Рефераты. Криминалистика как наука и как учебная дисциплина






Современный этап развития криминалистической дисциплины характеризуется бурным ростом научных исследований. Вместе с тем остается актуальной проблема формирования общей теории науки, единая концепция которой пока не вырабо­талась. Основной вопрос: что изучает криминалистика, еще не получил одно­значного ответа.

Криминалистическая дисциплина – область  специфических научных знаний о преступной деятельности и ее ан­типоде – деятельности  по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, по установлению истины в процессе судопроизводства. Выявляя законо­мерности этих видов деятельности, на базе их познания, криминалистическая дисциплина изучает средства и методы борьбы с преступностью, решаются вопросы, тре­бующие специальных познаний по гражданским, арбитражным и иным делам, находящимся в производстве правоохранительных органов. Этими средствами и методами криминалистика вооружает оперативных работников органов доз­нания, экспертов, следователей и судей. В этом заключается ее социальная функция, ее прикладной, практический характер.

Криминалистика как учебная дисциплина может бить представле­на в виде специфической системы знаний о практическом следоведении в уголовном судопроизводстве, которые предлагаются для освое­ния лицам, изучающим данную дисциплину, в целях их (знаний) при­менения в своей будущей практической деятельности[41].

Основная задача педагогов, обучающих студентов (слушателей, курсантов) данной дисциплине, — научить последних криминалисти­чески мыслить и действовать с учетом приобретенных знаний, навыков и умений при реализации положений соответствующих законов и под­законных актов в рамках той юридической специальности в правоохра­нительных органах, с которой их свяжет судьба после окончания вуза.

Успешно решать ответственные задачи на практике выпускники юридических заведений смогут лишь тогда, когда глубокие знания из области права, правоведения органично соединены у них в одно нераз­рывное целое со знаниями стратегии, тактики, технологии практичес­кого следоведения, т.е. с криминалистическими знаниями.

Курс криминалистики как учебной дисциплины по ряду признаков существенно отличается от криминалистики как науки. Криминалис­тическая наука относится к числу таких масштабных, многоплановых и многопрофильных областей научного знания, для сколь-нибудь се­рьезного освоения которых явно недостаточно не только скудного ли­мита учебного времени, но и самой долгой жизни человека. Она вклю­чает в себя массу направлений, отраслей и подотраслей, неисчислимое количество изучаемых объектов, тем и проблематики самого различно­го уровня. Поэтому криминалистику можно сравнить с неким много­этажным построением, либо с многозначной периодической системой элементов. В этом смысле криминалистика вполне сопоставима и с медицинской наукой, объединившей великое множество направлений и специальностей и имеющей, как и криминалистика, неодолимую тен­денцию расширения, углубления и дифференциации знания.

Исключает ли все это реальную возможность надлежащего овладе­ния основами криминалистических знаний в рамках учебного про­цесса?

Нет, конечно. Как свидетельствует многолетний дидактический опыт, эта возможность давно уже перешла в ранг действительности, стала свершившимся фактом. И тому нетрудно найти объяснение. Кри­миналистика как учебная дисциплина, во-первых, имеет своим предме­том уже готовое знание, произведенное криминалистической наукой; во-вторых, в курсе криминалистики представлено положительное, достоверное знание, в то время как в науке на переднем плане всегда находится незнание, недостаточное, дискуссионное знание и основная задача науки — превратить его в надлежащее знание; в-третьих, прин­цип построения учебного курса отличается от построения науки в том смысле, что формируется в расчете на решение задачи обучения, а не научного исследования.

Для того чтобы система науки удовлетворяла требованиям, предъявляемым к научному знанию, она должна адекватно от­ражать структуру предмета данной науки и ее социальную функ­цию[42].

О науке иногда пишут, что она представляет собой приклад­ную логику, так как правила движения научной мысли приложимы к строго определенному предмету. Из этого положения выте­кает, прежде всего, что наука  «логически организованная сис­тема теорий, а не механическая совокупность их. Именно в этой связи теорий заключается особенность науки как системы знания. Система нигде не является самоцелью, она выступает средством решения каких-то задач; в науке она строится с несколькими це­лями: 1) достигнутые результаты познания выявить во всей пол­ноте, 2) использовать полученное знание для движения к новым результатам»[43].

Сказанное полностью относится и к системе криминалистиче­ских знаний, в которых должно найти свое отражение все то, что накопила теория науки, а также результаты этого познания — рекомендуемые наукой средства, приемы и методы раскрытия, рас­следования и предотвращения преступлений. Исходя из этих по­сылок, мы пришли к выводу, что система криминалис­тики как науки состоит из пяти элементов или частей:

— общей теории криминалистики;

—криминалистической техники;

—криминалистической тактики;

—криминалистической методики;

— организация раскрытия преступлений.

Первый из этих элементов криминалистики и есть выявленный во всей полноте результат познания криминалистикой своего пред­мета, три остальных элемента системы — результат использования полученного знания. Именно такая система науки отражает максимально адекватно предмет криминалистики. Ее, структура «выдерживает» проверку и с позиций системно-струк­турного подхода, о которых говорилось в начале настоящей главы.

