Рефераты. Антикризисное управление на микроуровне в транзитивной экономике России






Банкротство чаще всего является результатом совместного и одновременного воздействия всех причин. При этом в развитых странах с рыночной экономикой, с устойчивой экономикой и политической системой банкротство, как правило, на одну треть вызывается внешними причинами и на две трети – внутренними.

Наиболее сильное влияние на финансово-хозяйственную деятельность предприятий оказывает современное состояние российской экономики. У экономики России на данный момент существует много важнейших задач, которые еще не решены (инфляция, безработица, просроченные кредиторские задолженности, высокий удельный вес заемных средств, «забюрокраченность» и теневой сектор, монополизм экономики).

К основным внешним причинам, влияющим на финансово-хозяйственную деятельность предприятий и угрозу банкротства, следует также отнести политическую нестабильность общества, несмотря на значительный прогресс в данном направлении. Последствием данного фактора является несовершенное законодательство в области хозяйственного права. Это касается отношения государства к производственной и предпринимательской деятельности, частого изменения законодательства, высокого уровня налогообложении, несовершенных условий экспорта и импорта и прочих проявлений регулирующей функции государства.

Следующая причина воздействия на финансовое положение предприятий, которая может вызвать банкротство – это развитие науки и техники. Не секрет, что отечественные предприятия в своей основной массе пока еще не восприимчивы к достижениям науки и техники. Необходимость изменений в технологии производства, которые предприятие вынужденно осуществлять, требует больших капитальных вложений. Они могут резко снизить прибыльность производства, в том числе и вследствие неудач при внедрении новых технологий. Это во многом объясняет неудовлетворительные итоги конверсии предприятий оборонной промышленности, прежняя продукция которых не находит сбыта, а новая продукция, чтобы быть конкурентоспособной, должна учитывать современные достижения науки и техники, что требует больших капитальных затрат для реконструкции и модернизации производства. Отсюда возникает вероятность банкротства многих предприятий этой отрасли.

Среди внешних причин банкротства также можно назвать усиление международной конкуренции. Зарубежные конкуренты в одних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, в других за счет более высокой технологии и новой техники.

Итак, внешние причины банкротств, включают в себя:

– влияние экономики страны;

– неплатежеспособность предприятий – потребителей средств производства;

– развитие науки и техники;

– усиление международной конкуренции;

– демографические факторы, снижение рождаемости;

– политические риски.

Для определения системы антикризисных мер предприятие должно провести, прежде всего, анализ внешней среды, чтобы выяснить наиболее важные факторы, обусловившие наступление кризиса.

К таким факторам для всех типов организаций относятся:

1. Международные – напряженность отношений в сфере внешней торговли, других направлениях ВЭД нашей страны с развитыми и развивающимися странами, изменение этих отношений в позитивном плане, предоставление режима благоприятственности в торговле для России и, следовательно, для отечественных предпринимателей-субъектов ВЭД; наличие «горячих» точек в мире и в России, обострение терроризма и т.п.

2. Политические факторы: нестабильность демократических преобразований в стране, неустойчивость положения Правительства в конкретный период времени, нестабильность политических режимов в странах СНГ и др.

3. Экономические факторы: состояние бюджета Российской Федерации (профицит / дефицит), уровень инфляции, темпы роста ВВП и в основных отраслях экономики, структура распределения доходов населения, уровень конкурентоспособности экономики страны и продукции; приоритеты, обозначенные на перспективу 3-х – 5-ти и более лет, налоговая политика.

4. Социально-демографические: место страны в мире по продолжительности жизни, по жизненному уровню; рождаемость, смертность населения страны, миграция, структура населения по уровню доходов.

5. Правовые факторы: наличие правовых актов по развитию конкуренции и преодолению монополизма в экономике, по финансовой поддержке предпринимательства, по банкротству, по развитию отношений бюджетного федерализма, по стандартизации, по защите прав потребителей, по регулированию ВЭД, качеству прокурорского надзора за соблюдением федеральных правовых норм и др[18].

6. Природно-климатические факторы: состояние основных природных ресурсов, степень разработанности и степень использования ресурсов, характеристика климатических условий, использование вторичных ресурсов и т.п.

7. Научно-технический потенциал страны: тип технологического уклада в стране, использование достижений НТП, нововведений в материальной и нематериальной сферах, уровень автоматизации производства, особенно в машиностроении, показатели износа основного капитала, уровень компьютеризации и т.п.

8. Культурные факторы: средний уровень образования населения, обеспеченность населения объектами культуры, этика бизнеса и т.п.

Наряду с факторами внешней среды, перечисленными выше, важно для выхода из кризиса особо оценить конкурентную среду, политику основных конкурентов, конъюнктуру рынка страны.

Особую роль в наступлении кризисной ситуации играет обострение противоречия интересов олигархического (монополистического капитала) и предприятий реального сектора, разбалансированность развития сферы услуг и промышленности.

