Роль государства в совершенствовании развития сферы услуг в 2006–2008 годах, безусловно, будет связана с реализацией национальных проектов, на которые выделено в 2006 году из бюджета РФ 134,5 млрд. рублей. При этом одна треть пойдет на финансирование развития образования и здравоохранения. Средства, выделяемые на четыре приоритетных национальных проекта, не заменяют, а дополняют плановое финансирование соответствующих отраслей. В итоге в 2006 г. общие расходы федерального бюджета на образование и сельское хозяйство увеличились более чем на треть, а на здравоохранение – на 60%, в жилищной сфере – в четыре раза[25]. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии по предоставлению жилищного кредитования граждан в объеме 26,5 млрд. рублей.
Безусловно, национальные проекты не ограничены рамками одного года. Их реализация – долгосрочная задача, что нашло отражение в «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006–2008 гг.)». Реализация приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения, развития АПК названа в данной программе в качестве ориентиров на данный период.
Все эти проекты означают вложение в человека, и это не только государственное влияние на экономику, а также еще и вопросы национальной безопасности, перспективы демографического развития, имеющие первостепенную политическую важность.
Принципиально важно то, что национальные проекты имеют стройную логику развертывания, последовательность в реализации поставленных государством задач. Во-первых, повышение, в первую очередь, заработной платы тем работникам социальной сферы, которые оказывают услуги значительному числу граждан, наиболее часто встречаются с потребителями услуг. От их профессионализма во многом зависит дальнейшее развитие услуг здравоохранения (участковые терапевты) и образования (учителя – классные руководители). Во-вторых, следующая задача – это создание такой материально-технической базы, которая позволила бы оказывать услуги высокого уровня, оснащение имеющихся учреждений аппаратурой и оборудованием. В-третьих, это строительство новых центров, предоставляющих высокотехнологичные медицинские услуги и осуществляющих методологическую деятельность. Данные меры позволяют не только повысить качество услуг, но и сделать их более доступными для граждан, проживающих вдали от крупных центров европейской части России. Важнейшим негативным фактором внешней среды в современный период – это последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008–2009 гг.
В России распространение кризиса, поначалу отрицаемое, началось с сентября-октября и обусловило сжатие совокупного спроса. В банковском секторе, сфере услуг наблюдается сокращение персонала, в металлургии сокращаются заказы, выплавка стали, на транспорте – объем грузоперевозок, в секторах промышленности и машиностроения готовятся к сокращению занятых и замораживают заказы. Банки сокращают объем кредитования производства, сокращают выдачу потребительских кредитов и т.д.
Отрыв «финансовой» стоимости от реальной стоимости производства и фондовой базы экономики, развертывание инфляции цен на энергетические и другие ресурсы, борьба ряда государств за военно-стратегическую монополию определяют неэффективность современной архитектуры мировой финансовой системы, в высокой степени спекулятивный характер фондового рынка и построение его по принципу большой финансовой «пирамиды». Эти особенности и определяют развертывающийся кризис.
Проблема мировой ликвидности является одной из центральных в понимании природы современных финансово-экономических кризисов. Неоднородность различных видов капитала, структуры национального богатства, распределенного в мире обеспечивает неравные условия международной торговли и международного обмена. В итоге мы видим асимметрию платежных балансов торгующих стран.
Возникающие долги, когда страны потребляют больше, чем производят, как, например, США, которые стали причиной нынешнего кризиса, обычно погашаются с помощью общепринятых международных средств платежа, в частности золотом, резервной валютой, специальных прав заимствования. Состояние мировой ликвидности обычно оценивается по величине названных платежных средств. Важно отметить, что создание платежных средств является адекватным только в том случае их соответствия уровню мирового производства и масштабу мировой торговли.
Таргетирование, как инструмент макроэкономической политики, применяемый ведущими странами внесло ощутимую лепту в развертывание современного экономического кризиса. Во-первых, оно способствовало исчерпанию ликвидности, вносило вклад в искажение реальной стоимости активов. Во-вторых, и этот аспект чрезвычайно важен, действовало в направлении сокращения совокупного спроса, сдерживало инновационную активность и тем самым вносило взнос в поддержание высокого уровня цен, включая продовольственные и сырьевые товары.
Одними финансовыми манипуляциями преодолеть финансово-экономический кризис невозможно. Необходимо решать практические задачи хозяйственного развития, а не практиковать стратегию «обедняющего», можно сказать, «ухудшающего» экономического роста.
