Рефераты. Портфельные инвестиции в экономику России






придать рынку ценных бумаг дополнительную стабильность и снизить его

привлекательность для спекулятивного иностранного капитала.

Эти меры, безусловно, не могут сами по себе в условиях экономического и

политического кризиса привести к резкому увеличению объема иностранных

портфельных инвестиций, однако без их реализации эта область инвестиций

окажется практически потерянной для развития российской экономики.

ОСОБЕННОСТИ Рынка государственных и муниципальных ценных бумаг

Финансирование доходных статей государственных и местных бюджетов за счет

привлечения средств зарубежных портфельных инвесторов в выпускаемые

соответствующими органами власти долговые ценные бумаги является очень

широко применяемым в зарубежных странах способом решения бюджетных проблем.

Существенным его преимуществом является то, что такое финансирование

бюджета является неинфляционным - это особенно важно для тех государств,

которые, подобно России, наряду с финансированием бюджета нуждаются в

проведении жесткой денежной политики. К сожалению, в России этот способ

приобрел специфическую российскую окраску и из средства лечения болезни

превратился в дополнительный фактор заболевания (особенно для муниципальных

бумаг). Существует две традиционных методики привлечения таких инвестиций в

государственные ценные бумаги:

- привлечение (допуск) иностранных портфельных инвесторов на рынок

государственных (муниципальных) облигаций внутренних займов, как

правило, номинированных в национальной валюте;

- размещение государственых (муниципальных) облигаций, специально

предназначенных для зарубежных инвесторов, на зарубежных финансовых

рынках. Такие облигации, являющиеся частью внешнего государственного

долга, обычно номинируются в одной из ведущих мировых валют. Появившийся

в 1993 году рынок краткосрочных рублевых облигаций внутреннего займа

(ГКО/ОФЗ), имевший своей целью финансирование дефицита федерального

бюджета за счет средств российских инвесторов, также на первых порах был

закрыт для вложений зарубежных средств. Но зарубежные портфельные

инвесторы (в первую очередь - некрупные) стали вкладывать деньги на этом

рынке в обход существующих запретов, заключая договора с российскими

банками, основывая в России специальные дочерние фирмы и т.п.

К началу 1996 года стала очевидной нехватка средств российских инвесторов

для финансирования расходов бюджета, привел к тому, что в феврале 1996 года

иностранные портфельные инвесторы были допущены на российский рынок

краткосрочных облигаций внутренних займов. Однако предложенная российскими

властями схема инвестиций, призванная защитить стабильность рынка ГКО/ОФЗ

от непредсказуемого притока/оттока иностранного спекулятивного капитала,

существенно снизила доходность и ликвидность таких вложений. Несмотря на

это, либерализация рынка ГКО/ОФЗ привела к довольно значительному

проникновению на этот рынок зарубежных портфельных инвесторов. В настоящее

время основной задачей правительства становится не дополнительное

привлечение иностранных инвесторов, а попытка вытеснить их в реальный

сектор (до сих пор во многом безуспешная).

ОСОБЕННОСТИ ПОРТФЕЛЬНОГО ИНВЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ

С начала 90-х годов существует масса проблем, ухудшающих инвестиционный

климат в России. К числу наиболее острых из них относятся: слабая защита

акционеров, недостаточное развитие инфраструктуры фондового рынка по

сравнению с западными аналогами, высокая налоговая нагрузка на эмитентов,

инвесторов и т.п.

Определенные надежды на разрешение данной проблемы появились в связи с

выходом в свет в апреле 1996 года Федерального Закона Российской Федерации

«О рынке ценных бумаг», который заменил свыше 110 охватывающих сферу его

действия нормативных документов. Не лишенный некоторых противоречий, он

представляет собой значительный вклад в развитие регулирования фондового

рынка. Данным законодательным актом регулируются финансовые отношения,

возникающие при выпуске и обращении всех видов эмиссионных ценных бумаг и

связанные с деятельностью профессиональных участников с единым

государственным регулированием и информационным обеспечением фондового

рынка. Функции главного координатора рынка ценных бумаг возложены на

Федеральную Комиссию по Ценным Бумагам (ФКЦБ) при Правительстве Российской

Федерации, которой придан статус федерального ведомства. Основные операторы

были объединены в Профессиональную ассоциацию участников фондового рынка

России (НАУФОР). Создана также профессиональная Ассоциация регистраторов,

трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), которая призвана способствовать

развитию инфраструктуры рынка. Указом Президента Российской Федерации от

01.07.1996 года №1008 была утверждена «Концепция развития рынка ценных

бумаг в Российской Федерации», определяющая стратегию и основные положения

государственной политики, а также развитие нормативной базы рынка.

