Рефераты. Этика и психология управления






p> Установки:

- положительные (реакция на человека, на его слова)

- отрицательные (агрессия)

Установки напрямую связаны с тактикой и стратегией поведения.

Мотивы:

- побудительные (лежат в основе целенаправленных действий)

- смыслообразующие (они переводят общественно фиксированные значения ценностей на личностный уровень).

Важнейшим аспектом потребностей является их динамика развития. Она носит циклический характер. Цикл состоит из двух фаз: возникновение напряжения и разрешение напряжения и его снятие.

Духовные потребности в эту схему не вписываются. Они условно называются насыщенными. Их цикл имеет восходящий характер.

С этими особенностями связан закон возвышения потребности.

Лекция 12.

Кроме направленности на поведение человека оказывает влияние и биологические особенности личности, что проявляется в темпераменте.

Темперамент - проявление в деятельности человека типа его нервной системы: сильная и слабая. Индивидуально психологические особенности личности проявляются в виде силы духа, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Типы нервной системы


|Слабая |Сильная |Сильная |Сильная |
|(сангвиник) |- |- |- |
| |уравновешенность|неуравновешеннос|уравновешенность|
| | |ть | |
| |- подвижность |(флегматик) |- |
| |(холерик) | |малоподвижность |
| | | |(меланхолик) |

Характеристики

|Энергетические |Временные |
|(скрытность, реактивность) |(подвижность, темп, ритмичность) |


|Сангвиник |Холерик |Флегматик |Меланхолик |

Темперамент - это сила духа + уравновешенность + подвижность нервных процессов

Схема Айзенка
Замкнутость (интроверты) Нестабильность
(экстраверты) Открытость
|Меланхолик |Холерик |
|Не рекомендуется быть менеджером. |Нервный, обидчивый, агрессивный, |
|Тревожный, угрюмый, суровый, |раздражительный, изменчивый, |
|пессимист, сдержанный, скрыт-ный. |импульсивный, активный, |
| |оптимистичный. |
|В общении: может успешно работать |В общении: расположен к общению, |
|в спокойной обстановке, очень |часто вспыльчивы. В работе склонны|
|обидчив, его нельзя ругать долго |к цикличности (если он увлечен |
|при всех, долго переживает |делом, то работает на износ, не |
|огорчения, переживая обиды может |экономит свои силы). В спорах |
|допустить ошибки в работе. В |холерик пытается выяснить |
|конфликтах уходит от решения. В |отношения, идет на конфликт. |
|подходе к нему должна быть | |
|мягкость. Усидчив. Трудолюбив. | |
|Лучше работать одному. | |
| | |
|Флегматик |Сангвиник |
|Пассивный, благоразумный, |Общительный, открытые, |
|вдумчивый, мирный, неподвержены |словоохотливы, добродушны, |
|настроению, контролируемый, |расторопны, чувствительны, склонны|
|бесхарактерный (в зависимости от |к лидерству, беспечны. |
|воли), безмятежный. |В общении: легкие в общении, |
|В общении: приступают к работе не |стремятся к частой смене |
|спеша, ничего не упускаю из поля |впечатлений, легко переносят |
|своего зрения, темп работы высок, |неудачи, очень продуктивные |
|но лишнего делать не станет, хотя |работники, но только в тех |
|требователен к качеству работы. В |случаях, если работа им нравится ,|
|конфликтах пытаются отсрочить |если нет, то она ему безразлична, |
|решения, все обсудить детально, а |становится скучным и вялым, ему |
|потом принять решение. |нельзя поручать однообразную |
| |работу, не терпит чьего-либо |
| |вмешательства. В конфликтах |
| |пытается найти компромисс, т.е. |
| |решить проблему, но не уйти от |
| |конфликта, не ругается. |

Стабильность

На общение с внешним миром оказывают влияние понятия: экстраверсия и интроверсия.

|Экстраверт |Интроверт |
|Ориентирован на внешний мир, открыт|Ориентирован на свои мысли и |
|всему происходящему во внешней |впечатления, старается отгородиться|
|среде, соотносит свои суждения с |от внешней информации, узкий круг |
|мнением окружающих. |друзей, с трудом входит в новые |
| |группы. |

Явление экстраверсии и интроверсии связаны с работой левого и правого полушария мозга. У интровертов левое полушарие развито, у экстравертов правое.

На поведение людей кроме темперамента оказывает влияние и их характер.

Характер - общее качество личности. совокупность ряда ее черт, в которой наиболее отчетливо выражено ее своеобразие. Это каркас личности. В характере сосредотачиваются самые выразительные особенности личности, проявляется достаточно устойчиво, представляет собой существенные черты всего поведения человека.

Формирование характера

В основе формирования характера лежат психические процессы, состояния, свойства личности, черты характера. Большинство особенностей сведено к типичным особенностям отдельных психических процессов.

Структура психических процессов

- Внимательность

- Рассеянность

- Наблюдательность

- Критичность

- Фантазерство

- Ловкость

- Настойчивость

- Трусливость

Все черты характера - это свойства личности, но свойства личности только тогда становятся чертами характера, когда они выражены отчетливее других.

Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям отдельных психологических процессов.

У каждого человека число отдельных характерологических черт может быть велико, а количество оттенков каждой черты - необозримо. Пример:
Аккуратность, Оттенки: педантичность, точность, чистоплотность, подтянутость, пунктуальность.

На поведение человека оказывают влияние не только личностные качества, особенности качеств, но и внешняя среда. Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения. Многие личностные качества, присущие человеку, могут не стать чертами характера, но эти качества могут найти свое выражение в характере человека. Характер человека - неврожденное качество, он начинает оформляться с рождением на протяжении всей жизни. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер, не являются случайными, они определяют четко различимые типы людей.

Схема вырождения отдельных свойств, черт характера.

Свойства сильного характера: природных талант, воля. Черты: эгоизм, властолюбие.
Требование, черта - жестокость
Деловитость - делячество
Лидерство - властность, деспотизм
Принципиальность - личные амбиции

Слабый характер:
Искренность - месть
Откровенность - подхалимство.

Кроме того необходимо учитывать, что не у всех людей поступки определяются свойственными личными особенностями. Поступки некоторых людей определяются внешними обстоятельствами. Такие люди называются бесхарактерными. У них отсутствует воля. Воля является стержнем характера.

Главным критерием характера является также привычка. Чтобы узнать характер человека, надо присмотреться к его привычкам, как к способам поведения в типичных ситуациях. За привычками стоят основные характерологические черты.

Характер - это не врожденное качество, а он формируется на протяжении всей жизни. На него влияет эпоха, жизненный путь человека.

Темперамент и характер тесно взаимосвязаны друг с другом. Темперамент
- это форма. Содержание является характером.

Влияние темперамента на характер зависит от выраженности базового психического свойства.

Но не только темперамент влияет на характер, в свою очередь характер оказывает влияние на темперамент:

1. Под влиянием характера человек направленно регулирует проявления отдельных свойств темперамента. Под влиянием времени это свойство может изменяться.

2. Можно маскировать свой истинный темперамент.

Динамика поведения зависит не от темперамента, а от мотивов и отношений личности в определенных ситуациях. Наиболее ярко взаимовлияние темперамента и характера проявляется в индивидуальном стиле поведения.

Под стилем поведения понимается сочетание способов и приемов, с помощью которых осуществляется конкретная деятельность человека.
Индивидуальный стиль проявляется также и в процессах мышления.

Важно в процессе общения с коллективом психическое состояние.
Совокупность отдельных видов психических состояний образует целостное психическое состояние - настроение (виды: радостное, грустное, бодрое, подавленное, никакое). Особенности настроения:
- полярность (переход настроения из одного в другое состояние (возбуждение, торможение, бодрое, подавленное))
- изменчивость (изменяются отдельные психические состояния)
- относительная устойчивость (псих. состояние меняется не сразу)
- индивидуальное своеобразие (обусловлено темпераментом, направленностью личности)
- внешняя выраженность (мимика, поза, цвет лица)
- групповое настроение

Настроение одного человека в группе может влиять на целую группу.

Очень важно анализировать групповое настроение. Алгоритм анализа:
1. Выяснить общее настроение (выражение глаз, разговоры);
2. Определить доминирующее состояние;
3. Установить его причину (состояния)
4. Установить его силу влияния;
5. Найти способ исправить ситуацию.

Лекция 13.

Эмоции и чувства.

Эмоции - это непосредственное отображение переживаний сложившихся обстоятельств. Проявляется с помощью невербального языка. Выражения бывают внешние и внутренние (изменение состава крови, давление). Эмоции могут быть обманчивы. Эмоции могут быть положительными и отрицательными. Зависит от обмена информации. Чем меньше информации, тем эмоции отрицательнее. Влияет и культурный уровень человека, и возраст. Чем выше уровень умственного развития, тем меньше эмоций. Чувства носят предметный характер и обычно связываются с представлением или идеей о некотором объекте.

Эмоции имеют высокое значение в общении т.к. любое общение эмоционально окрашено. Каждая эмоция имеет свою противоположность.
Необходимая информация - имеющаяся = 0 - положительная эмоции. НИ > ИИ - отрицательные эмоции.

Эмоции проявляются во в невербальном (бессловесном) общении (поза, мимика). Особенности бессловесного общения: интернациональность, честность, бессознательность.

Помощь к установлению контактов и выхода из них (жесты, движение и выражение глаз). Люди могут быть классифицированы на 3 группы по восприятию и обработке информации (модальность):

1. Визуальная модальность;

2. Аудиальная (человек должен услышать информацию)

3. Кинестетическая (почувствовать информацию)

Аффекты - особо выраженное эмоциональное состояние, сопровождаемое видимыми изменениями поведения человека. Они препятствуют нормальной ориентации поведения человека и оставляют глубокие следы в долговременной памяти человека.

Обычно эмоции и чувства связаны с кратковременной памятью. Следствием аффекта является стресс.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.