Рефераты. История экономики России XX века. 1917-2000 годы






В 1988 г. был принят закон «О кооперации в СССР» и «Основы законодательства об арендных отношениях», по которым разрешалось открывать частные предприятия в более чем 30 видах производственной деятельности. В соответствии с ними была фактически легализована «теневая экономика», в которой «прокручивалось» ежегодно 70-80 млрд. руб.

Однако, как и в отношении новых условий работы госпредприятий, в отношении к кооперации наблюдалась определенная непоследовательность. Не была заранее продумана система регулирования сверхприбыли, сохранялось неравноправие в условиях снабжения ресурсами государственных и кооперативных предприятий. Закон о кооперации давал большие права низшему звену государственного управления, без поддержки которого ни оформление, ни существование кооперативов было часто просто невозможно. В результате чиновники получали свою долю.

Непоследовательна была и сама позиция партийно-государственного руководства, которое видело в негосударственном секторе конкурента, опасаясь его неподконтрольности. Отсюда под видом борьбы с нетрудовыми доходами был введен ряд ограничений.

Еще одним направлением реформирования экономики стало развитие арендных отношений. В соответствии с законом «Об аренде» (апрель 1989 г.) трудовой коллектив мог взять в аренду у государства свое предприятие, чтобы в дальнейшем выкупить его. Произведенный же продукт становился собственностью арендаторов. Поначалу аренда дала неплохие результаты. К концу февраля 1992 г. в аренду было сдано более 9,4 тыс. предприятий. Однако уже российское правительство, несмотря на его заявления о приверженности рынку, приостановило этот процесс и перестало заключать новые соглашения об аренде.

Перспективные арендные соглашения были и в сельском хозяйстве. Одна или несколько семей могли взять землю в аренду на длительный срок (до 50 лет) и полностью распоряжаться произведенной на ней продукцией. Однако эта форма производства требовала, по крайней мере, на первых порах помощи со стороны государства. Отсутствие материально-технической, технологической, финансовой помощи естественно сдерживало развитие арендного движения. К лету 1991 г. в хозяйствах арендаторов было всего 2% возделываемых земель и 3% поголовья скота. Кроме того, на местах осуществлялось торможение этого начинания со стороны властей. В нарушение закона договоры об аренде заключались не на 50, а на 5 лет, да и они могли быть расторгнуты властями в одностороннем порядке с уведомлением за два месяца.

Несмотря на то, что все эти новые отношения были закреплены в 1990 г. в Законе о собственности, становилось ясно, что государственный аппарат не доверял рыночным инициативам, которые предоставляли значительные права непосредственным производителям, делая их более независимыми от власти, и предпочитал сохранять контроль над всеми секторами экономики.

Таким образом, мы можем констатировать, что ни одна из предложенных экономических реформ не дала положительных результатов, т.к. не проводилась последовательно в жизнь. Кроме того, руководство, встав на путь постепенного перехода к рынку, стремилось наиболее «болезненные» в социальном плане меры (реформа цен, система снабжения предприятий, банкротство нерентабельных производств, безработица и др.) обойти либо отложить на потом. Не удалось сломать и сопротивление административно-бюрократического аппарата, который рассматривал государственную собственность как свою и весьма успешно эксплуатировал ее в своих интересах.

He случайно, например, что параллельно с различными препонами по внедрению аренды широкое распространение в 1989-1991 гг. получили такие формы как концерны, корпорации, в деятельности которых объединялись интересы республиканских, отраслевых учреждений и директоров предприятий, что позволяло проводить номенклатурную приватизацию.

В итоге непродуманной и непоследовательной политики в стране резко ухудшается положение с продовольствием и товарами широкого потребления. В 10 раз сократился золотой запас страны. Нарастали инфляционные процессы. Реформа внешнеэкономической деятельности (1986 г.), которая разрушила государственную монополию на внешнюю торговлю, также добавила ряд дестабилизирующих факторов. Пытаясь выправить ситуацию в экономике и взять под контроль ход преобразований Верховный Совет СССР в июне 1990 г. принимает постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», а также еще ряд документов, по которым предусматривалась постепенная демонополизация и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, системы оптовой торговли оборудованием, сырьем, электроэнергией и др. Правда, введение этих мер откладывалось на год, за который, как надеялись, удастся стабилизировать ситуацию в экономике.

Параллельно с союзной экономической программой в республиках начинают разрабатывать свои альтернативные варианты, что еще больше осложняет и без того непростую ситуацию.

Между тем ситуация с промышленностью и сельским хозяйством была далека от стабилизации.

На фоне спада промышленного и сельскохозяйственного производства нарастал государственный долг. Внешний к 1991 г. составил 67 млрд. дол., внутренний – 600 млрд. руб. Последней попыткой руководства взять ситуацию под контроль стало принятие в октябре 1990 г. «Основных направлений стабилизации народного хозяйства и перехода к рыночной экономике». Однако было уже поздно. Ситуация практически полностью вышла из-под контроля союзного руководства. В республиках набирали силу центробежные силы, а Горбачев своей непоследовательностью и нерешительностью только подстегивал эти явления. Государство разваливалось на глазах.

