье, поскольку там дешевле квартиры. При этом такие семьи достаточно обеспеченны, чтобы ходить в рестораны, и склонны именно к такому образу жизни. Регион достаточно динамично развивается, появляются молодые по демографическому составу населенные пункты – там и стоит создавать рестораны.

Исходя из подобных соображений, например, руководство "Кружки" наметило радиус в 40 км для своих новых проектов. Аналогичную позицию занимает и "Ростик Ресторантс": "Сегодня мы осваиваем приближенные к столице города Подмосковья. Наши рестораны работают и открываются в Балашихе, Люберцах, Подольске, Одинцово, Жуковском, в Химках на Новорязанском ш. и у Солнечногорска. Пока наиболее приоритетные для нас города- спутники, расположенные в радиусе 20 – 30 км от Москвы", — говорит Анна Тузова. Выбор определяется величиной города и рынка для услуг ресторанов, а также присутствием оптимального, с точки зрения компании, объекта недвижимости для развития.

При этом основной акцент в развитии в области компания делает на двух концепциях: "Ростик'с" и "IL Патио". Связано это с демократичностью обеих концепций (средний чек в "Ростик'се" -120 руб., в "IL Патио" – 550 рублей) и с их высоким потенциалом для развития.

Далее идут более дорогая "Планета Суши" (средний чек – $20-30). Отметим, что соотношение корпоративных и лицензионных точек "Ростик'c" в области составляет 11 к 10.

Компания McDonald's сегодня, рассматривает все крупные города области, вне зависимости от их удаленности от Москвы.

Требования по расположению заведений у большинства операторов сходны. Главное требование – размещение в центре города. Подмосковные города и так невелики, и, конечно, операторы нацелены на основные ориентиры: в Зеленограде "Ростик'с" и «Кружка» размещаются на главной площади города – пл. Юности, в Ногинске — на привокзальной площади, где расположены автостанция и станция электрички.

Рестораны операторы предпочитают открывать в центре города в формате отдельно стоящего здания (с возможностью организации автораздачи) или в рамках существующего здания.

На основных трассах операторы также готовы строить или осваивать отдельностоящие здания под концпецию "Ростик'с" с автораздачей и потенциально в комплексе с другими нашими ресторанами. Оптимальное местоположение таких ресторанов на основных дорожно-транспортных узлах, т.е. на расстоянии 1-2 км от МКАД и на въезде в крупные подмосковные города. Мы заинтересованы в выкупе или аренде земельных участков в 1,5 га под строительство наших ресторанов. Основное правило для выбора места – присутствие рынка, т.е. необходимого количества гостей", — рассказала Анна Тузова.

Главным препятствием, сдерживающим развитие ресторанных компаний в Подмосковье, по мнению участников рынка является логистика.
Именно поэтому "Крошка-Картошка" свое развитие в этом регионе пока осуществляет только в торговых центрах — "Ашане", XL, МЕГА. Единственная по-настоящему областная точка работает в подольском "Рамсторе".

Бизнес в Подольске, по словам владельца "Крошки-Картошки" Андрея Конончука, идет несколько менее успешно, чем в ряде московских точек. Оборот подольского фаст-фуда составляет около 1млн рублей в месяц, это на 15% ниже, чем в "МЕГе". В тоже время, эксплуатационные расходы в Подольске выше. "Производство у нас находится в Химках, и везти оттуда каждый день продукцию получается дороже", — говорит Андрей Конончук. По его словам, компания не ищет сама потенциальных партнеров в регионе именно в силу логистических сложностей: "Мы готовы продавать франшизу – одна точка наших франчайзи работает в Мытищах в формате уличного киоска. Но относительно потенциальных партнеров у нас существует правило, по которому мы станем договариваться с проверенными людьми, с которыми мы до того уже работали и знаем их как партнеров по бизнесу. Другие причины нашего нежелания идти в регион – сравнительно низкая покупательская способность в области. К тому же, если покупатель имеет возможность за пять минут добраться до дома, у него не появится мыслей покупать что-то в фаст-фуде",- добавляет директор по развитию группы компаний "Крошка-Картошка" Сергей Шашинов.

Хотя отношение компании "Маркон" к области более оптимистичное, чем у "Крошки-Картошки", но и там не особенно стремятся выходить на рынок корпоративными силами, полагаясь в этом на франчайзи. "Развитие в регионе только силами партнеров связано со сложностями логистики – растягивать ее не имеет смысла, — говорит менеджер "Маркона" Юрий Иванов, — наша экономика как любой крупной компании менее эффективна в сравнении с экономиками небольших структур. Чтобы создавать корпоративные точки в городе, надо одновременно организовывать на месте и управленческий аппарат, что может быть оправдано при размере локальной сети в 6–7 единиц. Однако наши расчеты показывают, что на средний подмосковный город достаточно 2–3 точек подобной нашим. Поэтому сами мы в маленькие города не пойдем. В то же время предполагается, что франчайзи знает ситуацию на месте изнутри, знаком с местной администрацией и контролирующими органами. И у него развивать бизнес на месте получится эффективно".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.