Рефераты. Антикризисное управление на микроуровне в транзитивной экономике России







Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами. Это проводится путем сравнения средств по активу, сгруппированных по степени ликвидности с обязательствами, сгруппированными по срочности их погашения.

В зависимости от степени ликвидности выделяют следующие группы:

А1 – наиболее ликвидные активы (денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения);

А2 – быстро реализуемые активы (дебиторская задолженность платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты и прочие внеоборотные активы);

АЗ – медленно реализуемые активы (запасы, дебиторская задолженность платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты, налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям);

А4 – трудно реализуемые активы (основные средства и внеоборотные активы).

Для оценки ликвидности баланса его пассивы группируют следующим образом:

Ш – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность, расчеты по дивидендам, прочие краткосрочные обязательства);

П2 – краткосрочные пассивы (краткосрочные кредиты и займы); ПЗ – долгосрочные пассивы (долгосрочные кредиты и займы); П4 – постоянные пассивы (собственные средства предприятия). Баланс предприятия считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

А1>П1; А2>П2; АЗ >ПЗ; А4<П4.

Если одно или несколько неравенств не выполняется, ликвидность баланса не считается абсолютной. Анализ ликвидности баланса ОАО «завод Мехпромстрой» (представлен в таблице 5) показал, что баланс ОАО «завод Мехпромстрой» не является абсолютно ликвидным, т. к. не выполняется условие А1 > Ш на начало и на конец отчетного периода. По этому условию платежный недостаток составил 5067 тыс. руб. на начало 2006 г., а в конце отчетного периода он увеличился до 12485 тыс. руб. Ситуация сложившаяся в начале и в конце отчетного периода свидетельствует о недостатке денежных средств на предприятии. Остальные условия ликвидности выполняются. По второму условию А2 > П2 платежный излишек составил 1890 тыс. руб. на начало года и 2981 тыс. руб. на конец года. По третьему условию АЗ > ПЗ платежный излишек составил 5656 тыс. руб. на начало года и 12674 тыс. руб. на конец года. По четвертому условию А4 < П4 платежный излишек составил 2479 тыс. руб. на начало отчетного периода и 3170 на конец отчетного периода.

Для более подробного анализа необходимо рассчитать коэффициенты ликвидности. Показатели ликвидности применяются для оценки способности предприятия выполнять свои краткосрочные обязательства. Они дают представление о платежеспособности на данный момент времени и в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Общую оценку платежеспособности дает коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия). Он измеряет общую ликвидность и показывает, в какой мере текущие кредиторские обязательства обеспечиваются текущими активами, т.е. сколько денежных единиц текущих активов приходится на 1 денежную единицу текущих обязательств. Этот коэффициент составил 1,2%. Это свидетельствует о проблемности баланса, поскольку он ниже 2%, признанным высоким уровнем платежеспособности.

Коэффициент финансовой независимости (автономии) составил 0,3 при норме от 0,7% и выше. Коэффициент текущей ликвидности ниже 1%, что (при нормативе не менее 2) характеризует большую степень риска хозяйственной деятельности и возможность банкротства.

Анализ баланса как за 2006 г., так и за 2002–2005 гг. показывает, что это предприятие является с высоким риском банкротства даже после принятия мер по финансовому оздоровлению. Его кредиторы рискуют своим капиталом, вложенным в деятельность данного ОАО.

Промежуточный коэффициент покрытия значительно больше нормативного показателя, и увеличился за 2006 г. на 1,023 пункта, что говорит о неоправданном росте дебиторской задолженности. Коэффициент обеспеченности собственным оборотными средствами меньше 0,1, что свидетельствует о неудовлетворительной структуре баланса, а предприятие признается неплатежеспособным.

Это свидетельствует о достаточно большой вероятности его банкротства в будущем. Положительным моментом является лишь повышение эффективности использования оборотных средств.

Проведенный анализ позволяет рекомендовать следующие мероприятия по укреплению финансового состояния и повышению финансовой устойчивости:

1. Ускорить оборачиваемость капитала в текущих активах, в результате чего произойдет относительное сокращение.

2. Произвести инвентаризацию производственных запасов, выявить их изменения, что позволит ускорить оборачиваемость запасов.

3. Обеспечить соблюдение финансовой дисциплины, не допускать просроченной как дебиторской, так и кредиторской задолженности. Более внимательно относиться к выбору, дебиторов, предварительно изучая их финансовое состояние, в договорах предусматривают штрафные санкции за несвоевременную оплату.

4. Улучшить материально-техническое снабжение с целью бесперебойного обеспечения производства необходимыми производственными запасами и сокращения времени нахождения капитала в запасе.

5. Для укрепления финансовой устойчивости не допускать избытка

(более 5% объема оборотных активов) денежных средств на счетах, что ведет к обесценению денег и к увеличению упущенной выгоды от прибыльного размещения денежных средств.

6. Расширить объемы производства и реализации наиболее рентабельной продукции.

7. Добиться полной загрузки производственных мощностей за счет расширения объемов производства.


