4
Министерство охраны здоровья Украины
Луганский государственный медицинский университет
кафедры технологии лекарств,
организации и экономики фармации
Реферат
На тему: «Свобода и ответственности в профессиональной деятельности провизора»
Выполнил: студентка 3 курса
фармацевтического фак-та 54 гр.
Люблинский Олег
Проверил:
Луганск
2006
План
I. Введение.
II. Основная часть:
1. Медицинский долг.
2. Фармацевтическая ответственность.
3. Правона-рушения.
4. Неоказание помощи больному.
5. Нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических пра-вил.
6. Противозаконные составление и вы-дача подложных медицинских доку-ментов.
7. Незаконное экспериментирование
8. Нарушение правил производства, хранения, отпуска, учета, перевозки, пересылки наркотических веществ.
III. Вывод.
ВВЕДЕНИЕ.
Среди проблем теоретической медицины и практи-ческого здравоохранения, связанных с профессиональ-ной деятельностью провизоров и других медицинских ра-ботников, этико-деонтологические вопросы до настоя-щего времени не заняли надлежащего места и не пользуются престижностью, оказались как бы второ-степенными. В связи с этим отмечается большое ко-личество жалоб от населения на недостатки в работе медиков, на нарушения медицинской этики и деонто-логии.
Если недостаточная профессиональная квалифика-ция медицинского работника не всегда может быть распознана больным или его близкими, то его нравст-венный облик обнажается без труда и может полу-чать, к сожалению, отрицательную оценку населения. Это не способствует успешному решению тех ответст-венных социальных задач, которые стоят перед здраво-охранением.
Перспективы сплошной диспансеризации, которая охватит не только больных, но и огромный контингент практически здоровых людей, во много раз увеличи-вают контакты населения с медицинскими работника-ми. Следовательно, вопросы этико-деонтологического плана, в том числе вопросы общения, становятся особенно актуальными и социально значимыми, что обусловливает необходимость поиска путей повышения действенности и эффективности воспитания меди-цинских работников.
Проблема приобретает особое значение в условиях курса на перестройку и ускорение социально-эконо-мического развития страны, что, в свою очередь, по-новому выявило роль человеческого, личностного фактора. Уместно вспомнить, что еще на заре Со-ветской власти В. И. Ленин писал: «Надо, чтобы все дело воспитания, образования и обучения современной молодежи было воспитанием в ней коммунистической морали ».
В постановлении ЦК КПСС «Основные направле-ния перестройки высшего и среднего специального образования в стране» перед медиками в качестве одной из главных задач поставлена задача воспита-ния высоких нравственных, гражданских качеств, ми-лосердия .
Однако в деле воспитания указанных качеств было немало недостатков и поэтому возникает необходи-мость в научном социально-психологическом анализе. Требуется также учитывать общественно-исторические условия эпохи научно-технической революции.
Научно-техническая революция, повышая уровень производства материальных ценностей общества, об-легчая условия труда и быта людей, особенно и преимущественно в социалистическом обществе, ока-зывает большое воздействие на социально-психологи-ческую, эмоционально-нравственную сферу человека. Урбанизация, машинизация, компьютеризация, разви-тие технических средств коммуникации и многое другое изменили и усложнили возможности и условия прямых межличностных контактов людей, их непос-редственного общения. Человек отдаляется от приро-ды, от живого окружающего его мира, имеет место разобщение вне производственных процессов.
Приходится сталкиваться с проблемой нравствен-ной неустойчивости, стихийного возникновения раз-личных неофициальных молодежных групп и течений, часть из которых далека от принципов коммунисти-ческой морали. У некоторых молодых людей бедность духовной жизни и эмоционально-нравственной среды проявляется такими негативными явлениями как ве-щизм, иждивенчество, общественный инфантилизм, необоснованный нигилизм и т. п. Не всегда удается преодолеть эти явления при существующей постановке воспитательной работы и в медицинских учебных заведениях.
Так, в учебных планах вузов мало уделяется вни-мания психологии, будущие медики не получают необ-ходимых им знаний в этой области и часто не понима-ют сложную духовную жизнь и поступки человека, тем более больного. Программа по медицинской этике и деонтологии предусматривает изучение предмета через разные учебные дисциплины. Слабый интерес кафедр к этому разделу медицинского образования, и поэтому часто формальный подход и дидактически недостаточные методы обучения не приводят к же-лаемым результатам.
