Рефераты. Государственные органы Англии







Важнейшим  институтом,  гарантирующим   права   и  свободы,   является  омбудсман  —   уполномоченный  по  делам  человека  (комиссар,  посредник,  народный  защитник).

 В Великобритании довольно широко представлен институт омбудсмана:

1) Парламентский комиссар по делам администрации и комиссар по жалобам для Северной Ирландии; 2) Комиссары по делам служб здравоохранения; 3) Комиссар правовых  служб; 4) Комиссар по делам членов профсоюза (т.е. институт омбудсмана представлен не только в государственной, но и в общественной сфере) и т.д.

            Охарактеризую коротко статус «государственных» омбудсманов.

            Институт Парламентского комиссара по делам администрации учрежден Актом о Парламентском комиссаре 1967 г., действующим с изменениями 1994 г. Основная функция Парламентского комиссара состоит в рассмотрении жалоб граждан на «плохое управление» и предании гласности информации об обнаруженных нарушениях. В этих целях омбудсман осуществляет по жалобам частных лиц расследование нарушений, совершаемых органами и должностными лицами центральной исполнительной власти в сфере деятельности, за которую  она несет ответственность перед Палатой общин.

            Характерная особенность статуса Парламентского комиссара по делам администрации состоит в том, что граждане не имеют с ним прямого контакта. Жалоба передается сначала депутату Палаты общин, который сам решает, направить ли её омбудсману, В настоящее время такой порядок всё чаще критикуется, тем более, что он не воспринят более поздними актами британского Парламента о других разновидностях омбудсманов. Комиссар вправе истребовать у органов и должностных лиц центральной администрации, включая министров (правомочие, которое не предоставлено ни одному суду), документы, получать информацию, вызывать свидетелей и т.п. Омбудсман может проводить расследование только в том случае, если заявитель не имеет возможности обратиться в суд или административный трибунал. Кроме того, Парламентский комиссар не может осуществлять расследований, связанных с международными вопросами, вопросами государственной безопасности, национализации промышленности, деятельности полиции, а также уголовных дел и персональных дел государственных служащих.

            Парламентский комиссар по делам администрации не принимает решений, а составляет по результатам своего расследования доклад, который направляется депутату, а также главе правительственного ведомства и должностному лицу, действия которого были обжалованы. Депутат реагирует на выводы, сформулированные в докладе, чисто парламентскими методами: вступает в переписку, задает вопросы членам Правительства. Выступает с предложением о принятии резолюции. Если требования омбудсмана чиновниками центральной власти не удовлетворены, он вправе внести доклад в Палату общин. Доклад рассматривается комитетом по вопросам Парламентского комиссара по делам администрации. В необходимых случаях комитет осуществляет дальнейшее (парламентское)  расследование, после чего палата может воспользоваться опять – таки традиционными методами парламентского контроля.

            Парламентский комиссар назначается Королевой. Акт о назначении, разумеется, контрассигнуется Премьер – министром, который предварительно консультируется в Палате общин с председателем комитета  по вопросам Парламентского комиссара по делам администрации. Никаких квалификационных требований к соискателям данной должности закон не предъявляет. На практике омбудсманами обычно назначаются юристы. Парламентским комиссаром не может быть назначено лицо, достигшее 65 лет. Данная должность несовместима с членством в Парламенте.

            Комиссары по делам местной администрации в Англии и Уэльсе действуют с 1974 г., а в Шотландии – с 1975 г. Они учреждены Актами о местном управлении. Так, Акт 1974 г. учредил Комиссии по делам местной администрации – по одной для Англии и Уэльса. Каждая из них состоит из Парламентского комиссара и местных комиссаров. Например, территория Англии разделена на три региона (Большой Лондон, Мидленд и Южная Англия), в каждом из которых действует по одному местному комиссару. Все эти комиссары назначаются пожизненно Короной. Они занимаются расследованием жалоб на «плохое управление» на местном уровне, включая деятельность комитетов местных советов, их членов и должностных лиц. Местные полицейские власти также попадают под юрисдикцию комиссаров.

            Каждый из местных комиссаров, действующих в регионах Англии, ежегодно представляет отчеты Парламентскому комиссару по делам местной администрации Англии, который на их основе составляет официальные послания и направляет их местным органам общей и специальной компетенции. Кроме того, Парламентские комиссары по делам местной администрации   Англии, Уэльса и Шотландии по каждому из обнаруженных фактов «плохого управления» направляют доклады местным властям, которые в течение трех месяцев должны дать ответ. Если он не удовлетворит омбудсмана, направляется второй доклад. Если и после этого должные, по мнению омбудсмана, меры не будут приняты, то по его требованию соответствующий вопрос должен быть рассмотрен на сессии совета.

            Должности Комиссаров по делам служб здравоохранения учреждены в 1972 г. – по одному для Англии, Уэльса и Шотландии – Актом о реорганизации службы национального здравоохранения. В 1993 г. был принят специальный Акт о Комиссарах по делам служб здравоохранения. Они рассматривают жалобы граждан на нарушения их прав в сфере здравоохранения. При каждом комиссаре действуют комиссии, предварительно рассматривающие жалобы.

            Граждане имеют право непосредственного обращения к Комиссару, который в случае обнаружения «плохого управления» направляет доклад в соответствующий орган управления делами здравоохранения.

            Для контроля за соблюдением прав человека в Северной Ирландии действуют два омбудсмана. Это Парламентский комиссар по делам администрации (для Северной Ирландии) и Комиссар по жалобам (для Северной Ирландии). Обе должности учреждены парламентскими актами в 1969 г. Парламентский комиссар расследует жалобы граждан на справедливость вследствие плохого управления в департаментах Северной Ирландии (их список дан в соответствующем акте), а Комиссар по жалобам – в органах местного самоуправления.

