Рефераты. Конституционный статус Президента Республики Беларусь






18. Установление государственных праздников и празднич­ных дней, награждение государственными наградами, присвоение классных чинов и званий. Президент своими решениями, обычно принимаемыми в форме указов, устанавливает государственные праздники и пра­здничные дни. Государственные праздники могут устанавливаться в связи с важными историческими событиями, спецификой той или иной профессии и т.д. Дни государственных праздников могут быть как рабочими, так и нерабочими. Указом Президента Республики Беларусь от 26 марта 1998 г. № 157 "О государственных праздниках и праздничных днях в Республике Беларусь" определены государственные праздники, а также праздничные дни. С правом Парламента устанавливать государственные награ­ды, классные чины и звания непосредственно связано правомочие Президента награждать государственными наградами, присваи­вать классные чины и звания. Таким образом, в данном случае один орган принимает закон, а другой - его исполняет, что явля­ется реализацией концепции разделения властей.

19. Осуществление помилования осужденных. Помилование отличается от амнистии тем, что оно осуществ­ляется в отношении конкретных лиц по их ходатайству либо иных уполномоченных лиц и органов. Президент Республики Беларусь кроме ходатайств о помиловании рассматривает: материалы в отношении лиц, осужденных к смертной казни, которые не ходатайствуют о помиловании; представления Председателя Верховного Суда Республики Бе­ларусь или Генерального прокурора Республики Беларусь о применении помилования к лицам, осужденным судами Респуб­лики Беларусь к смертной казни; заявления лиц, которые отбы­ли наказание, об освобождении от покрытия материального урона, подлежащего взысканию по приговорам судов Республи­ки Беларусь, в пользу государства или государственных органи­заций, находящихся на республиканском и местном бюджетах, или государственных предприятий и учреждений, находящихся в республиканском и местном подчинении. Помилование применяется, как правило, по личным ходатай­ствам осужденных. Ходатайства о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайства о помиловании подаются осужденными через администрацию исправительно-трудового учреждения или друго­го органа, исполняющего приговор, и направляются на рассмот­рение Президента Республики Беларусь с приложением копии всех приговоров, определений и постановлений судов, подробных характеристик о работе и поведении осужденных с указанием мнения администрации и мнения надзорной комиссии или комис­сии по делам несовершеннолетних по сути ходатайства, а также других документов и данных, имеющих значение для рассмотре­ния вопроса о применении помилования. При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание: характер и степень общественной опасности совер­шенного преступления, личность осужденного, его поведение, отношение к труду, участие в работе самодеятельных организа­ций в местах лишения свободы, срок отбытого наказания и другие обстоятельства, заслуживающие внимание; мнение администра­ции исправительно-трудового учреждения или другого органа, исполняющего приговор, надзорной комиссии, комиссии по де­лам несовершеннолетних, общественных объединений и трудо­вых коллективов, а по заявлениям об освобождении от покрытия материального урона по приговорам судов и в других необходи­мых случаях также мнение исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов, администрации района. К особо опасным рецидивистам, а также лицам, к которым ранее были применены амнистия, помилование или замена неот­бытой части наказания более мягким, условное освобождение их из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, если они до погашения или снятия судимости снова совершили преднамеренное преступление, применяется только в исключи­тельных случаях. Лица, осужденные к смертной казни, могут обратиться с хо­датайством о помиловании к Президенту Республики Беларусь на протяжении 7 суток со дня вручения им копии приговора или кас­сационного определения. Если осужденный к смертной казни не подаст в назначенный срок ходатайства о помиловании или заявит о своем нежелании обращаться с таким ходатайством, об этом составляется акт с исполнением установленных правил. Ходатайство или акт направляется Президенту Республики Беларусь не позже чем в 3-дневный срок со дня подачи ходатайства от осужденного или составления акта. Согласно мерам, гарантирующим защиту прав тех, кто приго­ворен к смертной казни, одобренным Экономическим и Социаль­ным Советом ООН 25 мая 1984 г. (ООН: Права человека и борьба с преступностью. Мн., 1990. С. 279-281), каждый приговоренный к смертной казни имеет право на подачу прошения о помилова­нии или замене приговора; помилование или замена приговора могут быть предоставлены во всех случаях вынесения смертного приговора. Смертный приговор не может быть приведен в испол­нение до рассмотрения прошения о помиловании. Ходатайства о помиловании, а также другие материалы до внесения их на рассмотрение Президента Республики Беларусь предварительно рассматриваются в Комиссии по вопросам поми­лования при Президенте Республики Беларусь. Комиссия создается Президентом Республики Беларусь на срок его полномочий и действует в составе председателя, двух заместителей председателя и членов Комиссии. Количество членов Комиссии устанавливается Президентом Республики Беларусь. Комиссия может приглашать на свои заседания представителей органов государственной власти, обществен­ных объединений, трудовых коллективов, средств массовой информации. Помилование и отклонение ходатайства о помиловании осужденных к смертной казни, а также помилование осужденных к лишению свободы или других более мягких мер наказания осу­ществляются указами Президента Республики Беларусь.

