Рефераты. Конституционный статус Президента Республики Беларусь






В ст. 100 Конституции в редакции от 15 марта 1994 г. закреплялись основные права и обязанности Президента. Среди них важнейшей была запись в п. 1 ст. 100 о праве Президента прини­мать меры по охране суверенитета, национальной безопасности и территориальной целостности Республики Беларусь, обеспечению политической и экономической стабильности, соблюдению прав и свобод граждан.

Следует подчеркнуть, что ст. 100, как и в целом, Конституция, не содержала исчерпывающий перечень полномочий Президента. Так, в п. 26 ст. 100 было указано, что Президент осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией и закона­ми. В отличие от этого в ст. 83 Конституции, где речь шла о ком­петенции Парламента, закреплялось, что он решает иные вопросы в соответствии с Конституцией. Таким образом, основой деятельности Парламента являлась только Конституция, а Президента - Конституция и законы. Парламент был не вправе, путем принятия закона расширять свою компетенцию.

К сожалению, на практике не совсем верно трактовалось со­держание ст. 146 Конституции. В ней закреплялось верховенство Конституции, предусматривалось, что законы и иные акты госу­дарственных органов издаются на основе и в соответствии с Кон­ституцией. В случае расхождения закона с Конституцией дейст­вует Конституция, а в случае расхождения иного нормативного акта с законом действует закон. Недостатком этой формулировки является неясность того, как в случае расхождения закона с Конституцией обеспечивается действие Конституции. Например, возможно ли издание Президен­том указа, если соответствующие полномочия в Конституции прямо отнесены к ведению Президента, но в то же время имеется закон, который явно противоречит Конституции. Ожесточенная "правовая война" между Парламентом и Пре­зидентом в 1995-1996 гг. проявилась в том, что в принятом 21 февраля 1995 г. Законе "О Президенте Республики Беларусь" было закреплено, что указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь и даже постановлениям Верховного Совета, не могут их дополнять и изменять.

Один только факт, что акты Президента, который являлся Главой государства, не должны противоречить постанов­лениям Верховного Совета - по существу, решениям правопри­менительного распорядительного характера - свидетельствовал о желании Парламента нарушить закрепленный в Конституции ба­ланс властей.

Конституция от 15 марта 1994г. позволяла разграничивать указы Президента:

1) указы, полномочия, на издание которых вытекают из Конституции;

2) указы, базирующиеся на законах. Новая редакция Конституции 1994г. предусматривает два вида указов:

1)указы, издание которых основывается на конституционной норме;

2)указы, полномочия, на издание которых предусмотрены за­коном.

В первом случае можно утверждать, что указы не имеют под­законного характера, так как основываются на конституционной норме. Вопрос лишь в том, кто должен сказать свое окончатель­ное слово в возможном споре. По мнению автора, в случае спора о компетенции (когда она уже реализуется через принятие актов). Конституционный Суд по предложению уполномоченных на то субъектов должен дать свое заключение.


3.3. Администрация Президента Республики Беларусь

В действующей редакции Конституции прямо закреплено, что Президент образует, упраздняет и реорганизует Администрацию Президента Республики Беларусь. Ранее в Основном Законе такое право Президента не закреп­лялось, что давало повод оппонентам для упреков в адрес Прези­дента в связи с созданием им Администрации Президента Рес­публики Беларусь. Лишь в принятом 21 февраля 1995 г. Законе о Президенте Республики Беларусь впервые на законодательном уровне было закреплено, что для непосредственного обеспечения деятельности Президента создается Администрация Президента (ст. 32). Ее деятельность согласно закону должна осуществляться в соответствии с положением и штатным расписанием, утвержденными Президентом. Однако такие обвинения являлись безос­новательными. Глава государства, как и любой иной орган госу­дарственной власти, вправе иметь свой исполнительный аппарат, каковым с момента создания и была Администрация Президента Республики Беларусь. Опыт зарубежных стран также свидетель­ствует о том, что глава государства обычно имеет свой аппарат, включая и те случаи, когда при правительстве действует свой вспомогательный рабочий орган. После избрания первого Президента Республики Беларусь одним из первых был его указ от 5 августа 1994 г., которым он утвердил Положение об Администрации Президента Республики Беларусь. Положением предусматривалось, что Администрация является рабочим органом, созданным для обеспечения деятель­ности Президента Республики Беларусь, реализации его консти­туционных полномочий. Именно этим и предопределялись зада­чи, стоящие перед Администрацией Президента Республики Бе­ларусь, а также ее статус. В последующем Положение об Администрации Президента Республики Беларусь редакционно изменялось. После прошедшего 24 ноября 1996 года референдума Президентом Республики Беларусь 23 января 1997 г. издан указ № 97, которым утверждено новое Положение об Администрации Президента Республики Беларусь, а также ее структура. Следует обратить внимание на то, что Администрация Президен­та согласно действующей редакции Конституции отнесена к орга­нам государственного управления. В Положении предусмотрено, что Администрация Президен­та Республики Беларусь (в дальнейшем - Администрация) являет­ся органом государственного управления, обеспечивающим дея­тельность Президента Республики Беларусь в области государст­венной кадровой политики и идеологии и права, осуществляю­щим подготовку, выполнение и контроль за исполнением реше­ний Президента. Администрация является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Республи­ки Беларусь и со своим наименованием.