Наряду с факторами макросреды необходимо учесть и проанализировать потенциал, возможности и текущее состояние внутренней среды предприятия. К ним относятся: миссия и цели фирмы, ее стратегия, качество персонала, организационная структура фирмы, кадровая политика, система мотивации персонала, научно-технический уровень, использование маркетинговой информации о конъюнктуре рынка, состояние процесса прогнозирования кризисов. Особую роль играет также наличие у топ-менеджеров информации о поставщиках, потенциальных и реальных покупателях, о каналах сбыта и системе коммуникаций, возможностях провести эффективную рекламную кампанию.
В современный период внешняя среда изменяется очень быстро и поэтому в мировой практике используется SWOT-анализ, то есть изучается «сила-слабость» фирмы и «возможности-угрозы», исходящие из внешней среды[26]. Вначале изучается внешняя среда предприятия, и выделяются те ее факторы, которые открывают перед ним возможности развития, и те, которые создают угрозы.
Например, на рынке появился конкурент с более инновационными товарами или имеющиеся конкуренты начали оказывать покупателям более широкие сервисные услуги (продажу товаров в кредит, доставку на дом и т.д.). Затем анализируется внутренняя среда предприятия, чтобы определить сильные и слабые стороны фирмы.
Например, на фирме есть эффективный отдел маркетинга, антикризисный бизнес-план, отдел стратегического планирования и прогнозирования, что позволяет быстрее адаптироваться к появлению кризисных явлений на фирме.
Но слабость фирмы в том, например, что ее поставщики нарушают договорные обязательства, слабо отслеживается кредиторская задолженность, низок коэффициент обновления основных фондов.
При дальнейшем анализе важно провести классификацию и оценить следующие сочетания агрегированных факторов внешней и внутренней среды:
1. «возможности-сильные стороны», что послужит ориентиром стратегического развития;
2. «возможности-слабые стороны», что позволит определить направление внутренних преобразований;
3. «угрозы-слабые стороны», что послужит основой выделения основных ограничений стратегического развития фирмы;
4. «угрозы-сильные стороны», что поможет потенциальные стратегические преимущества развития предприятия[27].
Результатом проведения SWOT-анализа является система возможных действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие. Этот анализ позволяет своевременно исправить слабые стороны фирмы, предвидеть наступление депрессии, снижения темпов роста прибыли,
выделить объема продаж. Все полученные данные заносятся в матрицу. Матрица SWOT-анализа:
Предприятие
Сила
Слабость
Внешняя среда
Возможности
Угроза
Кроме SWOT – анализа для оценки конкурентной позиции предприятия используется в мировой практике «многоугольник» или «ромб» конкурентоспособности. Эту методику обосновал Ф. Котлер[28].
Для оценки конкурентоспособности фирмы (или отдельного товара) применяется ряд показателей, если их четыре, то формируется «ромб» конкурентоспособности, если их 6 и более-то формируется «многоугольник» и эти показатели (ромбы или многоугольники) графически накладываются на те же показатели фирмы конкурента.
В западной экономической литературе применение этого инструмента получило название «бенч-маркинг», т.е. сравнительный анализ ключевых факторов успеха предприятия и его конкурентов. Он может проводиться по таким основным параметрам: рыночная доля, качество продукции, цена товара, рентабельность продукции, объем продаж (или выручка от реализации), имидж фирмы и т.д.
Для выхода из экономического кризиса нужны инвестиции для обновления основных производственных фондов, что повысит качество продукции и в дальнейшем снизит издержки производства, поскольку возрастет производительность труда, и будут более рационально использоваться материальные ресурсы. Поэтому следующий этап антикризисного управления – это оценка инвестиционной привлекательности предприятия.
Для привлечения инвестора на предприятии должен быть разработан эффективный бизнес-план или инвестиционный проект. В данных документах должен быть определен срок окупаемости капиталовложений (ГОК), динамика дохода на капитал, вложенный инвестором, сумма притока и оттока денежных средств за весь срок реализации данного проекта (или бизнес-плана), экономическая эффективность капиталовложений. Поскольку инвестиционный проект реализуется в течение ряда лет, то важно провести дисконтирование будущих доходов, привести все расходы, доходы, поступления денежных средств и их расходование к начальному временному периоду. Для этого необходимо определить, на какую норму годового довода согласен инвестор. Это коэффициент – Е, определяемый по формуле:
Е = норма дохода;
100%
Например, если инвестора устраивает годовой доход на вложенный
капитал в 20%, то
Е = = 0,2[29]
Е – это норма дисконта.
Вложение капитала, например, в 1 млн. долларов, дисконтируется в первый год вложений по формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14