Рефераты. Конституция Швейцарии






Что же касается общинных советов (там, где они существуют),то они избираются, по общему правилу, на основе мажоритарной, а в  городах — пропорциональной избирательной системы.

4).Отзыв.

Швейцарскому  конституционному  праву  известен институт досрочного отзыва выборных органов и должностных лиц. Институт отзыва существует в 10 кантонах. При этом, когда речь идет об отзыве парламентариев, решается вопрос о палате в целом, а не об отдельных ее членах. В Тичино, Тургау, Ури Шафхаузене по инициативе 1 тыс. избирателей возможен отзыв носителей исполнительной власти кантонального парламентами Валлисе и Базеле-сельском — по инициативе 1,5 тыс. избирателей отзыв парламента. Последний возможен также по инициативе 3 тыс. избирателей в Ури, 4 тыс. — в Золотурне, 5 тыс в Люцерне и Аарау, 11 тыс. — в Тичино, 12 тыс. — в Берне, 1/5 избирателей — в отношении обеих палат в Тургау и т. д. Право отзыва в швейцарских кантонах было введено в 60-е гг прошлого столетия на волне демократического движения в стра­не. Кантональные конституции, принятые в текущем столетии не содержат института отзыва.

Федеральная конституция также не содержит соответствую­щих норм об отзыве национальных органов государственной власти, однако однажды такой отзыв все же имел место. В 1919 г. Федеральное собрание прекратило осуществление своих полномо­чий в результате издания закона, принятого референдумом по народной инициативе. Примечательно, что роспуск избирателями кантонального парламента, т. е. одновременный отзыв его всех членов, произ­водится при действии конституционных норм о представитель­ном (свободном), а не об императивном мандате.

5).Референдум.

Этот институт непосредственной демократии первоначально широко применялся только на уровне общин и кантонов. Но с 1921 г. в федеральную Конституцию стали включаться нормы, предусматривающие факультативный, в том числе  петиционный,   и  обязательный  референдум.   Особенно  этот процесс усилился после Второй мировой войны, во время которой Федеральное собрание злоупотребляло правом издавать акт неотложного характера, не подлежащие передаче на референдум

Выше уже говорилось о референдуме применительно к изме­нению Федеральной конституции. Что касается обычных федеральных законов, а также федеральных постановлений, то для их принятия референдум в настоящее время не предусмотрен согласно ч. 2 ст. 89 Конституции, федеральные законы и обще­обязательные федеральные постановления подлежат вынесению на референдум по требованию 50 тыс. избирателей или восьми кантонов, т.е. здесь, как и в Италии, законодательный репере дум носит отменителъный характер. То же относится к международным договорам, которые:

заключены бессрочно или не подлежат денонсации;

предусматривают вступление в международную организацию;

вводят многостороннюю унификацию права.

Постановлением обеих палат Федерального собрания на референдум могут быть вынесены и другие международные договоры. Вступление в организации коллективной безопасности или наднациональные сообщества подлежит голосованию народа и кантонов, т. е. референдум в данном случае обязателен (ч. 2 -4 ст. 89).

Кроме того, 50 тыс. избирателей или восемь кантонов могут потребовать вынесения на референдум неотложных общеобяза­тельных федеральных постановлений, принятых Федеральным собранием на определенный срок. В этом случае они теряют силу и не могут быть возобновлены, если в течение года после их принятия не будут утверждены народом. Если же такого рода постановления не опираются на Конституцию, они подле­жат в течение года после принятия утверждению народом и кантонами, в противном случае теряют силу (ч. 2 и 3 ст. 89-бис).

Со времени принятия в 1848 г. первой швейцарской Консти­туции в стране было проведено больше референдумов, чем во всех остальных государствах мира, вместе взятых. Можно ска­зать, что это основной институт в функционировании политиче­ской системы.

Цифры, характеризующие референдум на федеральном уров­не, достаточно впечатляющи. С 1848 по 1994гг. всего было про­ведено в стране 192 обязательных и 122 факультативных рефе­рендума. До конца 50-х гг. из числа обязательных голосований в 1921 — 1930гг. состоялось 10 референдумов (в другие деся­тилетия — и того меньше), в 1951 — 1960 гг. число голосований составило 22, в 1961— 1970гг. — 14, в 1971— 1980гг. — 47, в 1981—1990гг. — 25, в 1991— 1994гг. — 18. Подобная же кар­тина наблюдается и в отношении факультативныхреферендумов. По десятилетиям с 1951 г. их состоялось соответственно 11, 8, 18, 12. В 1991 —1994гг. прошло 19 таких референдумов.

Помимо постепенного возрастания числа федеральных рефе­рендумов, существует и противоположная тенденция. После Вто­рой мировой войны было отклонено несколько инициатив по Расширению возможного применения этого института. 13 мая 1956 г. народным голосованием был отклонен проект о референ­думе по поводу концессий в гидроэнергетике; 30 сентября 1956г.— проект о финансовом референдуме; 26 мая 1963г.— о необходимости проведения референдума в случае вооружения атомным оружием; здесь же можно указать и на отклонение предложения о введении народной инициативы в законодатель-

сложные, но не вызывают серьезных разногласий среди политических  сил  страны  или  которые  перегружены  какими-либо фактическими данными. Так, в референдуме 3 марта 1991г., в который был вынесен вопрос о снижении возрастного ценза для активного избирательного права до 18 лет, характеризовавшийся большой степенью согласия в обществе, и проект о содействии общественному транспорту, содержавший обилие фактических данных, участвовал только 31% избирателей. Напротив голосованиях по несложным, но конфликтным проектам, например,  по вопросу о пребывании в стране иностранцев, уровень участия достигает рекордных для Швейцарии цифр — 74% в 1970г. и 70%— в  1974г. На петиционном референдуме осенью 1989 г.   по   предложению  ликвидировать   швейцарскую  армию уровень участия также дошел до 70%.

