Кроме указанных областей, Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в социальных областях, таких как культура, наука, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, экология.
Правительством осуществляются: контроль за реализацией государственных программ поддержки культуры, науки и образования, и меры по социальной защищенности граждан, охране окружающей среды, по ликвидации последствий крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий. Важная обязанность Правительства состоит в обеспечении гарантий законодательно установленных размеров оплаты труда и уровня социального обеспечения. Оно обеспечивает поддержку наименее социально защищенных групп населения, разрабатывает направления государственной социальной политики и принимает меры по обеспечению социальной и правовой защищенности граждан, их права на труд. Другими не менее важными направлениями деятельности Правительства являются оборона, безопасности и внешняя политика.
Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализация внешней политики Российской Федерации. Руководители министерств и ведомств, осуществляющих управление в этих областях, подчиняются Президенту РФ, но вместе с тем значительные полномочия и ответственность возложены на Правительство РФ. Так, Правительство РФ занимается вопросами оснащения вооружением и военной техникой, обеспечения материальными средствами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований, принимает меры по охране Государственной границы Российской Федерации; руководит гражданской обороной.
Значительны также полномочия Правительства РФ в области безопасности. Они определены в Законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 года. Правительство обеспечивает руководство органами обеспечения безопасности, организует и контролирует разработку и реализацию мероприятий по обеспечению безопасности органами исполнительной власти. Так оно координирует деятельность ФСБ с органами исполнительной власти.
При решении внешнеполитических задач Правительство проводит переговоры и заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции, принимает меры к выполнению международных договоров Российской Федерации.
Согласно ст. 114 Конституции РФ в сферу полномочий Правительства РФ входит осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.
Правительство решает вопросы, связанные с финансированием правоохранительных органов, обеспечением деятельности органов судебной власти, проводит анализ состояния законности в стране и эффективности борьбы с преступностью.
Соблюдение основных прав и свобод граждан находится под контролем исполнительной власти.
Перечень полномочий Правительства, предусмотренный ст. 114 Конституции РФ, не является исчерпывающим Конституцией, федеральным законом, указами Президента Правительства наделено и другими полномочиями. Так, например, право законодательной инициативы, полномочия определенные Таможенным кодексом РФ и другие.
В соответствии с основными направлениями и принципами деятельности, определенными Конституцией Кыргызской Республики, настоящим Законом, а также основными направлениями внутренней и внешней политики Кыргызской Республики Правительство осуществляет следующие полномочия:
1) организует исполнение на всей территории Кыргызской Республики положений Конституции и законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики, постановлений палат Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, постановлений и распоряжений Правительства;
2) на основе и во исполнение законов Кыргызской Республики, указов и распоряжений Президента Кыргызской Республики издает постановления и распоряжения;
3) разрабатывает проекты законов и вносит их в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики;
4) разрабатывает проект республиканского бюджета, обеспечивает исполнение утвержденного бюджета и отчитывается о его исполнении перед Собранием народных представителей и Законодательным собранием Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
5) дает согласие Жогорку Кенешу Кыргызской Республики на внесение поправок в проект закона о республиканском бюджете;
6) дает заключения по законопроектам и поправкам к законам, предусматривающим сокращение доходов либо увеличение расходов государства;
7) осуществляет обучение, подбор, подготовку и переподготовку кадров для органов государственной власти и управления в пределах своих полномочий;
8) определяет задачи министерств, Фонда государственного имущества, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и фондов, местных государственных администраций, местного самоуправления города Бишкек, руководит их деятельностью и координирует их работу;
9) разрабатывает и реализует индикативные планы социально-экономического развития;
10) осуществляет деятельность по государственному управлению, не входящую в компетенцию министерств, Фонда государственного имущества, государственных комитетов и других органов государственного управления;
11) заслушивает отчеты министров, председателей государственных комитетов, руководителей административных ведомств, государственных комиссий и фондов, руководителей других государственных органов системы исполнительной власти, а также глав местного самоуправления в части переданных местному самоуправлению государственных функций;
