Рефераты. Конституция Швейцарии






Конституция устанавливает (ч. 3 ст. 43), что политические права можно осуществлять  только в  одном кантоне. Имеются в виду главным образом права избирательные. В ст. 66 предусмотрена возможность лишения политических прав в установленных федеральным законом пределах. В ст. 55 гарантируется  свобода печати.                                  

Граждане имеют право образовывать союзы, которые по своим целям и используемым для их достижения средствам не являются противоправными или опасными для государства. Регулирование борьбы со злоупотреблениями данным правом возложено на кантоны (ст. 56).                                                            

Согласно ст. 18 Конституции, каждый швейцарец является  военнообязанным (нем. wehrpflichtig), однако закон предусмат­ривает гражданскую заменяющую службу. Утрата военнослужа­щими жизни или причинение стойкого вреда их здоровью вслед­ствие федеральной военной службы дают им или их семьям в случае нужды основание претендовать на поддержку Конфеде­рации. Первое снаряжение, обмундирование и вооружение воен­нослужащие получают бесплатно, и оружие остается у них на руках в соответствии с условиями, установленными федераль­ным законодательством. Лица, освобождаемые от военной служ­бы, платят особый налог. Эти нормы отражают милиционный характер швейцарской армии, о чем несколько подробнее гово­рится в следующем параграфе. На основании ст. 22-бис, вклю­ченной в Конституцию в 1959 г., Конфедерация уполномочена вводить федеральным законом обязательную службу граждан­ской обороны для мужчин; женщины могут участвовать в несе­нии этой службы добровольно.

3. Конституционные основы общественного строя

1). Конституционное регулирование экономических отношений.

Соответствующие конституционные нормы содержатся в разделе первом Федеральной конституции, хотя, как и в предыдущих случаях, не приведены в систему. То же можно сказать об отношениях, рассматриваемых в последующих пунктах. Выше уже приведены конституционные положения, относящиеся к собственности. Согласно ст. 31 Конституции, на всей территории Конфедерации гарантируется свобода торговли и промысла, поскольку не ограничена Федеральной конституцией и основанным на ней законодательством.   Однако  исторические   монопольные   права кантонов сохранены. В соответствии со ст. З1-бис Конфедерация в рамках своих конституционных полномочий принимает меры,  направленные  на  повышение  благосостояния  народа и экономическое обеспечение граждан. Соблюдая общие интересы всего швейцарского  хозяйства,  она  может  регулировать осуществление торговли и промысла и принимать меры для содействия отдельным отраслям хозяйства или профессиям в рамках принципа   свободы   торговли   и   промысла.   Однако   в   случаях. когда это оправдано общим интересом, Конфедерация при   не обходимости может отступить от указанного принципа и издать предписания:

для сохранения важных отраслей хозяйства или профессий существованию которых угрожает опасность, а также для содействия повышению производительности профессионального труда лиц, имеющих самостоятельный доход в этих отраслях или профессиях;

для сохранения здорового крестьянского сословия и высоко­производительного сельского хозяйства, а также для укрепления крестьянского землевладения;

для защиты частей страны, экономика которых находится под угрозой;

против   экономически   или   социально   вредных   воздействий картелей и подобных организаций;

о предупредительных мерах по защите экономики страны и по обеспечению снабжения страны жизненно важными товарами и услугами в случае их серьезной нехватки, с которой сама экономика справиться не может.

Что касается первых двух задач, то Конфедерация действует указанным образом,  если сами отрасли и профессии приняли меры  самопомощи,   и  она   содействует   созданию  в  экономике организаций взаимопомощи.

Примечательно записанное в ст. 31-тер право кантонов регулировать законом гостинично-ресторанное дело в случае чрезмерной конкуренции, включая установление персональной пригодности к его ведению и ограничение числа предприятий в зависимости от потребности. Право регулировать банковское дело передано в ст. 31-кватер Конфедерации, которая должна при этом заслушивать мнение кантонов. В области кредитно-денежной, публичных финансов и внешне-экономических отношений Конфедерация может в необходимыx случаях отступать от принципа свободы торговли и промысла. Она может обязать предприятия создавать резервы рабочих мест, используя налоговые льготы. При составлении своих бюджетов Конфедерация, кантоны и общины должны учитывать состояние экономической конъюнктуры, устанавливая соответ­ственно надбавки или скидки для отчислений, предусмотренных федеральным правом. Накопленные таким образом средства должны храниться, пока этого требует конъюнктура. Затем пря­мые отчисления возвращаются в индивидуальном порядке, а косвенные используются для предоставления скидок или созда­ния рабочих мест. При этом учитывается неодинаковое экономи­ческое развитие отдельных территорий страны. Конфедерация проводит исследования, необходимые для экономической поли­тики (ч. 2 — 5 ст. 31-квинквиес).