Мало помогает студентам и учебно-методическая литература, в которой преобладают общие положения, нравоучения и моральные сентенции.
Эмоционально-нравственное и деонтологическое воспитание в средней специальной и высшей меди-цинской школе должно опираться на активные методы воспитательного обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям, т. е. учебно-производственным действиям, открывающим возмож-ности самовыражения. К таким методам относятся разного типа обучающие задачи, игровой метод, учебно-исследовательская работа студентов и др. Они позволяют моделировать жизненные ситуации про-фессиональной деятельности будущего специалиста, требующие нравственной зрелости, моральной стой-кости, мужества, готовности пожертвовать личными интересами во благо страждущего.
Этико-деонтологическое воспитание молодой смены медицинских работников -- выпускников медицинских училищ и медицинских вузов, или практикующих специалистов -- исключительно сложно.
Сложилось представление, что профессионализм медицинского работника, его политическая грамот-ность уже сами по себе включают деонтологию и эти-ку. Это не всегда так. У ряда медиков оказываются утраченными чувство собственного достоинства, угры-зений совести, чести, которые отличали некогда оте-чественных интеллигентов-врачей. Нравственные ка-чества, необходимые медицинскому работнику, должны формироваться под влиянием литературы, искусства. К. сожалению, сегодня такие общечеловеческие, гума-нистические ценности в определенной степени утратили свое значение, что привело к известному дефициту общей культуры также и у представителей медицинской профессии.
В отечественной и зарубежной литературе появи-лось немало публикаций, свидетельствующих о возник-ших противоречиях между целью и сутью медицины и их практической реализацией в конкретных усло-виях. В антагонистическом западном обществе это проявляется в недоступности медицинских услуг из-за их дороговизны социальным низам, избирательном отношении к больным (вплоть до принятия врачом решения продолжать или приостанавливать борьбу за жизнь пациента), превращении медицинской по-мощи в предмет купли-продажи, а то и просто в глум-ление над человеком.
В условиях социализма также существуют свои проблемы. Но получают они чаще одностороннюю интерпретацию. Иногда говорят о технизации меди-цины в ущерб ее адекватности миру чувств и пережи-ваний больного, о том, что существующая ведомствен-ность противоречит конституционным гарантам, а платность -- принципу социализма, что наблюдает-ся неодинаковое отношение медицинского персонала к дееспособной и недееспособной части населе-ния и т. д. Все это -- недоработки теоретического характера, результат пренебрежения науковедением в медицине.
Научно обоснованный путь совершенствования этико-деонтологического воспитания медицинских ра-ботников открывает понимание разработанной со-ветской психологической школой роли мотивационно-потребностной сферы в регулировании поведения, чувств, воли человека, т. е. как инициатора его актив-ности и деятельности. Потребности человека разви-ваются в процессе общественно-производственной деятельности, в свою очередь способствуют совер-шенствованию производительных сил и производствен-ных отношений. Они отражают социально-истори-ческий опыт в его индивидуальном преломлении. Среди различных потребностей особое значение имеют общественно-духовные как удовлетворение стремления к познанию нового, культурно-эстетическому развитию, самовыражению через общение и выражение чувства доброты, сострадания и т. д.
Социально-психологической основой эффективного этико-деонтологического воспитания должно быть формирование и развитие соответствующей моти-вационно-потребностной сферы у медицинских работ-ников.
Это значит, что такие необходимые им нравствен-ные качества, как сопереживание и милосердие, должны привноситься не извне, а стать внутренним духовным содержанием, моральным кредо, стержнем человека, который не может не выражать эту потреб-ность всеми своими поступками и повседневным по-ведением. Формирование указанных потребностей -- дело трудное и долгое, требующее такта, умения, терпения, индивидуального подхода. Эпоха НТР еще больше усложнила этот процесс, повысила роль и определило место человеческого фактора в социально-экономическом развитии страны на данном истори-ческом этапе. Задача его активизации во всех сферах человеческой деятельности требует улучшения этико-деонтологического воспитания и среди тех, кто сегодня работает в лечебно-профилактических учреждениях, во всей системе здравоохранения. Это взрослые люди с иной, нежели молодежь, социально-психологической характеристикой. У многих сложились свои понятия, привычки, новые представления и убеждения воспри-нимаются ими не сразу. Призывы, лозунги, наставления, морализирование, особенно преподносимые не в лучших формах, как это нередко бывает, оказываются малорезультативными, а подчас дают обратный эф-фект.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5