Крупный монополистический капитал в России представлен небольшой, но весьма влиятельной группой олигархов, сложившихся в основном в сфере ТЭК и банковских услугах. В докладе Всемирного Банка сказано, что на 23 наиболее крупные группы в России приходится треть продаж промышленности и шестая часть рабочих мест[19]. Ускорение развитие сферы услуг за 2002–2007 гг. обусловлено в основном расширением обслуживания крупного монополистического капитала. Это: банковские, кредитные услуги, туристические и услуги зарубежного отдыха и пр. В структуре производства ВВП снижается доля производства товаров и возрастает доля услуг.

Роль сферы услуг в развитых странах является объективным, закономерным процессом, поскольку там уже сформирована постиндустриальная система, высокоразвитое промышленное производство. В России же безусловно приоритетным должно стать создание высокоразвитого промышленного производства, особенно машиностроения. Не умаляя значимости развития сферы услуг, важно отметить, что за счет увеличения их доли в ВВП невозможно обеспечить ни удвоения ВВП к 2010 г., ни преодоления бедности, ни подъема промышленного и аграрного секторов[20].

В связи с этим важно в качестве приоритетов выделить не просто развитие сферы услуг в целом, а социальных услуг. Это связано с развитием социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры, услуг отдыха. Однако в прогнозе Минэкономразвития РФ на 2005–2007 гг[21]. все параметры привязаны к динамике мировых цен на энергоносители. Внутренние факторы и тенденции социально-экономического развития в данном прогнозе не анализируются и не планируются. Стратегия правительства заключается в наращивании экспорта нефти и газа, а также в строительстве для этих целей транспортных сетей.

В целом следует отметить, что анализ структуры производства ВВП в 2000–2005 гг. свидетельствует об увеличении доли производства услуг и уменьшении доли производства товаров. По оценке Центра экономической конъюнктуры при правительстве РФ эта тенденция будет продолжаться и в перспективе 2008–2009 годов. Это обусловлено стремлением правительства РФ, приблизить структуру российского ВВП к структуре развитых стран, где доля услуг составляет значительную часть. Если рассмотреть более длительную динамику, а именно период с 1999 по 2006 г., то тенденция увеличения доли услуг просматривается достаточно отчетливо. Так, ВВП увеличился за этот период на 57%, фактическое конечное потребление домашних хозяйств – на 48,1%, инвестиции в основной капитал – на 72%. По сравнению с 1998 г. объемы выпуска в промышленности в 2005 г. увеличились на 53,4%, в сельском хозяйстве – на 26,4%[22].

Рост производства товаров поддерживался функционированием развитой за годы реформ инфраструктурой рынка услуг. При увеличении объемов производства в товарном секторе за эти годы на 57,5%, прирост производства рыночных услуг составил 43,4%. Но это в среднем. А по структуре рыночных услуг их рост был крайне неоднозначным. Так, объем услуг связи вырос на 238,7%, коммерческий грузооборот транспорта – на 37,8%, розничной торговли – на 49,3%[23].

Однако экономический рост – это воспроизводственная категория. И в России в настоящее время совершенно иная воспроизводственная ситуация по сравнению с большинством развитых стран. В силу этого сравнивать темпы роста в России с США, либо со странами ЕС вряд ли возможно.

Россия находится в переходном состоянии к рынку, имеет нерациональную структуру макроэкономики.

Позитивно, что в 2003–2007 гг. стала развиваться активность предприятий в использовании кредитных ресурсов, в обновлении основных фондов. Банковские кредиты увеличились за 2006 г. на 32%, иностранные инвестиции – на 61%, но их доля в общем объеме привлеченных средств составила менее 12% за 2007 г. (первое полугодие) – на 31,5 и 62,5% соответственно[24].

Прямые иностранные инвестиции составили в 2008 г. В объеме 103769 млн. долл., по сравнению с предшествующим годом этот показатель сократился на 14,2%. Позитивно что, что с 2004 г. увеличился приток инвестиций за счет всех источников финансирования в машиностроении: в 2004 г. на 17%, в 2006 г.-на 18,1%.

Но важно учитывать, что инфляция снижает возможность капитальных вложений в 2005 г. инфляция составила 12,7%, в 2006 г. -9,7%, в 2008 г. – 13,3%. Индекс цен различается в различных отраслях экономики России.

В 2006 году рост цен на услуги ЖКХ повышался в среднем на 30%, поскольку вся страна переходит на 100%-ную оплату этих услуг (кроме г. Москвы); на электроэнергию – на 7,5%, на газ – на 11%, на железнодорожные перевозки грузов – на 7,5%.

Принята стратегия социально-экономического развития РФ до 2020 г. Переход к инновационному типу воспроизводства.

Первые скромные шаги в этом направлении уже сделаны: создан Инвестиционный фонд, работают особые экономические зоны, реализуются национальные проекты, отменены либо существенно снижены пошлины на ввозимое в Россию технологическое оборудование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.