Заключение

При изучении статистики процедур банкротства муниципальных унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства можно сделать вывод:

Практически ни в одном случае не было получено положительного результата. Смена собственника лишь усугубляла положение с обеспечением населения и других потребителей коммунальными услугами.

Причина в следующем – в процессе банкротства не устраняются причины, приводящие предприятия ЖКХ к финансовой несостоятельности. Долги предприятий, будь они однажды полностью погашены, воспроизводятся вновь и вновь.

Для выхода из сложившейся критической ситуации недостаточно лишь усилий самих МУП ЖКХ, а необходимо комплексное решение этих вопросов на государственном уровне, что и должна была сделать реформа ЖКХ. Но на деле она свелась лишь к повышению тарифов на потребляемые услуги, что не привело ни к улучшению их качества, ни к устранению других причин развала МУП ЖКХ.

При анализе причин банкротства МУП ЖКХ г. Ростова-на-Дону мы можем назвать следующее:

1. Не выплаты за оказанные услуги – Государство, муниципалитеты и 20% населения не платят за коммунальные услуги.

2. Заниженные тарифы услуг. При оказании услуг населению, предприятие применяет регулируемые тарифы, которые ниже экономически обоснованных.

3. Несвоевременность и не полный объем целевого финансирования на разницу в ценах услуг и льготы, предоставленные населению.

4. Высокая себестоимость услуг. Причины роста себестоимости оказываемых услуг:

– предельный износ основных производственных фондов, что влечет большие затраты на ремонтные работы и ликвидацию аварийных ситуаций, необходимость содержания производственных мощностей, используемых лишь эпизодически.

5. Высокое налогообложение.

6. Незаконное изъятие имущества из хозяйственного ведения предприятия собственником имущества.

Все эти причины в комплексе привели к тому, что предприятия не могли выполнять свои денежные обязательства перед кредиторами и производить своевременную уплату обязательных платежей. Поэтому эта реформа стала, мягко говоря, непопулярной в народе и вызвала лишь волну протестов.

Необходимо отметить, что действующее законодательство не предусматривает особенности при реализации процедур банкротства в отношении предприятий ЖКХ, в тоже время муниципальные предприятия являются единственными организациями, __ обеспечивающими жизнедеятельность городов и населенных пунктов Ростовской области.

Таким образом, при отсутствии специальных норм, регламентирующих особенности осуществления данных процедур, банкротство предприятий сферы ЖКХ зачастую вызывает негативные социальные последствия.

Анализ финансового состояния предприятий ЖКХ показывает, что только совместными усилиями федеральных, региональных, местных властей, различных потребителей, в том числе населения, можно избежать несостоятельности предприятий ЖКХ.




Список используемой литературы

1. Антикризисное управление. Под ред. Грязновой А.Г.-М.: Тандем, 1999.

2. Антикризисное управление. Учебник под ред. Короткова Э.М. - М: ИНФРА-М, 2000.

3. Антикризисное управление. Учебное пособие. Под. ред. Ларионова И.К.-М.: Издательство «Дашков и К», 2004.

4. Антикризисное управление: от банкротства к финансовому оздоровлению. Под ред. Иванова Т.Г.-М.: – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2004.

5. Артемова Л., Назарова А. Итоги социально-экономического развития в 3003 году. // Экономист, 2003, №12.

6. Банкротство или «неприятность это мы переживем»? // Регион. 2006. №18.

7. Беляев С.Г., Кошкин В.И. Теория и практика антикризисного управления. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1996.

8. Бычкин А.В. Оценка кредитоспособности контрагентов и создания и создания резервов под возможные потери по дебиторской задолженности предприятия. // Финансы и кредит, 2003, №1.

9. Вопросы экономики. 2003. №12. Статистика.

10. Вопросы. 2005. №9.

11. Гизатуллин М.И. Как избежать банкротства. Рецепты финансового оздоровления предприятия. – М. ООО «ГроссМедиа». 2004.

12. Государственное регулирование экономики в современном мире. М.: Наука, 1989, с. 82.

13. Гражданский кодекс РФ.

14. ДЖ. Кейнс «Общая теория занятости, процента и денег». М.: Прогресс, 1978.

15. Егоренков Н., Казакова Е., Стародубцева М. Фазовая модель товарно-денежного хозяйства. // Вопросы экономики. 2005 №8. с. 41.

16. Игнатова Т.В., Павлов А.О., Мартыненко Т.Н, Таранников В.В. Антикризисное регулирование экономики. Ростов-на-Дону. СКАГС, 2002.

17. Инновационный менеджмент. Справочное пособие. Под ред.

Заявлина П.Н., Казанцева А.К., Миндели Л.Э.М.: Центр исследований и статистики. 1998.

18. К. Маркс. Соч. т. 24.

19. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – М.: ИНФРА-М, 2002.

20. Кудрин А.Л. Экономическая политика и федеральный бюджет 2006 года // Финансы 2006 №2 с. 3.

21. Курнышева И., Засько В. Тенденции и перспектива экономического роста. «Экономист» 2007. №10.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.