Важнейшими целями, достижение которых формулировалось в Концепции, являлись

формирование в России самостоятельного национального фондового центра,

привлечение в экономику через рынок ценных бумаг иностранных инвесторов и

др.

Для привлечения иностранных инвестиций Словения пошла на либерализацию

законодательства, регулирующего деятельность иностранных инвесторов,

создала стимулирующее налогообложение с 25% ставкой налога на прибыль

(почти самой низкой среди европейских стран). Благодаря этому, а также

развитой промышленности, высокой покупательской способности населения,

ориентации экономики на экспорт, солидному уровню менеджмента, низким

транспортным расходам, Словения успешно конкурирует с другими странами за

иностранные инвестиции. К 1997 году прямые иностранные инвестиции достигли

2 млрд долларов.

Польша также внесла коррективы в свое законодательство. С мая 1996 года у

иностранных инвесторов появилось право вкладывать средства почти во все

отрасли, включая оборонную промышленность, морские и авиационные перевозки.

Иностранные инвесторы (все они должны получить лицензию казначейства

Польши) могут беспрепятственно переводить прибыль за пределы страны,

заплатив 20-процентный налог на дивиденды, а также вправе выпускать

облигации на польской территории. Однако покупка покупка недвижимости или

компаний, владеющих недвижимостью, им запрещена. Польша была первой страной

Восточной Европы, объемы производства которой начали расти, - в немалой

степени благодаря иностранным инвестициям. Несмотря на существующие

экономические и политические риски, за 1990-1996 годы иностранные инвесторы

вложили в польскую экономику свыше 14 млрд долларов. Иностранный капитал

присутствует в более чем в 24 тысячах компаний.[4]

Проследим за динамикой инвестирования иностранного капитала в российскую

экономику вообще и портфельных инвестиций в частности.

Таблица 6.6. Динамика инвестиций в экономику России по годам, млн.

долларов[5]

|Вид инвестиций |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |

| |год |год |год |год |год |год |год |

|Прямые |2020 |2440 |5333 |3361 |4290 |3154 |2920 |

|Портфельные |39 |128 |681 |191 |31 |59 |292 |

|Прочие |924 |4402 |6281 |8221 |5269 |4675 |6509 |

|Всего |2983 |6970 |12281 |11773 |9560 |7888 |9721 |

Как мы видим из этой таблицы, своего пика инвестирование достигло в 1997

году, причем портфельные инвестиции также достигли в этом году своего

максимума, как в абсолютном показателе, так и в относительном (5,5%).

Более наглядно это можно увидеть на графике

В связи с финансовым кризисом 1998 года рост инвестиций прекратился.

По состоянию на конец 1998 года по сравнению с 1997 годом объем портфельных

инвестиций уменьшился в 3,6 раза, а в 1999 году по сравнению с 1997 годом –

в 30 раз.

Однако уже с 2000 года наметился рост портфельного инвестирования. Это

можно связать с уходом своего поста прежнего главы государства в декабре

1999 года. Новый Президент России проводит политику по улучшению как

экономической ситуации в целом (снижение налогов, принятие бездефицитных

государственных бюджетов, перераспределение налоговых поступлений), так и

инвестиционного климата в частности (стабилизация политической обстановки,

создание в стране единого правового и экономического пространства,

разработка мер по привлечению инвестиций и защите законных прав и интересов

инвесторов). Все это не замедлило отразиться на динамике инвестирования,

доведя при этом объем портфельных инвестиций в 2001 году до 292 млн

долларов или 43% от уровня 1997 года (942% от уровня 1999 года). Можно

предположить, что в дальнейшем обьем инвестирования будет увеличиваться.

После краха рынка ГКО в 1998 году и предложенных российским правительством

условий реструктуризации внутреннего долга, в результате чего иностранные

инвесторы потеряли значительную часть своих денег, ожидать от них

значительных инвестиций в государственные ценные бумаги не стоит.

В настоящее время для инвесторов, вкладывающих средства в корпоративные

ценные бумаги, существуют три возможные стратегии на фондовом рынке.

Первая стратегия основана на предположении, что стоимость финансовых

активов недоступна и разница в рыночной капитализации будет постоянно

сокращаться вместе с экономической стабилизацией. Инвесторы, действующие

исходя из данной стратегии, предпочитают покупать перспективные акции и

держать их в портфеле, дожидаясь роста курсовой стоимости, связанной с

глобальной стабилизацией хозяйственной системы России и фондового рынка в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.