20. Ведение переговоров и подписание международных договоров; назначение и отзыв дипломатических представителей. Являясь Главой государства, Президент без какого-либо спе­циального уполномочивания представляет Республику Беларусь в отношениях с другими странами и международными организаци­ями. Это может проявляться и в праве подписывать международ­ные договоры, заявлять о позиции страны по отношению к той или иной международной проблеме. Основное ограничение к за­ключению международных договоров состоит в том, чтобы они не противоречили Конституции. В целях повышения эффективности работы государственных органов по организации визитов в иностранные государства деле­гаций во главе с Президентом, в также обеспечения действенного контроля за выполнением достигнутых в ходе этих визитов дого­воренностей Президентом Республики Беларусь 5 февраля 1998 г. принят Указ "О мерах по повышению эффективности визитов в иностранные государства делегаций Республики Беларусь во гла­ве с Президентом Республики Беларусь и реализации договорен­ностей, достигнутых в ходе этих визитов". Указом предусмотрена необходимость перспективного планирования визитов, разработ­ки программ визитов, обеспечения строгого контроля за выпол­нением договоренностей, достигнутых в ходе визита. Прерогативой Президента как главы государства является на­значение и отзыв дипломатических представителей Республики Беларусь в иностранных государствах и при международных ор­ганизациях. Дипломатическими работниками являются сотрудни­ки Министерства иностранных дел, дипломатических представи­тельств и консульских учреждений Республики Беларусь за гра­ницей, имеющие дипломатические ранги. Назначение на другие дипломатические должности производится приказами по Минис­терству иностранных дел. Законодательством республики Беларусь определен поря­док приема граждан Республики Беларусь на дипломатичес­кую службу, прохождения и прекращения ее дипломатически­ми работниками. В соответствии с Положением назначение послов, постоян­ных представителей при международных организациях и осво­бождении их от должности производится указами Президента Республики Беларусь, посланников и генеральных консулов - постановлениями Совета Министров. На другие дипломатические должности лица назначаются и от этих должностей освобождают­ся приказами Министра иностранных дел. Дипломатическая служба обеспечивает практическое осуще­ствление внешней политики, представляет интересы государства в сфере международных отношений, а также юридических лиц и граждан за рубежом. Дипломатическая служба формируется из граждан Республи­ки Беларусь, обладающих специальными знаниями и отвечающих установленным требованиям. Специалисты, принимаемые на дипломатическую службу, на­значаются на дипломатические должности с учетом квалифика­ции и представляются к дипломатическому рангу, соответствую­щему их должности. Дипломатический работник, возвратившийся в Республику Беларусь после работы за границей, назначается, как правило, на должность не ниже той, которую он занимал за границей. Дипломатическим работникам с учетом занимаемой должно­сти и квалификации присваиваются следующие дипломатические ранги: атташе; третий секретарь; второй секретарь второго клас­са; второй секретарь первого класса; первый секретарь второго класса; первый секретарь первого класса; советник второго клас­са; советник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный По­сланник второго класса; Чрезвычайный и Полномочный Послан­ник первого класса; Чрезвычайный и Полномочный Посол.

