Рефераты. Криминалистика как наука и как учебная дисциплина






Два аспекта построения подобных курсов криминалистики ха­рактерны для системы подготовки кадров для органов внутрен­них дел.

Первый аспект, который можно назвать аспектом уровней под­готовки кадров, объясняется преподаванием криминалистики в учебных заведениях разных уровней: в школах подготовки млад­шего и среднего начальствующего состава органов внутренних дел, в средних специальных школах, в высших школах и, наконец, в Академии МВД РФ. На каждом из уровней подготовки кад­ров задача заключается в том, чтобы в курс криминалистики включались знания, необходимые для будущих специалистов кон­кретного уровня, и в то же время, чтобы дублирование знаний в различных учебных заведениях было исключено или сведено к минимуму. К сожалению, эта задача полностью еще не решена;  решение этой задачи возможно лишь при условии соз­дания единой программы по криминалистике, в которой была бы, с одной стороны, обеспечена преемственность в преподавании на разных уровнях подготовки специалистов, а с другой — исключа­лось ненужное дублирование с сохранением лишь в отдельных случаях повторения самых важных сведений, восстановление ко­торых в памяти обучающихся необходимо для усвоения нового материала.                                           

Второй аспект построения учебного курса криминалистики, ко­торый можно назвать аспектом специализации, зависит от спе­циализации обучения в рамках подготовки юристов средней и высшей квалификации. Содержание курсов в этих случаях варьи­руется в зависимости от того, читается ли он будущим работни­кам уголовного розыска или следователям или экспертам-криминалистам. Опыт построения и преподавания по­добных специализированных (в том числе в известном смысле из­бирательных) учебных курсов криминалистики уже накоплен.

Изложенное не означает, что криминалистический учебный про­цесс настолько совершенен, что не нуждается в улучшении. Реалии современности, научно-технические достижения, возрастающие прак­тические потребности поставили перед академической и вузовской на­уками задачу в сжатые сроки обеспечить переход на принципиально новые, эффективные технологии учебно-педагогической деятельности, отвечающие требованиям сегодняшнего дня и ближайшие перспекти­вы. Юридическое образование должно быть ориентировано на подго­товку квалифицированных, независимых в суждениях специалистов, способных после окончания учебного заведения осуществлять само­стоятельную юридическую практику.

Последние два-три десятилетия криминалистика в юридических учебных центрах изучалась по схеме, зеркально отражающей систему данной науки. Сыграв положительную роль в свое время, этот подход уже не является актуальным теперь, поскольку отражает даже не вче­рашний, а позавчерашний уровень развития и состояния современных науки и образования[46].

Мнение прокуроров и следователей, с которыми нам удалось побе­седовать по этому поводу в разное время, едино. Все они (несколько десятков человек) полагают, что поскольку студентов в юридических вузах подготавливают в основном не для ведения научных дискуссий, а для практики, их необходимо учить не системе криминалистики как науки, а системе ее объекта – практическому  следоведению в уголов­ном процессе, криминалистическому алгоритму этой деятельности, технологии и средствам достижения ее целей, тому, как рациональнее и продуктивнее ее осуществлять с помощью новейших криминалисти­ческих достижений и возможностей.

Обоснованность этой точки зрения не вызывает сомнений. Необхо­димость воплощения ее в жизнь очевидна, в частности потому, что трудности и недостатки традиционного подхода в обучении студентов криминалистике неустранимы без его коренного пересмотра.

С учетом этих обстоятельств предложен и отчасти реализован про­ект реформирования криминалистической дидактики. Он исходит из задачи тесной увязки процесса формирования криминалистических знаний, навыков и умений с потребностями, структурой, логикой и содержанием практики поиска и познания в уголовном судопроизвод­стве. В основу данного проекта положена идея рассмотрения кримина­листики как науки о технологии и средствах практического следоведения (поисково-познавательной деятельности) работников правоохранительных органов и экспертных учреждений. Опираясь на эту идею и принцип от общего к менее общему, предлагается рассматривать кри­миналистическую дисциплину в качестве системы, - состоящей из общей и особенной частей.

В общую часть курса включен (помимо материала данного раздела, характеризующего криминалистику как науку и учебную дисциплину) раздел, в котором рассматриваются общие положения (методологичес­кие основы) практического следоведения как объекта криминалистики (криминалистическая характеристика преступления, основы техноло­гии отдельных групп действий и т.д.).

Особенная часть курса складывается из двух органично связанных между собой частей. В первой части рассматриваются особенности по­исково-познавательной деятельности в стадиях возбуждения уголов­ного дела и предварительного расследования (характеристика этой де­ятельности, технология подготовки и производства следственных дей­ствий). Вторая часть посвящена методикам расследования.

