Рефераты. Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора






Оказание лечебно-профилактической помощи граж-данам осуществляется работниками учреждений здра-воохранения по месту их жительства и по месту ра-боты. Срочную медицинскую помощь пострадавшим в результате несчастных случаев или внезапного тя-желого заболевания должны оказывать безотлага-тельно ближайшие лечебно-профилактические учреж-дения независимо от его ведомственной подчиненности, а неотложную медицинскую помощь обязан оказы-вать каждый медицинский и фармацевтический работник в любых условиях, в рабочее и нерабочее время. Эти положения зафиксированы в статье: «Медицинские и фармацевтические работники обязаны оказывать первую неотложную медицинскую помощь гражданам в дороге, на улице, в иных общественных местах и на дому».

Сложившийся в медицинской практике порядок оформления устного согласия больного путем соответ-ствующей записи в истории болезни является вполне правомерным и гуманным, поскольку взятие особой расписки будет дополнительно травмировать боль-ного, находящегося и без того в сложной психологи-ческой ситуации. Высказываются предложения о том, чтобы запись в истории болезни о согласии боль-ного на операцию лечащий врач оформлял в присутствии заведующего отделением или другого врача с наличием их подписей. Однако такой порядок офор-мления чрезмерно формален и подрывает доверие к лечащему врачу. Его можно считать оправданным в случаях, когда решение о производстве операции касается больных, находящихся в бессознательном состоянии.

В ряде случаев медицинские работники имеют право и обязаны осуществлять специальные меры про-филактики и лечения заболеваний, представляющих опасность для окружающих (туберкулез, психиче-ские и венерические заболевания, лепра, хронический алкоголизм, наркомания, а также карантинные забо-левания). Для этих целей создана сеть специальных диспансеров и других лечебных учреждений. Следует отметить, что больные туберкулезом бесплатно обес-печиваются противотуберкулезными препаратами, их лечение в санаториях и профилакториях осуществля-ется также за счет государства.

Для лиц, страдающих указанными заболеваниями, и уклоняющихся от лечения, могут приниматься меры принудительного лечения и принудительной госпи-тализации. Эти меры применяются по решению судеб-ных органов.

Согласно законодательству одной из ответственных обязанностей медицинских работников является опре-деление степени утраты трудоспособности. Временная нетрудоспособность устанавливается врачом или ко-миссией врачей с оформлением листков нетрудоспособ-ности в случаях болезни, травмы, по беременности и родам, карантину, уходу за больным членом семьи и т. д.

Длительная или постоянная нетрудоспособность определяется врачебно-трудовыми экспертными ко-миссиями (ВТЭК), которые согласно статьи 50 наряду со степенью (группой) инвалидности устанавливают ее причины, дают трудовые рекомендации для ин-валидов, имеющих остаточную трудоспособность: «Заключения врачебно-трудовых экспертных комиссий об условиях и характере труда инвалидов являются обязательными для администрации предприятий, уч-реждений и организаций».

Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы проводятся на основании постановления представителей органов следствия или определения суда.

Многие обязанности медицинских работников не находят отражения ни в законодательстве, ни в инструкциях и приказах. Они вытекают из исто-рически сложившейся специфики врачебной деятель-ности, нашедшей свое выражение в правилах врачеб-ной этики и деонтологии. Эти правила отражают моральные нормы поведения врача,фармацевта, которому больной добровольно доверяет свое здоровье, а иногда и жизнь в расчете на добросовестное выполнение врачом своего врачебного долга -- принять все меры по спа-сению жизни больного и облегчению его страда-ний.

Высокие моральные качества врача-фармацевта приобретают большое значение в современный период быстрого научно-технического прогресса, технификации и спе-циализации медицины. Многие новейшие достижения медицинской науки и внедрение их в практику здра-воохранения заставляют по-новому рассматривать традиционные нормы врачебной этики и медицинской деонтологии.

Еще более сложные нравственные проблемы воз-никают в связи с ближайшими перспективами разви-тия медицинской науки. Некоторые из них (хирурги-ческие и медикаментозные способы управления по-ведением человека, генная инженерия и др.) серьезно беспокоят общественность и являются предметом об-суждения на страницах газет и журналов, поскольку применение достижений науки в практике, исполь-зование научных знаний каждым специалистом нераз-рывно связано с его моральным обликом, его нрав-ственными качествами.

Вопрос о соотношении знаний и нравственных принципов в жизни общества, воспитании подрастаю-щего поколения, подготовке любого специалиста и прежде всего фармацевта давно уже является предметом философских споров. Идеологи буржуазии утвер-ждают, что нравственность всегда отставала от роста знаний и это отставание в настоящее время становит-ся все более значительным. Одновременно они пыта-ются провести некую абсолютную грань между зна-ниями и нравственностью, как якобы несовместимыми категориями. Конечно, нравственность не заменяет знаний, а одни лишь знания автоматически не фор-мируют нравственность. Известно также, что практи-ческое применение научных открытий в буржуазном обществе может порождать сложные морально-эти-ческие проблемы. Так было, например, при открытии способа расщепления атомного ядра и использовании его в США для военных целей.