21. Прием верительных и отзывных грамот дипломатических представителей. Президент принимает верительные и отзывные грамоты ак­кредитованных при нем дипломатических представителей иност­ранных государств. Верительной грамотой является документ, удостоверяющий представительный характер дипломатического представителя и аккредитующий его в этом качестве в иностранном государстве. Верительные грамоты, адресуемые главе принимающего государ­ства, подписываются главой государства, назначающего дипло­матического представителя, и скрепляются подписью министра иностранных дел. Верительная грамота имеет характер общих полномочий дипломатического представителя. Отозвание дипломатического представителя по инициативе своего правительства оформляется путем вручения главе государ­ства пребывания отзывной грамоты - документа об отозвании дипломатического представителя, подписанного главой назна­чившего его государства. Отзывные грамоты оформляются так же, как и верительные грамоты. По установившейся практике Президент Республики Беларусь принимает верительные и отзывные грамоты аккредитованных при нем дипломатических представителей иностранных государств в присутствии Министра иностранных дел Республики Беларусь либо его заместителя и других ответственных работни­ков указанного Министерства.

22. Введение чрезвычайного положения. Согласно п. 22 ст. 84 Конституции в случае стихийного бед­ствия, катастрофы, а также беспорядков, сопровождающихся на­силием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организа­ций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, территориальной целостности и существованию государ­ства, Президент вводит на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с внесением в 3-дневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики. В республике действует Закон от 24 июня 2002 г. "О чрез­вычайном положении". Чрезвычайное положение является временной мерой, и оно может объявляться с целью скорейшей нормализации обстановки, восстановления законности и правопорядка. При введении чрезвычайного положения необходимо указы­вать мотивы такого решения, срок и границы его действия. В условиях чрезвычайного положения с учетом конкретных обстоятельств органы государственной власти могут принимать в соответствии с законом меры, направленные на нормализацию ситуации. Так, в частности, может усиливаться охрана общест­венного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и народного хозяйства; вводиться особый режим въез­да и выезда граждан; соответствующие органы могут быть наде­лены правом временно принимать у граждан огнестрельное и хо­лодное оружие и боеприпасы, а у предприятий - также и учебную военную технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и мате­риалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества и т.д. Могут быть предусмотрены и иные ограничения прав и сво­бод личности, что, как отмечено в ст. 23 Конституции, допускает­ся только в предусмотренных законом случаях, в интересах наци­ональной безопасности, общественного порядка, защиты нравст­венности, здоровья и населения, прав и свобод других лиц. Со­гласно ст. 63 Конституции осуществление предусмотренных Конституцией прав и свобод личности в условиях чрезвычайного по­ложения может быть приостановлено в порядке и пределах, опре­деленных Конституцией и законом. При осуществлении особых мер в период чрезвычайного положения не могут ограничиваться права, предусмотренные в ст. 24, части третьей ст. 25, ст.ст. 26 и 31 Конституции. Принятое Президентом решение о введении чрезвычайного положения в 3-дневный срок вносится на утверждение Совета Республики. Вопрос об утверждении решения Президента Рес­публики Беларусь о введении чрезвычайного положения должен быть рассмотрен в 3-дневный срок с момента внесения Президен­том соответствующего решения. Если в результате чрезвычайных обстоятельств члены Совета Республики не смогут срочно прибыть, а заседание Совета либо сессия не может состояться в здании, может быть избрано другое место проведения сессии, о чем через средства массовой инфор­мации или иным способом должны быть извещены депутаты. По решению Совета Республики вопрос о чрезвычайном по­ложении может рассматриваться без предварительного изучения в комиссиях палаты. При утверждении Советом Республики указа Президента о введении режима чрезвычайного положения и предусмотренных им мер в силу вступают лишь те положения, которые одобрены. О принятом решении Совет Республики должен уведомить Пре­зидента и сделать сообщение через средства массовой информа­ции. Если постановление об утверждении указа Президента о вве­дении чрезвычайного положения не набрало большинства голо­сов от полного состава Совета Республики, решение о введении чрезвычайного положения не утверждается, что оформляется по­становлением Совета Республики. В этом случае указы Президен­та не имеют юридической силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.