К главным задачам Администрации отнесено: обеспечение проведения государственной кадровой политики и идеологии; координация деятельности подотчетных Президенту государ­ственных органов в области государственной кадровой поли­тики и идеологии и права; обеспечение взаимодействия Пре­зидента с органами законодательной, исполнительной и су­дебной власти; организационное, информационно-аналитиче­ское и правовое обеспечение деятельности Президента Рес­публики Беларусь. На Администрацию согласно Положению возлагается: - подготовка планов работы Президента Республики Бела­русь и обеспечение их реализации; формирование единой сис­темы учета руководящих работников государственных орга­нов, предприятий, организаций и учреждений, ведение кадро­вого реестра Главы государства Республики Беларусь; общее руководство деятельностью государственных органов и уч­реждений по подготовке, переподготовке, повышению квали­фикации управленческих кадров; - согласование в случаях, предусмотренных законодательст­вом, кандидатур при назначении их на должности; - создание и совершенствование системы аттестации руководящих работников государственных органов, их конкурсного отбора и вы­движения, формирования резерва управленческих кадров; - систематический анализ общественно-политической и соци­ально-экономической ситуации в республике; - участие в подготовке предложении по определению концеп­туальных основ государственной политики и механизма ее реали­зации; - обеспечение проведения государственной идеологии и ин­формационной политики; - обеспечение взаимодействия Президента Республики Бела­русь с Советом Министров Республики Беларусь, министерства­ми и другими республиканскими органами государственного уп­равления в решении вопросов социально-экономического разви­тия республики, осуществление контроля за разработкой и реали­зацией президентских программ; - координация деятельности государственных органов по под­готовке проектов правовых актов; - внесение предложений по реализации полномочий Президен­та Республики Беларусь в области контроля за актами Правительства; - подготовка материалов по вопросам соблюдения прав и сво­бод человека, гражданина, а также по вопросам гражданства, на­град и помилования, ведение соответствующего государственного учета; - обеспечение взаимодействия Президента Республики Бела­русь с органами законодательной, исполнительной и судебной власти; - организация экспертизы проектов актов законодательства, вносимых на рассмотрение Президента Республики Беларусь; - координация деятельности государственных средств массо­вой информации, анализ и прогнозирование социально-политической ситуации в республике; - изучение общественного мнения и организация работы госу­дарственных органов по информированию населения о проводи­мой Президентом Республики Беларусь государственной внут­ренней и внешней политике и практических мерах по ее реализа­ции; - обеспечение взаимодействия Президента Республики Бела­русь с общественно-политическими институтами, другими обще­ственными объединениями; - регламентация процесса прохождения, учета и внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь входящей корре­спонденции, ведение делопроизводства, обеспечение сохранности и организация использования архивных документов; - обеспечение соблюдения установленного порядка подготовки и внесения Президенту Республики Беларусь проектов решений и других материалов, проверка их обоснованности; - оформление и доведение декретов, указов, распоряжений и других документов Президента Республики Беларусь до государ­ственных органов, предприятий, организаций и учреждений; - контроль за выполнением решений и поручений Президента Рес­публики Беларусь и подготовка соответствующих предложений; - организация приема граждан и рассмотрение их обращений, разработка мероприятий по устранению причин, порождающих обоснованные жалобы населения, контроль за своевременным и правильным решением поставленных в обращениях граждан во­просов, проверка состояния этой работы в министерствах, других республиканских органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах; - осуществление по поручению Президента Республики Бела­русь иных полномочий.

Таким образом, права и обязанности Администрации доста­точно широкие. При этом следует иметь в виду, что свою дея­тельность Администрация призвана осуществлять с учетом ком­петенции других органов государственной власти. Указом Президента от 23 января 1997г. установлен порядок формирования и организации деятельности Администрации[14].

Руководителем Администрации Президента Республики Бе­ларусь является Глава Администрации. Он назначается на долж­ность и освобождается от должности указом Президента Респуб­лики Беларусь. У Главы Администрации Президента Республики Беларусь имеются заместители, в том числе один первый заместитель. В отсутствие Главы Администрации Президента Республики Беларусь его обязанности выполняет первый заместитель (замес­титель). Глава Администрации Президента Республики Беларусь имеет право без специальных на то полномочий выступать в качестве представителя Президента Республики Беларусь в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь, Конституционном Суде Рес­публики Беларусь. Структура и общая численность работников Администрации Президента Республики Беларусь утверждаются Президентом Республики Беларусь по представлению Главы Администрации Президента Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.