Попытка ряда руководителей в августе 1991 г. с помощью чрезвычайного положения остановить развал провалилась. 8 декабря в Беловежской пуще Ельцин, Кравчук и Шушкевич подписали соглашение о денонсации союзного договора 1922 г. 25 декабря Горбачев ушел в отставку с поста президента уже не существующего Союза Советских Социалистических Республик. Начинался новый современный этап экономического развития Российской Федерации.


















































РАЗДЕЛ VI. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В КОНЦЕ XX В.

Перед тем, как приступить к рассмотрению материала, связанного с современным этапом экономического развития страны, необходимо сделать хотя бы несколько предварительных замечаний.

Прежде всего, следует отметить, что период 90-х гг. не является «историей» в полном смысле этого слова. События еще не отодвинулись от нас и, если так можно сказать, «не отстоялись». Многие процессы, начатые в эти годы, еще продолжаются и, следовательно, давать им объективную оценку весьма затруднительно. Последствия целого ряда реформ еще не вполне ясны, многие тенденции в экономическом развитии лишь обозначены и нужно время, чтобы они проявились в полном объеме.

Поэтому мы, как и ряд других исследователей, рекомендуем при рассмотрении проблем экономического развития России в 90-е гг. XX в. обратиться, как советует Г.М. Тимошина, к учебным пособиям по теории экономики переходного периода.

Мы же в рамках заключительного раздела постараемся лишь обозначить основные этапы попыток реформирования экономики, вычленить основные меры, предпринимаемые на каждом из них, методы, с помощью которых они проводились, и первые результаты.

Итак, после распада СССР экономическая ситуация в России была близка к катастрофической. Требовались чрезвычайные и решительные меры для стабилизации ситуации. Перед российским руководством во главе с Ельциным стоял выбор: стабилизировать экономику с помощью традиционных методов и лишь после этого приступить к подготовке условий по либерализации экономики, как предлагали авторы «Программы 500 дней», либо пойти на быстрое проведение рыночных реформ в сочетании с некоторыми мероприятиями по стабилизации ситуации.

Выбор был сделан в пользу второго варианта. Было сформировано новое правительство, состоящее в основном из молодых ученых-экономистов во главе с Гайдаром, Шохиным и Чубайсом, которые знали общие направления западной экономической мысли, но совершенно не имели опыта практической хозяйственной работы, недостаточно ясно представляли себе все проблемы функционирования административной экономики. Отсутствовал также опыт и государственной деятельности. Судя по всему не было и конкретного четко продуманного плана перехода от административной системы к рынку, а также ясной социальной цели развития нового общества. Такая ситуация и предопределила ход реформ.

Главной задачей была объявлена макроэкономическая и финансовая стабилизация с одновременным переходом к рыночной экономике. Абсолютизируя роль рынка «молодые реформаторы» считали, что он сам сумеет довольно быстро отрегулировать все экономические связи. На практике, однако, этого не было достигнуто.

Первый этап реформ (январь 1992 г. – декабрь 1992 г.) начался с либерализации потребительских цен на большинство товаров и услуг, и отказа от централизованной системы распределения ресурсов. При сохранении высокого уровня монополизации производства это привело к чрезвычайно быстрому росту цен. К концу 1992 г. они выросли в среднем в 100-150 раз, а на отдельные товары и продукты еще выше. В то же время рост средней заработной платы составил 10-15 раз.

Параллельно с этим в марте 1992 г. были отпущены цены на энергоносители и принят ряд мер по либерализации во внешнеэкономической сфере, что подтолкнуло рост экспорта сырья, металлов и энергоносителей.

Все эти меры дополнялись политикой жесткого ограничения денежной массы и отказа от протекционистских мер в отношении отечественных производителей, которые не успевали приспособиться к новым условиям хозяйствования. В результате начинается спад производства (за 1992 г. он составил по самым скромным подсчетам 14%), кризис неплатежей и т.д.

В условиях нарастающего хаоса с мая 1992 г. правительство отказалось от ограничения денежной массы и перешло к политике дешевых кредитов и предоставления льгот во внешнеэкономической деятельности. Такой поворот привел к росту инфляции. Осенью 1992 г. цены росли со скоростью 5% в неделю, происходит обвальное падение курса рубля и т.д.

Другим важным направлением реформ этого периода стала приватизация государственной собственности. В течение 1992-1993 г. были приняты и реализованы несколько программ по приватизации и акционированию. Первая программа была опубликована 29 декабря 1991 г. «Основные положения программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации в 1992 г.», которая позже несколько раз уточнялась и дополнялась. Кроме того, в 1992 г. началась программа «ваучерной приватизации», которая на практике вылилась в очередной «шок без терапии». Созданные в 1993 г. чековые инвестиционные фонды, собрав ваучеры, к 1995 г. благополучно исчезли. Подавляющая часть населения не получила ничего. Однако, как известно, ничто не исчезает бесследно и ни возникает из ничего. Достаточно упомянуть о таких финансовых пирамидах как «МММ», «Хопер-инвест», «Автомобильный всероссийский альянс» и др., а всего таких фондов было 650, куда миллионы граждан фактически безвозмездно отдали свои ваучеры. Многие же основатели таких фондов, став «олигархами», и сегодня стоят во главе многих производств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.