12) отменяет акты министерств, Фонда государственного имущества, государственных комитетов, административных ведомств, государственных комиссий и фондов, местных государственных администраций, а также исполнительных органов местного самоуправления, принятых ими для реализации делегированных местному самоуправлению государственных функций;
13) осуществляет права собственника государственным имуществом, организует разгосударствление и приватизацию собственности Кыргызской Республики;
14) разрабатывает и реализует программы деятельности Правительства;
15) осуществляет меры по укреплению денежной системы;
16) совместно с Национальным банком Кыргызской Республики обеспечивает проведение единой денежно-кредитной и валютной политики;
17) проводит бюджетно-финансовую, налоговую, таможенную и ценовую политику;
18) регулирует в установленных законодательством Кыргызской Республики случаях и пределах цены и тарифы на товары и услуги, утверждает тарифы за пользование коммунальными услугами;
19) осуществляет меры по военной подготовке и призыву граждан на действительную военную службу, обеспечивает оснащение Вооруженных Сил Кыргызской Республики;
20) принимает меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности;
21) руководит гражданской обороной и работой по ликвидации последствий стихийных бедствий;
22) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
23) принимает меры по реализации внешней политики Кыргызской Республики, обеспечивает выполнение международных договоров Кыргызской Республики и обязательств, вытекающих для Кыргызской Республики из международных договоров;
24) принимает решения о заключении межправительственных договоров (соглашений) Кыргызской Республики, продлевает либо аннулирует такие договоры;
25) принимает меры по совершенствованию действующего законодательства;
26) утверждает структуру местных государственных администраций;
27) определяет предельную численность работников и членов коллегий министерств, Фонда государственного имущества, государственных комитетов, административных ведомств и других подчиненных Правительству государственных органов, содержащихся за счет республиканского бюджета;
28) утверждает нормативные акты, регулирующие деятельность министерств, Фонда государственного имущества, государственных комитетов, административных ведомств и других подчиненных Правительству государственных органов;
29) представляет к награждению государственными наградами, присвоению высших воинских званий, дипломатических рангов, классных чинов, почетных и иных специальных званий Кыргызской Республики;
30) назначает генеральных директоров свободных экономических зон в Кыргызской Республике, утверждает положение о каждой свободной экономической зоне и программы ее развития;
31) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательными актами Кыргызской Республики.
Положение правительства в системе органов государственной власти характеризуется его функциями. Рассмотрим важнейшие функции Правительства.
Управление государственным аппаратом является одной из основных функций правительства. Правительство не только играет решающую роль в деле комплектования всего государственного аппарата, но и руководит его деятельностью. Современный государственный аппарат, приспособленный для осуществления многообразных государственных функций, не только велик численно, но и очень сложен в чисто организационном отношении. Правительство, являющееся, прежде всего политическим институтом, направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты, штабы и другие ведомства. По отношению к государственному аппарату правительство выступает в качестве центра, который на основании полученной им информации принимает решения, осуществляемые различными звеньями этого аппарата.
Исполнение законов по букве конституции — важнейшая функция правительства. Согласно традиционной теории правительству вверяется исполнительная власть, т.е. ему вменяется в обязанность заботиться о должном исполнении законов, принимаемых парламентом.
Контроль над законодательной деятельностью парламента фактически превратился в самостоятельную функцию правительства. Этот контроль осуществляется по двум главным направлениям.
Во-первых, правительство является главным, источником законодательной инициативы.
Во-вторых, правительство оказывает решающее воздействие на законодательный процесс. В президентских республиках правительство осуществляет этот контроль в меньшей степени и в иных формах, чем в парламентарных странах, но он все же достаточно эффективен. По общему правилу в президентских республиках правительство использует для этого право вето и непосредственные контакты с парламентариями, партийные фракции при этом играют значительно меньшую роль, в то время как в парламентарных странах именно фракции являются главным средством, с помощью, которого правительство контролирует законодательный процесс.
Правительство решает все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных Конституцией Кыргызской Республики к компетенции Президента Кыргызской Республики, Законодательного собрания и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6