Весьма интересно положение ст. 31-септиес, которое наделяет Конфедерацию правом в целях воспрепятствования злоупотреб­лениям в ценообразовании осуществлять наблюдение за ценами и давать рекомендации в отношении цен на товары и услуги мощным предприятиям и организациям публичного и частного права, а в необходимых случаях понижать эти цены. Трудно, правда, сказать,  в какой  мере  эти  положения  применимы  на практике и каковы последствия их применения. Впрочем, ст. 32 установила, что ряд вышеизложенных поло­жений может вводиться только федеральными актами, одобрен­ными на референдуме. При их принятии заслушиваются канто­ны, на которые главным образом и возлагается их исполнение. Заслушиваются также экономические организации, и они могут привлекаться к участию в исполнении данных актов. В ст. 28 — 30 Конституции регулируется таможенное дело, которое отнесено к ведению Конфедерации. Примечательно, что в Конституции установлены принципы, которыми федеральная власть должна руководствоваться при повышении таможенных пошлин  и  которые  представляют  определенный  интерес.  Так, повышение   импортных   пошлин  на   товары,   необходимые   для отечественных промышленности и сельского хозяйства, а также на предметы первой необходимости допускается лишь в минимальном размере, тогда как предметы роскоши облагаются максимальными пошлинами. Эти принципы должны, как правило, соблюдаться и при заключении торговых договоров с заграницей. Экспортные пошлины должны быть по возможности умеренными. Таможенное законодательство должно содержать положения, обеспечивающие пограничный и рыночный оборот. В то же   время   при чрезвычайных   обстоятельствах   Конфедерация может временно отклоняться от указанных принципов. Весь доход от таможенных пошлин идет в федеральную казну. Этим, пожалуй, исчерпывается конституционное регулирование чисто экономических общественных отношений. Значительно подробнее регулируются в Конституции (правда, в основном в аспекте распределения компетенции между Конфедерацией и кантонами) социально-экономические и чисто социальные в узком значении общественные отношения.                                   

2). Конституционное регулирование социальных отношений,

Согласно ст. 22-кватер Конституции, Конфедерация законом устанавливает принципы для проводимого кантонами простран­ственного планирования, призванного обеспечить целесообразное использование земли и упорядоченное заселение страны. При этом учитываются потребности общенационального, регионального и местного планирования.                                           

Конституция в ч. 1 ст. 31-квинквиес возлагает на Конфедера­цию обязанность принимать меры для равномерного экономического развития, в частности для предупреждения безработицы и дороговизны  и борьбы  с  ними.  В  ст.  34-новиес  установлена обязанность  Конфедерации  регулировать  законом  страхование от безработицы, которое, как правило, обязательно для работни­ков. Страховаться могут и работающие индивидуально. За ра­ботников  половину взносов  должны  платить  их  работодатели. При чрезвычайных обстоятельствах частичное финансирование производят Конфедерация и кантоны.

В интересах Конфедерации или ее значительной части она, согласно ст. 23, может за свой счет проводить или поддерживать проведение публичных работ, осуществляя в случае необходимости право экспроприации за полное возмещение. Федеральное собрание, однако, может запретить проведение таких работ, если ими наносится ущерб военным интересам Конфедерации.

В ч.1 ст. 34 Конституция управомочивает Конфедераций единообразно регулировать использование детского труда продолжительность рабочего времени для взрослых в промышленности, равно как защиту рабочих от производства, угрожавшего их здоровью и безопасности. Часть 2 указанной стать предусматривает федеральные регулирование и надзор в отношении эмиграционных агентств и частных страховых предприятии.

В соответствии со ст. 34-тер Конфедерация обязана урегулировать защиту работников, отношения между ними и работодателями, предусмотрев,  в частности,  совместное  регулирование ими производственных и профессиональных дел, объявить общеобязательными генеральные трудовые договоры и иные  совместные меры союзов работодателей и работников по содействию миру в трудовых отношениях. Условием для этого является соразмерный учет обоснованных интересов меньшинств и реги­ональных различий, а также соблюдение равноправия и свободы союзов.  Федеральный законодатель  должен также  предусмот­реть соразмерную компенсацию жалований и заработков, упу­щенных  вследствие  военной  службы,   урегулировать  трудовое посредничество и профессиональное обучение в промышленно­сти, ремесле, торговле, сельском хозяйстве и домашнее обслу­живание.

Согласно ст. 34-бис, включенной в Конституцию в 1980 г., Конфедерация должна учредить страхование от болезней и несчастных случаев с учетом существующих больничных касс. Оно может быть объявлено обязательным для всех или для отдельных классов населения. Конфедерация обязана, по ст. 34-кватер, принимать меры для достаточного обеспечения в случае старости, смерти и инвалидности, основанного на федеральном, профессиональном и личном страховании, причем страхование на указанные случаи является обязательным. Пенсии должны соразмерно покрывать потребности существования, причем максимальная пенсия мо­жет превышать минимальную не более, чем вдвое. Они должны приспосабливаться к движению цен. Страхование осуществляет­ся при участии кантонов и возможном привлечении профессио­нальных союзов и иных частных или публичных организаций. Финансируется страхование взносами застрахованных (если это работники, то половину взносов платят их работодатели), взно­сом в размере до половины расходов, покрываемым сначала чистыми доходами от табачного налога и таможенных пошлин на табак, акциза на спиртные напитки и выручки игорных домов (согласно ч. 5 ст. 35, на это идет до 80% их выручки), а также, если предусмотрено законом, взносами кантонов, уменьшающими соответственно федеральный взнос. Поощряется и самострахование, а также вовлечение инвалидов в активную деятель­ность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.