Рефераты. Бизнес-образование на предприятии






Но в постоянно меняющихся экономических условиях даже опытные игроки порой не в силах предсказать, что выстрелит в следующий раз или, наоборот, не соберет аудиторию: иногда слушатели внезапно теряют интерес к программам, которые всегда стабильно собирали полные группы. Поэтому компании стали существенно расширять ассортимент. Богатый набор программ страхует от неудач: в этом месяце с экономистами не повезло, зато сработала тема стратегического планирования. С другой стороны, важно поддерживать и вечные темы, которые будут популярны вне зависимости от кризиса, такие, например, как промышленная безопасность.

Есть вероятность, что оживет и долгосрочный сегмент, показавший в прошлом году спад сразу на 50%. В нынешней ситуации топы заново переосмысливают собственную эффективность и общую результативность компании.

В надежде на реанимацию долгосрочного сегмента «Центр Бизнес-Образования», традиционно специализирующийся на краткосрочных курсах, стал корпоративным партнером Международного института менеджмента ЛИНК и Открытого университета Великобритании. Теперь у организации есть возможность продавать их курсы МВА (Master of Business Administration). Чтобы избежать нареканий за несоответствие стандартам, как это периодически происходило ранее, требования к аудитории ужесточатся: учиться смогут только собственники и топы, причем в ходе обучения они должны использовать в качестве «учебного пособия» собственный бизнес, представляя, как полученные знания пригодятся для работы на конкретном предприятии. Таким образом, екатеринбургский рынок управленческих долгосрочных программ, дискредитировавший себя «мальчиками от МВА» — выпускниками без опыта работы, восстановит свою репутацию. Другой местный партнер МИМ ЛИНК — представительство в Екатеринбурге под руководством Владимира Ромашова, сходится с «Центром Бизнес-Образования» в оценке местного рынка МВА.  Стремление компаний к экономии и закономерное нежелание тратиться на долгосрочное образование сотрудников может быть непоказательным при составлении прогнозов развития рынка. Расходы на бизнес-образование были и так далеки от потенциально возможных: среднероссийский показатель затрат на обучение одного сотрудника достигал $600 в год, в то время как в Европе в 6-7 раз больше. Но эти расходы сократят лишь частично — для руководителей и ключевого персонала делают исключения. Во-вторых, с наступлением кризиса обучающие центры получили новый сегмент заказчиков в лице сотрудников, самостоятельно стремящихся повысить собственную капитализацию. В условиях массовых сокращений люди стремятся всеми силами доказать руководству — нынешнему или потенциальному — личную компетентность и высокую квалификацию и готовы много учиться за свой счет.

Еще одна позитивная для рынка тенденция — цены на бизнес-образование в условиях кризиса продолжат расти. В предыдущие годы эксперты не раз отмечали, что стоимость экономического обучения в Екатеринбурге занижена. Если в Германии обычный трехдневный семинар стоит в среднем $800, в Москве — $450-600, то в Екатеринбурге — не дороже $350. Или, например, стоимость звездного тренингового дня в России равна $1 тыс., а за рубежом от $2 тыс. и выше, оценивает г-жа Жигальцова. Это осложняло компаниям поиск столичных и иностранных преподавателей, которые не были готовы работать за меньший гонорар. В текущем году средняя цена образовательной программы выросла от 30% (в долгосрочном сегменте) до 100% (в краткосрочном). В следующем году, по мере повышения интереса к новым компетенциям, она продолжит подтягиваться к европейскому уровню. Рост продлится вплоть до стабилизации экономической ситуации, которую аналитики ожидают к концу 2009 г.

Четкое разделение центров БО на тех, которые специализируются на проведении краткосрочных курсов, и на компании, включающие в свой портфель средне- и долгосрочные программы, произошло два-три года назад. В 2006 г. активнее растут краткосрочные программы: по данным компании «Апрайт», их число увеличилось на 30%. Впрочем, есть и обратный тренд: клиент, купивший краткосрочный курс, просит расширить временные рамки конкретной темы, чтобы получить о ней детальное представление. ЕЛЕНА СТАРОСТИНА, директор тренинговой компании «Активные Формы»: «Есть стандарт краткосрочного тренинга — 16–18 часов. Если раньше некоторые клиенты стремились сжать его до 12, а то и до 8, то теперь просят углубить, пусть это займет не менее 20 часов».

В тематической части спрос тоже изменился. Сейчас с популярными темами управления и финансов успешно соперничают кадровый менеджмент и логистика. Интерес к управлению персоналом обусловлен кадровым голодом на большинстве сегментов рынка и борьбой компаний за квалифицированных сотрудников. Уже привычный для Урала спрос на хорошие кадры в этом году только обострился: в регион пришло много иностранных компаний, прежде всего торговых. Местные предприниматели чувствуют, что им дышат в затылок. И вот они стучат в образовательные центры и консалтинговые фирмы, чтобы пройти подготовку по мотивации и удержанию сотрудников». Кроме того, эксперты рынка полагают, что спрос на кадровую тему экономически обоснован: бизнесмены подсчитали, что вкладываться в обучение сотрудников и приобретать инструменты их мотивации дешевле, чем найти на рынке лояльных профессионалов, которые по определению дороги. Спрос на логистический консалтинг тоже возник «по вине» иностранцев. Зарубежные фирмы пришли со своими требованиями к системам грузо- и документооборота. Местные организации оказались к этому не готовы. Восприняв заказ, специалисты центров БО начали активно осваивать западные логистические методики. В результате несколько образовательных компаний практически одновременно вывели на рынок свои продукты по этой теме.

