Рефераты. Этика и психология управления






p> 50-60-е гг. - механизм власти был ослаблен (оттепель), жесткий деспотизм перестал существовать. Возникла этика двойной морали. Светлого будущего нет, религии нет.

3 группы предпринимателей.
1. Пришли из партийной номенклатуры. Деловая хватка, цепкость, знание промышленности, их основные черты. Также широкая сеть неформальных связей.
Отмывают партийные деньги.
2. Пришли из теневой экономики. Отмывают деньги черного бизнеса. Бывшие работники хозяйства. Их черты: жестокость, деловая хватка, предпринимательство.
3. Инженеры, учителя, врачи, которые не нашли себя в своей профессии или из- за обстоятельств.

Был проведен анализ этих 3-х групп, где использовался метод Виктора Франка.
Суть: человек строит свою жизнь на мотивациях.
Смысл учения - стремление к поиску и реализации человеком смысла жизни.
Четырехугольник, где в каждый сегмент попали по психологическому состоянию эти 3 группы предпринимателей.

осуществление желаний

IV I неудача успех

III II отчаяние

I - Предпринимательская, рыночная элита. Они имеют четкую цель и смысл жизни. Их цель - захват эк. власти, а затем и политической. Сюда попали представители 1-й группы и часть 2-й;
II - Представители 1-й группы и 2-я группа. Они потеряли смысл жизни, новый не нашли. Попали в бизнес по необходимости, сориентировались и через своих людей ушли в бизнес. Бизнес для них не является целью жизни. Пытаются изменить ситуацию. Часть из них могут уйти в I-й, а часть в III-й сегмент.
(30%)
III - Зона фрустрации - псих. расстройства. Люди с расстроенной психикой, потерявшие смысл жизни и надежду на будущее. Часть бывшей номенклатуры, обычные люди, пришедшие в бизнес и потерпевшие неудачу, часть ученых, писателей. (3-я группа). Эти люди видят себя богатыми, преуспевающими, имеющими власть. Реально у них отчаяние, неудачи, банкротство. Как следствие, злость, алчность, ненависть. Эта группа людей опасна для общества. Их характеризует апатия. (5%)
IV - Самые стойкие. Люди из 3-й группы. Считаются основой и надеждой нашего нового бизнеса. Добиваются чего-то путем получения 2-го образования. Учатся на своих ошибках. Самооценка близка к нормальной.

Лекция 3.

Психология предпринимателей и их отношение к бизнесу.

Главным принципом отличия людей друг от друга является принцип соц. направленности действий и степень социальной ответственности. Все многообразие людей можно разделить на 2 типа: акулы и дельфины.

Этическая направленность
Все для себя Все для других.
Между ними рыбы и раки.

Нарисуем четырехугольник, где по вертикали будет социальная ориентация, а по горизонтали - жизненный потенциал.

Рыба Дельфин

Рак Акула

Положительная соц. ориентация и максимальный жизненный потенциал - дельфины.

Максимальный жизненный потенциал и положительная ориентация рыбы.

Средний жизненный потенциал и положительная ориентация - рыбы.

Низкий жизненный потенциал и отрицательная ориентация - раки.

|Акулы |Дельфины |
|1) Отношение к людям |
|Люди злые, глупые, лживые, |Люди достойны уважения, человек |
|ленивые; они - объекты, которых |многогранен; добром можно добиться|
|нужно использовать, поэтому |больше, чем злом; искренность и |
|полезно владеть техникой |доверие в деловых отношениях |
|управления людьми, а конкурентов | |
|нужно устранять, все средства | |
|хороши | |
|2) Отношение к обществу |
|Общество - скопище людей, |Общество - это средство |
|устанавливающих законы; одни |согласования интересов; закон, |
|законы мне выгодны, другие вредны,|если он не справедлив, нужно |
|вредные нужно обойти. |менять |
|3) Отношение к себе |
|Я - лучше всех; если я беден, то в|Я неплохой человек; я беден, но |
|этом виноваты законы и общество; |только потому, что неправильно |
|тактика: все дураки, я один умный |выбрал сферу деятельности |
|4) Отношение к миру |
|Мир враждебен, холоден и опасен, |Мир чудесен, он не ограничен |
|реальны лишь материальные |только материальными ценностями, |
|ценности; после нас хоть потоп |природе мы обязаны жизнью, ее |
| |нужно беречь |
|5) Отношение к духовным ценностям |
|Законы бога и законы людей разные |Существует совесть и сострадание; |
|вещи, но верить в бога сегодня |помогают другим и помогают себе. |
|выгодно, а следовательно выгодно | |
|жертвовать на благотворительные | |
|цели | |
|6) Отношение к делу |
|Мое дело - основа и источник моей |Мое дело - средство реализовать |
|власти, средство защиты от людей и|мои способности и идеи |
|общества | |
|7) Отношение к риску |
|Определяется отношением между |Расчетом между прибыль и |
|прибылью и потенциальной |опасностью делу и другим людям |
|опасностью для себя | |
|8) Цель жизни |
|Я живу для себя, жизнь одна и |Сделать жизнь лучше свою и другим |
|прожить ее надо дольше и лучше | |

Типы менеджеров и их отношение к этическим принципам.

В своей работе “Игрок” Майк Маккати выделил 4 типа менеджеров:

1) Мастер - этот человек внутренне удовлетворен своей работой и своим стилем жизни, но он не способен принять на себя роль лидера.

2) Дикарь - главная цель - власть, он агрессивен, проявляет себя эффективным лидером, избегает работ в группе, стремится в организации разъединить людей, как следствие его управления враждебность в организации, это приводит к ее ослаблению.

3) Человек - компания - он отождествляет себя с самой компанией, ненадежная личность.

