|Мавритания |Железная руда |49,1 |
|Нигер |Руды урана и тория|83,2 |
|Руанда |Кофе |71,5 |
|Сьерра-Леоне |Полудрагоценные |70,4 |
| |камни и сырьевые | |
| |материалы | |
|Сомали |Живые животные |89,7 |
Развивающиеся страны также сильнее зависят от одного торгового
партнера, чем промышленно развитые. Покажем это на рисунке 2.3.
Рис.№ 2.3.
Зависимость от основного партнера по экспорту.
[pic]
Торговый партнер, от которого обычно зависит развивающаяся страна, почти
всегда относится к категории промышленно развитых стран. Некоторые примеры
приведены в следующей таблице (см. таблицу 2.3.)
Таблица № 2.3
Зависимость экспортной прибыли развивающихся стран
от торгового партнера
|Развивающаяся страна |Экспортный рынок |Доля экспорта |
| | |развиваю-щейся |
| | |страны, % |
|Бруней |Япония |61,2 |
|Центральноафриканская|Франция |44,1 |
|Республика | | |
|Маврикий |Великобритания |43,5 |
|Мексика |США |64,7 |
|Сомали |Саудовская Аравия |86,5 |
2)Социально- экономическое развитие России.
В период макроэкономической стабилизации в России многие
исследователи (особенно зарубежные) высказывали мнение о том, что по ее
завершении страна перейдет к экономическому росту. Подобные ожидания
базировались на опыте других стран с переходной экономикой. Практически
речь шла о том, что либерализованная экономика при условии жестких
бюджетных ограничений и подавлении инфляции немедленно поворачивает к
росту. Возникло представление о повороте к росту как о естественной награде
за глубокие рыночные реформы. Оно отчасти повлияло и на официальные
прогнозы, что видно из следующей таблицы
Таблица №2.4.
Динамика макроэкономических показателей и
прогнозы[14]
(темпы прироста в %)
|1992г |104,9 |2,8 |0,7 |
|1993г |103,7 |9,0 |0,3 |
|1994г |108,6 |11,3 |0,5 |
|1995г |103,0 |17,4 |0,9 |
|1996г |100,8 |24,2 |0,9 |
|1997г |97,8 |33,0 |0,7 |
|1998г[15] |95,0 |55,0 |1,2 |
Ситуация, при которой государственные заимствования требовали
значительно больше ресурсов, чем составляла величина внутренних ликвидных
сбережений, предопределила решение о допуске нерезидентов на рынок
внутреннего государственного долга. По данным Минфина РФ , в апреле 1998г.
доля нерезидентов составляла около 28% рынка. Доступ нерезидентов на рынок
внутреннего государственного долга позволил решить задачу снижения
процентных ставок в российской экономике, тем самым уменьшая нагрузку на
бюджет в части расходов на обслуживание государственного долга.
Одновременно широкое участие иностранных инвесторов в финансировании
дефицита государственного бюджета резко усилило зависимость экономики
России от конъюнктуры мировых финансовых рынков.
Но существенное ослабление контроля за иностранными капиталом и
соответствующее снижение стоимости обслуживания государственного долга
создали у правительства иллюзию отсутствия проблем с обеспечением
финансирования дефицита государственного бюджета, по крайней мере в
среднесрочной перспективе. С этой точки зрения допуск нерезидентов на рынок
внутреннего долга увеличил риск выбора мягкой бюджетной политики, не
предполагавшей резкого снижения бюджетного дефицита и соответственно
потребностей в государственных заимствованиях.
После кризисного обвала российская экономика постепенно приходит в
себя. Однако перспективы оживления инвестиционных рынков, похоже,
отодвинуты весьма и весьма надолго. Здесь ситуация гораздо хуже и не
внушает особого оптимизма.
Во-первых, неконтролируемая девальвация и спровоцированная ей инфляция
разом обесценили ранее сформировавшийся потенциал сбережений и накоплений
отечественной экономики. А ведь именно из этих ресурсов формируется спрос
на рынке капитала, в том числе на инвестиции в реальные активы.
Вторая причина - это замораживание внутреннего долга, что по сути дела
вывело значительную часть ресурсов сбережений из хозяйственного оборона,
усилив процессы долларизации экономики и бегства капитала из страны.