Частое использование референдумов снижает значение пред­ставительных органов, что должно оцениваться неоднозначно: с одной стороны, народ сам решает государственные дела, с дру­гой — эти решения нередко страдают невысоким качеством.

5. Государственные органы

1).Федеральное собрание.

Швейцарский парламент состоит из двух палат: нижней — Национального совета и верхней — Совета кантонов. Истории страны известен случай предложения о реор­ганизации этой структуры: в декабре 1943 г. был внесен проект конституционной реформы, предусматривавший преобразование Национального совета в Совет семей и создание третьей пала­ты — Экономического совета как органа профессионального пред­ставительства. Этот проект не был реализован в Швейцарии, хотя 10 годами позже последняя идея нашла своеобразное осу­ществление в социалистической Югославии. Напомним, что та­ким же образом Ш. де Голль, будучи французским Президентом, хотел преобразовать оппозиционный ему Сенат.

Компетенция. Согласно ст. 84 Конституции, обе палаты должны рассматривать все вопросы, которые по Конституции относятся к компетенции Конфедерации и не вверены другой федеральной власти. Это положение дает основание характеризовать компетенцию Федерального собрания как относительно определенную. В сфере федерального ведения существует, таким образом, презумпция компетенции парламента: если воп­рос прямо не отнесен Конституцией к компетенции другого федерального органа, он считается входящим в сферу компетен­ции Федерального собрания.                                                          

В ст. 85 перечислены 14 позиций, минимально образующих данную сферу. Это прежде всего организация власти, ее правовое регулирование и формирование: законы об организации и порядке избрания федеральных властей, жалованье и компенсации членам федеральных властей и Федеральной канцелярии, определение постоянных должностей и окладов для их носителей, выборы Федерального совета, Федерального суда, Канцлера также генерала федеральной армии. Далее, это законы и постановления по вопросам, регулировать которые в силу Конституции компетентна Конфедерация. В области внешней поли­тики, обороны и безопасности это международные союзы и до­говоры, одобрение договоров кантонов между собой и с зарубеж­ными странами, меры по обеспечению внешней безопасности, по утверждению независимости и нейтралитета Швейцарии, объяв­ление войны и заключение мира, гарантия конституций и тер­ритории кантонов, интервенция вследствие этой гарантии, меры по внутренней безопасности, поддержанию спокойствия и поряд­ка, амнистия и помилование, распоряжения в отношении феде­ральной армии. Особое место занимают меры по поддержанию Федеральной конституции, гарантии для кантональных консти­туций, имеющие целью выполнение федеральных обязательств, пересмотр Конституции.

В области финансов это ежегодное принятие бюджета и утверждение отчета о его исполнении, а также постановления о займах. Федеральное собрание осуществляет высший надзор за адми­нистрацией и правосудием Конфедерации, рассматривает жа­лобы на решения Федерального совета по административным спорам, разрешает компетенционные конфликты между феде­ральными властями. Организация палат. Особенность организации палат за­ключается в том, что они не имеют постоянных председателей. В соответствии со ст. 78 и 82 Конституции каждая палата избирает президента и вице-президентов для каждого очередного или внеочередного заседания (нем. Sitzung). В Националь­ном совете его член, бывший президентом на очередном заседании, не может на следующем очередном заседании быть ни президентом, ни вице-президентом, равно как один и тот же член Совета не может быть вице-президентом на двух последовательных заседаниях Совета. В Совете кантонов из депутатов того кантона, депутат от которого был избран президентом очередного заседания, ни один не может быть избран ни президентом, ни вице-президентом следующего заседания, равно как депутаты от одного кантона не могут избираться вице-президентами двух последовательных очередных заседаний. В каждой из палат голос ее президента является решающим в случае равного разделения голосов. Во время выборов президент обладает таким же избирательным правом, как и любой другой член палаты. В каждой палате президент, вице-президент и счетчики голосов образуют бюро. В Национальном совете восемь счетчиков а в Совете кантонов — два и один заместитель. Счетчики избираются на срок полномочий палаты с учетом представительства партийных фракций и официальных языков страны. В палатах на период легислатуры учреждаются постоянные комиссии. Реформа комиссионной системы была произведена в 1991г., когда ее сильно упростили. До этого комиссии формиро­вались палатами ad hoc (специально для данного случая). На­пример, в течение легислатуры 1971 — 1975гг. в нижней палате действовало 225 таких комиссий, а в верхней — 239. В среднем каждый национальный советник (член нижней палаты) заседал в 20, а член Совета кантонов — в 52 комиссиях. После реформы палаты стали формировать по 12 комиссий, из которых три являются совместными (комиссия по внешней политике, комис­сия по делам экономики и налогов и финансовая комиссия, ко­торая контролирует бюджет и финансовое хозяйство).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.