В самом деле, указанная система криминалистики противосто­ит среде как единое целое, поскольку представляет собой единую науку, однородную по своей природе и социальной функции; свой­ства и функции каждого элемента системы криминалистики взаимоопределены свойствами и функциями всей системы в целом; все элементы данной системы неразрывно связаны друг с другом и, как показывает развитие криминалистики, не могут быть от нее (системы) произвольно отделены; каждый из элементов системы в свою очередь может рассматриваться как нечто сложное, как подсистема. Причем подсистемы состоят из элементов и образуют своеобразные множества. Изменение состояния любой из подсис­тем приводит к изменению состояния других подсистем и, в ко­нечном счете, к изменению состояния всей системы криминалисти­ки в целом. При этом можно констатировать и определенную пол­ноту данной системы криминалистики, соответствующую совре­менному уровню ее развития: все ее элементы «несут определен­ную нагрузку, обеспечивая определенную замкнутость функцио­нальных циклов системы»[44].

Отступление от принципов системного подхода при построении системы, криминалистики неизбежно приводит к хаотическим построениям, отнюдь не являющимся шагом вперед в решении проблем криминалистической систематики.

По мнению А. А. Эйсмана, система криминалистики делится на две части: общую и особенную. Общая часть состоит из четырех разделов: 1) введение в науку (предмет, система, методы и т.д.); 2) криминалистические теории, к числу которых он относит: а) об­щую теорию раскрытия преступлений, б) теорию версий и плани­рования, в) основы логики доказывания, г) теорию идентифика­ции, д) теоретические основы криминалистической техники, е) тео­ретические проблемы криминалистического предупреждения прес­туплений, ж) теоретические основы оперативных учетов; 3) организационные проблемы раскрытия преступлений: основы взаимодействия следственных и оперативных аппаратов, вопросы информационного обеспечения и использования помощи общественности; 4) теоретические основы криминалистической экспертизы.

В особенную часть криминалистики А. А. Эйсман включает тактики отдельных следственных действий; тактику на отдельной стадии расследования; тактику оперативно-розыскных мероприя­тий; методику раскрытия отдельных видов преступлений; отрасли оперативной техники; отрасли криминалистической техники.

Нетрудно убедиться, что такая система не только хаотична, но и внутренне противоречива. Кроме того, следует заметить, что общая теория раскрытия преступлений (в концепции А. А. Эйсма­на представления о ее возможной структуре не дается), по всей видимости, не может быть теорией только криминалистической, ибо раскрытие преступлений — процесс комплексный, в ходе ко­торого используются положения многих наук. Ни тактика опера­тивно-розыскных мероприятий, ни оперативная техника не входят в содержание криминалистики и поэтому не должны включаться в ее систему.

Система курса криминалистики, как учебной дисциплины, основываясь в принципе на системе данной науки, в то же время несколько отличается от нее по следующим основаниям.

Курс криминалистики должен давать слушателям представле­ние не только о содержании самой науки, но и об ее истории. Обу­чающиеся должны знать, как развивалась криминалистика в нашей стране, знать историю зарубежной криминалисти­ки и понимать ее сущность и определенную направлен­ность. В учебном курсе криминалистики желательно сообщение сведений об ученых-криминалистах и об их вкладе в науку, о науч­ных дискуссиях, конференциях, симпозиумах, о деятельности на­учно-координационных органов, системе и деятельности научно-исследовательских и экспертных криминалистических учреждений, научно-педагогических криминалистических коллективов. Все это не входит в содержание криминалистической науки и относится либо к истории науки, как самостоятельной области знания, либо к науковедению. Поэтому, строго говоря, содержание раздела учебного курса криминалистики, именуемого «Введение в науку», не соответствует своему названию. В 1969 г. была предпринята попытка расширить наименование этого раздела курса. Однако и новое название — «Введение в криминалистику. Методологические основы криминалистики»[45] — едва ли можно признать безупреч­ным по тем же основаниям. Для этого раздела больше подходит название «Введение в курс кри­миналистики», ибо в этом случае не вызывает принципиальных воз­ражений включение в него сведений, не входящих в содержание самой науки (термин «курс» здесь обозначает не науку, а учебную дисциплину).

Отличие системы курса от системы науки криминалистики мо­жет объясняться и функциональным назначением учебного курса.

Учебный курс может представлять собой систематическое изло­жение содержания науки, и тогда он будет максимально соответ­ствовать системе науки. Но курс может быть и проблемным, когда преподаются не все разделы науки, а рассматриваются лишь уз­ловые или наиболее важные для данной аудитории проблемы науки, как правило, нерешенные или особенно актуальные для практики. Кроме того, курс может быть и избирательным, когда его содержание представляет собой часть систематического курса, соответствующую функциональному назначению учебного заведе­ния, профилю подготовки обучающихся.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.