Спрос и цены на услуги бизнес - образования растут, но по весьма объективным причинам квалифицированные тренеры и преподаватели в явном дефиците. Укомплектовать профессиональный преподавательский состав только за счет уральцев очень сложно. Между Екатеринбургом и Москвой существует огромная разница в скорости обращения информации. Столичные тренеры быстрее готовят новые курсы, включают в них новые практические навыки. Причины просты — московский слушатель, предъявляя повышенные требования к образовательной компании, и платить готов сколько потребуется. Ситуацию, когда столичный преподаватель зарабатывает больше екатеринбургского на 20–30%, многие опрошенные «ДК» эксперты считают нормальной. Но сегодня уже нет такого ажиотажного интереса к торговой марке «столичный преподаватель», как это было пару лет назад. Слушатели, рекомендуя тот или иной курс своим коллегам, все чаще говорят не привычное «он из Москвы», а «это известный тренер такой-то», т. е. проявляют интерес к конкретной личности».

Нехватка звездных преподавателей в Екатеринбурге, по признанию экспертов, — главный сдерживающий фактор развития центров бизнес- образования. Дефицит им приходится восполнять из своего кармана, «покупая» именитых тренеров. Пока такая стратегия выгоднее, чем, скажем, инвестиции в развитие собственного преподавательского состава. Чтобы местный преподаватель стал действительно конкурентоспособным, в него придется вложить немало средств. Пока же бизнес развивается намного быстрее, чем специалисты разрабатывают свои или адаптируют под местную специфику западные и столичные методики.

Проблема в том, что екатеринбургские преподаватели, добившись успеха на одном своем продукте, не хотят создавать другой, пока не используют первый по максимуму: «За 24–60 часов носитель идеи/концепции, так или иначе, передает ее слушателям. Следующие семинары лишь добавляют или развивают ее. Таким образом, те, кто был готов платить, научились, чему хотели: они лояльны к преподавателю, но снова идти учиться к нему не видят смысла. В этом случае автор должен поменять программу. Но с этой задачей справляются немногие — преимущественно меняется только «обертка».

Дефицит местных преподавателей постепенно превращает бизнес-образование в некое подобие шоу-бизнеса. В Екатеринбурге растет спрос на семинары всевозможных бизнес-гуру, авторов деловых бестселлеров, проповедников маргинальных экономических идей. То, что рекламные растяжки типа «Бодо Шефер — Моцарт финансов» собирают полный зал «Космоса», вполне понятно. Около 20% деловой аудитории ходит только на новинки. Упрощение и популяризация знаний — общемировая тенденция, своего рода закон информационно развитого общества.

Чтобы устранить пробелы в практическом наполнении образовательных программ, екатеринбургские центры БО привлекают специалистов из реального бизнеса. Тренд не свежий, но, как отмечают эксперты, заметно усилившийся в этом году. Все чаще на смену профессиональным тренерам, консультантам или, скажем, психологам приходят собственники бизнесов, топ-менеджеры: одни хотят удовлетворить свои преподавательские амбиции, другие ищут среди слушателей кадры для своих фирм. Впрочем, надеяться на то, что практики смогут целиком восполнить дефицит квалифицированных «подготовщиков» продуктов, не приходится. Преподаватели-бизнесмены лишь дополняют существующие программы. Кроме того, у этой тенденции есть и «обратная петля» — компании-заказчики стали активно приглашать толковых консультантов на топовые должности.

Компания ООО «Урал-Гермес» успешно выполняет для широкого круга клиентов комплексные маркетинговые исследования в Екатеринбурге и других регионах России, оказывает консалтинговые услуги, разрабатывает концепции и бизнес-планы создания объектов коммерческой и жилой недвижимости (торговые (развлекательные) центры, бизнес-центры, гостиницы, складские комплексы, жилые комплексы, коттеджные поселки и др.), бизнес-планы и стратегии развития промышленных предприятий.

На рынке города Екатеринбурга эта компания появилась с 1994 года и успешно развивается по сей день. По городу она входит в число крупнейших предприятий, предоставляющих подобные услуги.

Однако услуги, предоставляемые ООО «Урал-Гермес» распространяются не только на Екатеринбург и на Свердловскую область, но пользуются спросом в крупных промышленных городах России.

Перспективы развитие рынка услуг бизнес – образования

Экономическая глобализация предъявляет новые требования к бизнес-образованию. Школы во всем мире формируют сетевые альянсы, обмениваются преподавателями и студентами. Существуют системы аккредитаций (EFMD, AMBA, AACSB), получение которых вкупе с вхождением в международные рейтинги определяет позицию школы на рынке. Появляется альтернатива традиционным очным программам МВА - программы магистратуры в бизнес-школах, формат Executive MBA.

Доминирующей становится так называемая «университетская» модель. Это не только школы, существующие внутри университетов (Уортон, Гарвард, Стэнфорд) и аффилированные с ними (London Business School, IESE, EBS), но и школы, имеющие статус университетов (HEC, HSE, CBS), а также школы с развитой исследовательской программой и аспирантурой (INSEAD, IMD).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.