Концепция этого раздела исходит из необходимости выделения в нем, во-первых, общей характеристики методики расследования; во-вторых, методик решения следственных задач, типичных для различ­ных категорий дел (исследование алиби, выявление и разоблачение инсценировки и т.д.); в-третьих, методик расследования определенных криминалистически сходных групп и отдельных, видов преступлений.

Одна из отличительных черт данного раздела состоит в том, что круг традиционно изучаемых в рамках курса криминалистики методик резко ограничен.

При определении содержания и структуры криминалистической дисциплины необходимо следовать принципу соот­ветствия содержания и структуры теории содержанию и структуре познаваемого объекта. Исходя из этого принципа, следует считать основными элемента­ми криминалистической дисциплины:          

1. Положения, в которых формулируются представления о предмете криминалистики, ее задачах, целях и месте в системе научного знания, понятии и содержании ее общей теории. Назо­вем этот раздел введением в общую теорию кримина­листики.                

2. Положения, отражающие объективные закономерности воз­никновения, собирания, оценки и использования доказательств и являющиеся базой для разработки криминалистических средств и методов и рекомендаций по использованию последних в практике борьбы с преступностью.

Эти положения можно свести в четыре раздела, обозначив их соответственно как:

а) криминалистическое учение о закономерностях возникнове­ния доказательств;

б) криминалистическое учение о закономерностях собирания доказательств; 

в) криминалистическое учение о закономерностях исследова­ния доказательств;

г) криминалистическое учение о закономерностях оценки и ис­пользования доказательств.

Содержание этих разделов составляют общие положения, от­ражающие сущность, характер, направленность и формы прояв­ления данной группы объективных закономерностей действитель­ности, и система частных криминалистических теорий, опираю­щихся на эти положения и выражающих, во-первых, результаты познания перечисленных закономерностей и, во-вторых, формы, пути и цели использования этих результатов познания в плане решения задач, стоящих перед криминалистической дисциплиной, в том числе и в плане разработки и внедрения в практику криминали­стических средств и методов судебного исследования и предот­вращения преступлений. К числу таких частных криминалистиче­ских теорий могут быть отнесены:

— криминалистическое учение о навыках;

— криминалистическое учение о способах совершения и со­крытия преступлений;

— криминалистическое учение о механизмах следообразования;

— криминалистическое учение о признаках;

—криминалистическое учение о фиксации доказательствен­ной информации;

—учение о регистрации криминалистических объектов;

— теория криминалистической идентификации;

—общие принципы методики криминалистических экспертных исследований;

— криминалистическая теория причинности;

— учение о криминалистической версии;

—общие принципы организации деятельности по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств;

— учение о планировании расследования;

—теория криминалистического прогнозирования.

 Приведенный перечень частных криминалистических теорий нельзя считать ни исчерпывающим, ни окончательным. Его нель­зя считать исчерпывающим, потому что в литературе высказыва­ются мнения о существовании и других частных криминалистиче­ских теорий. Так, например, еще в 1961 г. В. П. Колмаков выдви­нул идею создания теории криминалистической профилактики, поддержанную впоследствии И. Я. Фридманом и другими крими­налистами[47]. Хотя это предложение является весьма спорным, оно, несомненно, заслуживает внимания[48].

Приведенный перечень частных криминалистических теорий нельзя считать окончательным, так как разработка и развитие общей теории криминалистики неизбежно приведут (и приводят) к возникновению в дальнейшем новых частных теорий, ибо процесс уточнения существующих и возникновения новых теорий происходит непрерывно.

Частные криминалистические теории являются методологиче­ской базой исследования и разработки средств, приемов и мето­дик расследования и предотвращения преступлений, составляю­щих в своей совокупности также часть учебного курса криминалистики. Эти средства, приемы и методики группируются в соответствую­щие системы и образуют разделы или отрасли криминалистики: криминалистическую технику, криминалистическую тактику и кри­миналистическую методику (методику расследования и предот­вращения отдельных видов преступлений). Каждый из этих раз­делов состоит из системы определенных научных положений, име­нуемых в литературе «общими положениями», и основанных на этих положениях систем средств, приемов и методик работы с доказательствами и т. п.

Криминалистами разработаны сотни различных методик расследо­вания. С каждым годом их количество возрастает, что обусловлено запросами следственной практики. Методики данного типа издаются главным образом для того, чтобы практикующие следователи не заучи­вали их все подряд, а, открывая в нужный момент нужные страницы, знакомились выборочно с содержащимися здесь рекомендациями и использовали (по аналогии) почерпнутые знания для решения того или иного вопроса.

Студенты в этом отношении поставлены в более сложное положе­ние. Им предлагается изучить, запомнить десятки включенных в курс дисциплины методик и ответить надлежащим образом на вопросы эк­заменатора. Задача, прямо скажем, малореальная и, главное, никому не нужная, толкающая студентов на элементарное зазубривание материа­ла, который тут же забывается за порогом экзаменационной аудитории.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.