            Актом о судах и правовых службах 1990 г. учреждена должность Комиссара по делам правовых служб, который рассматривает жалобы на «плохое управление», осуществляемое судами, центральными органами полиции, иными правоохранительными органами и службами государства.

            Наконец, Договором о Европейском союзе 1992 г. был учрежден институт омбудсмана Европейского союза. Он назначается Европарламентом на срок своей легислатуры и может быть смещен судом ЕС по требованию Европарламента в строго определенных случаях. Граждане ЕС могут обращаться с жалобой непосредственно к омбудсману либо через депутата Европарламента от соответствующего государства. Омбудсман рассматривает жалобы на «плохое управление» органов ЕС. Результаты своего рассмотрения он направляет в соответствующие ведомства, а также в Европарламент, которому, кроме того, представляет ежегодные доклады о состоянии прав человека в странах ЕС.






4.Судебная система.


Высшая судебная инстанция в Соединенном Королевстве - Палата лордов. Она принимает к рассмотрению апелляции, главным образом по вопросам права, на постановления по гражданским и уголовным делам, вынесенные апелляционными инстанциями Англии и Уэльса, а также только по гражданским делам - Шотландии. От имени Палаты лордов дела рассматриваются судом Палаты лордов, который состоит из возглавляющего его лорда-канцлера, «ординарных лордов по апелляции» и тех пэров - членов Палаты лордов, которые в прошлом занимали высшие судебные должности, в том числе все бывшие лорды-канцлеры. «Ординарные лорды по апелляции» назначаются в Палату лордов из опытных юристов, как правило, членов Апелляционного суда. Принято, чтобы двое из них были шотландскими юристами. Их число составляет от 7 до 11 человек. Дела в суде Палаты лордов от имени всей Палаты рассматривают не менее трех лордов, каждый из которых выступает с речью. Принятое большинством голосов заключение суда Палаты лордов передается в суд, вынесший обжалованное постановление, который и выносит окончательное постановление по делу в соответствии с рекомендациями Палаты лордов.
      Верховный суд Англии и Уэльса, возглавляемый в качестве председателя лордом-канцлером, включает в себя три самостоятельных судебных учреждения - Апелляционный суд, Высокий суд и Суд короны. Апелляционный суд состоит из гражданского и уголовного отделений и рассматривает в коллегиях из трех или более судей апелляции на постановления других судов. В него входят лорд-канцлер, бывшие лорды-канцлеры, лорд - главный судья (возглавляет гражданское отделение) и другие высшие судебные деятели, а также до 18 лордов - апелляционных судей. Высокий суд имеет три отделения - королевской скамьи, канцлерское и семейное. В него входят лорд-канцлер и другие высшие судебные деятели, а также до 80 рядовых судей. Отделение королевской скамьи занимается, главным образом, рассмотрением по первой инстанции наиболее сложных гражданских дел и апелляций на приговоры магистратских судов по уголовным делам. На правах составных частей Отделения королевской скамьи самостоятельно функционируют Суд Адмиралтейства, в котором рассматриваются споры по морским перевозкам, столкновениям кораблей и возмещению связанных с этим убытков и т. п., и Коммерческий суп, которому подсудны многие споры торгового характера. Канцлерское отделение рассматривает, чаще всего в качестве суда первой инстанции, гражданские дела, связанные с управлением имуществом, доверительной собственностью, деятельностью компаний, банкротствами и др. На правах одной из составных частей Канцлерского отделения функционирует Патентный суд, который рассматривает обращенные к нему ходатайства генерального контролера по вопросам патентов, дизайна и торговых марок. Семейное отделение занято в основном рассмотрением жалоб на решения магистратских судов по всем вопросам семейных отношений, в том числе развода, раздельного проживания супругов, выплаты алиментов, опеки и попечительства. Разбирательство дел по первой инстанции в отделениях Высокого суда проводится судьями единолично, рассмотрение апелляций - обычно в коллегиях из двух или трех судей. В Отделении королевской скамьи при определенных условиях дело может слушаться с участием присяжных.
      Суд короны, созданный в 1971 г. взамен ряда прежних судебных учреждений, рассматривает по первой инстанции, обязательно с участием присяжных (в других английских уголовных судах присяжных нет), дела о преследуемых по обвинительному акту, т. е. о более серьезных преступлениях, а также апелляции на приговоры и решения магистратских судов. Считающийся единым судом, Суд короны регулярно проводит заседания по своим округам, центры которых расположены в крупнейших городах Англии и Уэльса. Заседание суда присяжных проводится под председательством судьи с участием обычно 12 присяжных, но ныне допускается и участие в процессе 10 или 11 присяжных. Согласно Закону об уголовном правосудии 1967 г., вместо необходимого раньше единогласия присяжных для вынесения вердикта о виновности ныне допускается большинство голосов в 10 из 11 или 12 присяжных либо в 9 из 10 присяжных. Оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных, апелляционному обжалованию не подлежат. Если не требуется участие присяжных, дела в Суде короны рассматриваются судьями единолично. В качестве судей в Суде короны выступают судьи Высокого суда, окружные судьи (их должность учреждена в 1971 г. для пополнения судейского корпуса Суда короны и судов графств), а также рекордеры - юристы, исполняющие обязанности судей «по совместительству». Апелляционные жалобы судьи или рекордеры рассматривают с участием 2 - 4 мировых судей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.