В-третьих, значительная часть финансовых ресурсов оказалась жестко
связана низкой платежеспособностью, по сути дела параличом банковской
системы и потребностями обслуживания внутреннего и внешнего долга и
практически не может использоваться в виде источника финансирования
инвестиций реального сектора.
Во многом ситуация оказалась адекватной началу либерализации экономики
в 1992 году. В итоге падение инвестиционного спроса после августовских
событий значительно ускорилось. В целом по итогам года сокращение
инвестиций, согласно прогнозу, составит порядка 8-10 процентов.
В сложившихся условиях падение спроса на инвестиции в текущем году
могло бы быть значительно больше. Ведь по имеющимся оценкам, в результате
инфляции и трехкратной девальвации рубля совокупный платежеспособный спрос
в экономике с учетом структуры денежной массы сократился, как минимум,
втрое.
В ситуации общего сжатия спроса в экономике прежде всего страдают
инвестиции, поскольку происходит закономерное перераспределение ресурсов от
инвестирования к потреблению.
Однако тот факт, что капитальное строительство в последние годы
реально работает не на живых деньгах, а преимущественно на квазиплатежных
инструментах - бартере, зачетах и т.д., - сделал отечественные рынки
инвестиций не столь чувствительными к катаклизмам на финансовых рынках в
сравнении с аналогичной ситуацией в развитом рыночном хозяйстве.
Хуже другое - то, что углубление кризисных процессов на инвестиционном
рынке в виде отклика на летний обвал наиболее сильно может проявиться в
1999 году. Темпы углубления кризиса в этот период в решающей мере будут
определяться тремя критическими параметрами: темпами вероятной девальвацией
рубля, уровнем инфляции на внутреннем рынке и уровнем реальной процентной
ставки.
Как показывают расчеты, пороговым значением среднемесячной инфляции,
за которым обычно начинается регрессия объемов сбережений граждан и, как
результат, падение инвестиционного спроса, является рост цен на уровне 8-10
процентов в месяц, что составляет около 250-310 процентов в год. Кстати,
именно такая ситуация имела место быть в 1992-94 годах в период высоких
темпов инфляции.
Сегодня, даже если абстрагироваться от роста цен в сентябре (почти 40
процентов), угроза инфляционного разогрева экономики сохраняется. Уровень
инфляции (например, в ноябре почти 6 процентов) оказывается весьма близок к
критическому рубежу, инициирующему усиление спада инвестиций.
Инфляция составляет важную часть экономики в связи с ее воздействием
на процентные ставки, обменные курсы, стоимость жизни и общее доверие к
политической и экономической системам страны.
В условиях высокой инфляции фирмам трудно планировать будущую
деятельность и вести прибыльные операции. Компании должны менять цены почти
ежедневно, чтобы сохранить достаточный поток наличности для возмещения
товарно-материальных запасов и поддержки деятельности фирмы. Точный прогноз
инфляции труден, поэтому фирмы выпускают продукцию с заниженной или
завышенной ценой, что приводит к нехватке денежных средств или к такой
цене, которая оказывается слишком высокой, чтобы можно было сохранить свою
долю рынка.
Инфляция приводит к политической дестабилизации. Если правительство
пытается контролировать ее путем регулирования заработной платы, реальные
доходы населения снижаются и наступает безысходность. Если правительство
решает ничего не предпринимать, страна рискует ухудшить экономику до такой
степени, что реальные доходы все равно уменьшатся. Введение финансовых
ограничений ставит правительство в уязвимую позицию и, самое главное,
трудно осуществимо.
Изменение цен по секторам экономики России в 1998г. приведены ниже:
Таблица 3.2.
Изменение цен по секторам экономики России.
на конец года в процентах
| |К предыдущему месяцу|Октябрь 1998г. |Справочно |
| | |к | |
| |авгус|сентяб|октябр|октябрю|декабр|октябрь |
| |т |рь |ь | |ю |97г. к |
| | | | |1997г |1997г.|декабрю |
| | | | | | |96г. |
|Индекс |103,7|138,4 |104,5 |158,8 |156,4 |109,3 |
|потребительских | | | | | | |
|цен | | | | | | |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18