Естественно, что высокие нравственные качества, необходимые для выполнения фармацевтического долга, не возникают самопроизвольно, они воспитываются в процессе обучения будущего провизора в школе и вузе. Поэтому при зачислении в медицинский институт, по моему мнению, необходимо отбирать студентов не только исходя из полученных ими на экзаменах оценок, но и нравственных качеств абитуриентов.

Большое значение должно уделяться нравствен-ному воспитанию студентов и в процессе обучения в медицинском вузе. Например, воспитание необхо-димых качеств врача проводится в I Московском медицинском институте им. И. М. Сеченова по спе-циальной, учитывающей специфику каждой кафедры программе в течение всего периода обучения сту-дентов. Оно начинается накануне первого дня заня-тий зародившимся в I ММИ им. И. М. Сеченова тор-жественным ритуалом «Посвящения в студенты», на котором ведущие профессора рассказывают перво-курсникам о благородной профессии врача, его про-фессиональных и нравственных качествах, о долге врача перед народом и государством. Этот торжест-венный ритуал содержит в себе значительный эмо-циональный накал и имеет большое воспитательное значение.

В процессе обучения в I ММИ им. И. М. Сеченова нравственное воспитание студентов осуществляется не только на всех кафедрах и в клиниках, но и обще-ственными организациями (партийными, комсомоль-скими, профсоюзными, факультетом общественных профессий и др.), поскольку моральный облик сту-дента формируется коллективом, всей сложной си-стемой его общественных отношений и социальных связей.

Логическим завершением нравственного воспита-ния молодого специалиста перед началом его само-стоятельной деятельности является принятие «Клятвы Гиппократа». Выпускник медицин-ского института, получив диплом, приносит Присягу в торжественной обстановке, в присутствии своих товарищей по профессии, ректора, декана и профессорско-преподавательского состава института, представителей органов здравоохранения и общест-венности. Текст Присяги подписывается и хранится в его личном деле.

В «Присяге медика» нашло отражение взаимодействие между правовыми и мо-рально-этическими нормами регулирования медицинской деятельности. Благородные и ответственные обязанности, предусмотренные Присягой, торжествен-ная обстановка ее принятия должны всегда оста-ваться в памяти медика, способствуя в дальнейшем выполнению его медицинского долга, повышению уровня юридической и моральной ответственности провизора перед народом.

Фармацевтическая ответственность

Фармацевтическая ответственность основана на особен-ностях фармацевтической деятельности: взаимном доверии пациента и провизора.

Деятель-ность провизора, как и любого другого специалиста, регламентируется законом.Абсолютное большинство провизоров любят свою спе-циальность, честно и добросовестно относятся к своим обязанностям, хотя все еще встречаются провизоры, ко-торые вследствие бездушного, халатного отношения к больным, а иногда и профессиональной неграмот-ности заслуживают не только морального, но и административного и даже уголовного наказания.

Чаще всего конфликты между провизорами и больными (и их родственниками) возникают при неблагоприят-ных исходах лечения. Причины же неблагоприятных исходов лечения весьма различны. Они зависят от особенностей заболевания (или травмы), его течения у данного больного, несвоевременности обращения больного к врачу, неправильных действий или без-действия медицинских работников, связанных с их недостаточной квалификацией, волнением, отсутствием нормальных условий для работы и др. Многочислен-ность этих факторов, существенные отличия их в каждом отдельном случае, даже при одних и тех же заболеваниях, сложность выделения основной причи-ны неблагоприятного исхода приводят к тому, что правильная медицинская и юридическая оценка неблагоприятного исхода болезни в каждом конкрет-ном случае обычно вызывает значительные затруд-нения.

Многообразие врачебных, фармацевтических ошибок, их причин и условий возникновения приводит к тому, что до настоящего времени нет единого понятия врачебной, фармацевтической ошибки, что естественно затрудняет медицинскую и юридическую оценку действий_ медицинских работ-ников. Этому способствует и то обстоятельство, что в нашем законодательстве термин «медицинская ошибка» отсутствует, в связи с чем юристы его обычно не применяют. Этот термин получил расп-ространение преимущественно в медицинской литера-туре, хотя и здесь нет по этому вопросу единой точки зрения.

Некоторые авторы необоснованно расширяют по-нятия медицинской ошибки, подразумевая под ним небрежность и самонадеянность врача, хотя они от-носятся уже к профессиональным преступ-лениям.

Мы придерживаемся мнения И. В. Давыдовского (1941) о том, что главным критерием мадицинской ошибки является вытекающее из определенных объек-тивных условий добросовестное заблуждение врача, основанное на несовершенстве современного состояния медицинской науки и ее методов исследования, на особом течении заболевания у определенного боль-ного или на недостатке знаний и опыта медика, но без элементов халатности, небрежности и професси-ональной неграмотности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.