Выявление резервов целесообразно проводить одновременно на трех уровнях: рабочем месте, структурном подразделении (отдел, цех, участок), по предприятию в целом. В последнее время не уделяется должного внимания выявлению резервов повышения производительности труда на отдельных рабочих местах. Между тем результаты исследований, проведенных в российских компаниях, показали, что на самом низовом уровне имеется большое количество неиспользованных резервов для снижения затрат, которое руководство не желает принимать во внимание.
По признакам возможностей использования следует различать резервы запаса – неэффективно используемое оборудование по мощности или по сменности работы; изученные, но еще не используемые передовые методы труда, а также резервы потерь – брак продукции, перерасход топлива, потери рабочего времени. По направлениям использования наряду с резервами снижения трудоемкости и улучшением использования рабочего времени существенное значение имеют резервы более рационального использования кадров предприятия. Это направление в первую очередь связано с совершенствованием организационной структуры – повышением эффективности управления персоналом при одновременном удешевлении схемы управления. Кроме того, большую роль играют резервы рациональной расстановки персонала с учетом опыта и квалификации, система отбора и развития кадров на предприятии, программы должностного роста сотрудников. [10,с.226]
2. Анализ производительности труда туристической фирмы
2.1 Анализ экономической деятельности организации
Туристическая фирма «Интурист» является обществом с ограниченной ответственностью.
Туристическая фирма «Интурист» является турагентом. Фирма предлагает туры по странам Балтии. Основными видами деятельности фирмы являются: реализация туристических путевок и оказание дополнительных услуг, таких как: подготовка туристических виз, оформление заграничных паспортов и страховок. Фирма осуществляет работу только с гражданами Российской Федерации.
Организационная структура туристической фирмы «Интурист» является линейной:
Уборщица
1 чел.
Охранник
Рисунок 6– Организационная структура ООО «Интурист»
В данном случае имеются четкие, ясные и прямые взаимосвязи между элементами структуры, то есть каждый исполнитель имеет только одного начальника, и все полномочия прямые идут от высшего звена управления к низшему. Введенные звенья управления достаточны для достижения целей организации. Введение же дополнительных ступеней управления усложнит процесс принятия решений. За время от принятия решения до его исполнения в управляемой системе не успели произойти необратимые отрицательные изменения, делающие ненужной реализацию принятых решений. Это обеспечивает своевременность принятия решений. Несмотря на то, что линейная структура имеет такие недостатки, как неполнота и искажение информации, структура аппарата управления ООО «Интурист» гарантирует достоверность передачи информации, так как организация имеет небольшое, но достаточное для функционирования организации, количество сотрудников.
Линейная структура ООО «Интурист» имеет несколько достоинств:
– четкое распределение обязанностей и полномочий;
– возможность поддержания необходимой дисциплины;
– построение связей «руководитель-подчиненный» по иерархической лестнице, при которых каждый работник подчинен только одному руководителю.
Туристическая фирма «Интурист» к каждому клиенту находит индивидуальный подход. При продаже туров предлагаются различные брошюры, проспекты, прайс-листы, каталоги для того, чтобы клиент мог наглядно ознакомиться с предлагаемым туром и сделать оптимальный для себя выбор.
Туристическая фирма «Интурист» предлагает следующий ассортимент услуг в сфере туризма, отображенный в таблице 1
Таблица 1– Ассортимент услуг
Ассортимент
Туристические путевки по странам:
Предоставление услуг
Латвий
Оформление виз
Литвы
Оформление заграничных паспортов
Эстонии
Оформление страховок
Основным направлением организации является продажа туристических путевок в станы Балтии. Оценим выручку фирмы от реализации продукции и услуг. Данные по выручке за 2008 и 2009 года приведены в таблице 2.
Исходя из данной таблицы, видно, что выручка от продаж с 2008 по 2009 года снизилась на 3,6% то есть на 185 тыс.руб. Такое падение выручки прежде всего с ухудшением экономического состояния в России. Существенно снизился уровень благосостояния населения, в следствие этого спрос на туристические услуги упал. Так же это подтверждается сведениями динамики объема продаж, данные по которым приведены в таблице 3.
Таблица 2 – Выручка от реализации продукции и услуг
2008
2009
Изменения
тыс.руб.
%
Латвия
1250
1200
-50
-4
Эстония
1400
1345
-55
Литва
1100
1150
50
4
Итого туров
3750
3695
-2
1050
945
-105
-10
Оформление загран. паспортов
200
185
-15
-7,5
Оформление страховки
190
-5
Итого услуг
1450
1320
-130
-9
ИТОГО
5200
5015
-185
-3,6
Таблица 3 –Динамика объема продаж
Показатель
2007
Объем продаж
5150
Абсолютный прирост базовый
-135
Абсолютный прирост цепной
Темп роста базовый
101
97,3
Темп роста цепной
96,4
Темп прироста базовый (%)
1
-2,7
Темп прироста цепной (%)
Динамику реализации продукции можно также изобразить графически:
Рисунок 7 – Динамика цепных темпов роста объемов реализации продукции
Проведем дальнейший анализ организации для выявления причин снижения объема реализации продаж, и как следствие, уменьшение выручки. Рассмотрим наличие, движение и эффективность использования основных производственных фондов (ОПФ) ООО «Интурист». К ОПФ данной организации относятся помещение и оборудование, остаточная стоимость которых приведена в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ основных фондов организации
Основные фонды (тыс.руб)
2008 год
% к итогу
2009 год
на начало
на конец
Помещение
1798
100
Оборудование
949,5
969,5
102,1
983,5
101,4
Итого
2747.5
2767.5
2781.5
100,5
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9