4) Игрок - стремится оказывать влияние на любое изменение, любит рисковать, проекты, работу людей он воспринимает как игру, он работоспособен и честен.

Дикарь и человек-компания представляют угрозу для этической интеграции. Дикарь жаден и стремится к власти. Человек-компания опасается предварения в жизнь своих личных принципов перед лицом организации. Игрок тоже создает угрозу. Цель - выиграть, а как - это не важно, для этики самый опасный. Мастер - это не менеджер, не берем его во внимание.

Рассмотрим понятия:
- рыночная экономика;
- единое политическое и правовое пространство;
- личная свобода;
- эффективный рынок.
Религия формирует мораль, моральные нормы.

РЫНОК

ПРАВОВЫЕ

ИНСТИТУТЫ

ОБЩЕСТВА

ЭТИЧЕСКИЕ И

НРАВСТВЕННЫЕ

НОРМЫ

РЕЛИГИЯ

ЧЕЛОВЕК

На базе единых моральных норм каждая страна формирует свои законы.

|название |религия |этика |право |свобода |уровень |потенциал|
|страны | | | |личности |эк. | |
| | | | | |развития |развития |
| | | | | | |стр |
|США |4 |4 |5 |5 |5 |5 |
|Зап. |3 |4 |5 |4 |4 |4 |
|Европа | | | | | | |
|Вос. |3 |2 |3 |3 |3 |3 |
|Европа | | | | | | |
|Япония |2 |5 |4 |4 |5 |3 |
|Новые |4 |4 |3 |3 |4 |4 |
|инду- | | | | | | |
|стриальны| | | | | | |
|е | | | | | | |
|Стр. 3 |5 |2 |2 |2 |2 |2 |
|мира | | | | | | |
|Россия |2 |2 |3 |2 |2 |2 |
|Китай |2 |4 |3 |1 |3 |4 |


(Этика Конфуция в Японии ограничивает свободу личности, Японское чудо - следствие высокой этики и свободы личности)

Сравним 2 системы капитализма и социализма.
|Критерии |Социализм |Капитализм |
|Индивидуализм |плохо |хорошо |
|Кооперация |хорошо |средняя |
|Взгляд на человека |оптимистический |пессимистический |
|Равенство |хорошо |плохо |
|Разумный риск |плохо |хорошо |

Соц.: человека можно подкорректировать. Кап.: человека берут как индивидуалиста
Результаты по отношению к системе социализма:
Капитализм, основанный на индивидуальном интересе, справился с задачей удовлетворения потребностей отдельного индивида.
В этом случае экономическая система соединяет в себе индивидуализм и кооперацию. В основе - чувство самосохранения.
На Западе считается, что абсолютного равенства быть не может, Социализм: все люди равны.

Лекция 4.

Практика этического анализа в бизнесе.

Классические теории при решении моральных дилемм

1. Контрактная теория ответственности.

Производитель и потребитель вступают постоянно между собой в контрактные отношения (явные ли неявные), согласно которому покупатель должен оплатить сразу и полностью свой товар.

Продавец (производитель) гарантирует покупателю качество товара, всю информацию о товаре (как позитивную, так и негативную), гарантирует не злоупотреблять доверием своего покупателя и при всем этом у покупателя остается полная свобода выбора. Продавец не обязан давить на покупателя.
Если эти условия выполнены, то моральные обязательства в контракте считаются выполненными. Как только сделка свершилась, считается, что все товары переходят покупателю, и продавец за товар больше не отвечает. Эта теория имеет трудности, т.к. потребитель и производитель явно не встречаются.

2. Теория должной заботы.

Вступает в действие, как только сделка совершилась. Эта теория говорит, что продавец должен предпринять любые шаги, чтобы предотвратить любой вредный эффект от товара. Возникает версия, что за все платит производитель. Производитель остается ответственным перед покупателем за вредный эффект, даже если он вызван глупостью и т.д.

3. Теория социальной стоимости.

Производитель должен учитывать при производстве своего товара все затраты, связанные с разработкой, производством, сбытом, а также он должен учитывать и те последствия, которые могут быть связаны с небрежностью покупателя.

Возникает вопрос: согласится ли производитель производить такой товар, а покупатель - его покупать?

Если продавец будет учитывать все стоимости в своем товаре, то здесь нарушается принцип справедливости.

Эти теории носят общий характер и могут быть использованы при решении дилемм, в основе которых - общефилософские принципы.

В частных случаях необходимо учитывать специфику каждого случая.

Как решать моральные дилеммы в других странах?
Различия в стандартах разных стран:
1. безопасные условия труда (в одних странах - высокие, в других - низкие)
2. уровень зарплаты
3. регулирование в области окружающей среды
4. требования к фармацевтике и фармакологии
5. культурные традиции
6. законы рынка труда

Алгоритм Томаса Дональдсона

(как вести себя в странах с расхожими стандартами)

|Низкие моральные | | |
|стандарты |ѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕѕ |ѕѕѕѕѕѕѕѕѕ |
|связаны с уровнем ее | |Ї Ї|
|эк. развит. | | |
|Ї да | | |
| |возможно |предполага|
|Практика морально не допустима |де- |ет |
|Ї Ї|лать |ли такая |
| |бизнес не |прак- |
| |придержива|тика |
| |- |наруше- |
|местные жители считают|местные жители считают|ясь |ние |
|прак- |прак- |стандартов|фундамен- |
|тику допустимой |тику не допустимой | |тальных |
|Ї |Ї |не |чел. |
| | |применяе- |прав |
| | |мых в | |
| | |данной | |
|практика допустима |практика не допустима |стране.(бл| |
| | |ок 7) |(блок 8) |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.