Рефераты. Иностранные инвестиции в России






Например, значимая доля поставок оборудования в Россию финансируется

эксимбанками стран-экспортеров (для стран ЕЭС эту функцию выполняет также

ЕБРР); при этом деньги перечисляются непосредственно производителям

продукции (т.е. российские потребители фактически получают товарный

кредит). Один из ярких примеров - финансирование Эксимбанком США

производства самолетов Ил-96 с американскими двигателями фирмы

Pritte&Whitney. Переход российского авиастроения на использование

американских двигателей устраняет последнего конкурента Pritte&Whitney - АО

“Пермские моторы” - на мировом рынке двигателей для магистральных

гражданских самолетов и делает эту фирму полным монополистом[59].

Эксимбанк США выдает кредиты (или кредитные гарантии) национальным

экспортерам под экспортные контракты на сумму не менее $10 млн. Кредит

покрывает до 90% суммы контракта. Условия получения кредита чрезвычайно

мягкие[60].

Иностранные государства также осуществляют политическое давление с

целью дать выход продукции своих производителей на российские рынки.

Особенно часто это касается таможенных пошлин. Могут приниматься также

специальные стандарты, ставящие “своих” производителей в более

благоприятные условия. Например, когда российские авиакомпании начали

использовать самолеты российского производства в рейсах Россия - США, то

американские экологические стандарты на самолеты были изменены таким

образом, чтобы российские самолеты им не соответствовали. В результате, в

этих рейсах российские компании используют самолеты американского или

европейского производства.

Во многих странах созданы специальные государственные органы, в функции

которых входит содействие в сбыте национальных товаров за рубежом.

Например, в США имеется Американская торговая палата, в Совет директоров

которой входят представители крупнейших компаний, в т.ч. присутствующие на

российском рынке - Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой организации

включает положение о том, что в ее обязанности входит “обеспечение связи с

российским правительством”.[61]

2 Частные иностранные инвестиции.

1 Условия для частных иностранных инвестиций в России.

В настоящее время можно утверждать, что в России сложились

неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим

инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и

сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, продолжающимся

экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой,

транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая

незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют

инвестициям вообще, а иностранным в особенности.

Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов -

неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие

для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих

развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов

отпугивает непоследовательность экономической политики государства,

постоянное изменение “правил игры”.

При принятии законов и других решений, касающихся иностранных

инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия

для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные

сектора российской промышленности. Примером тому является борьба вокруг

закона “О разделе продукции”, окончившаяся принятием этого акта в редакции,

которая, по мнению Президента Форума нефтепроизводителей Д.Уэстбрука, не

позволяет осуществлять значительные инвестиции[62]. Политика приватизации

также подвергалась критике с позиций недопущения иностранцев к российской

собственности, что оказалось совершенно неоправданным, поскольку российские

предприятия оказались в большинстве случаев не нужны иностранному капиталу.

Российское законодательство, регулирующее иностранные инвестиции

неполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранные

капиталовложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала

на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другой

стороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильно

зарегламентированы.

Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений -

одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта

зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов

(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника

принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого

действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на

недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать

и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости

большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не

образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих

стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и

времени.

Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-Cola

понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно сооружение

завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальных отношений в

сфере купли\продажи земли и пользования коммуникациями привело к тому, что

компании пришлось “выбивать” участок для завода у горсовета (уверенного,

что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия и обустраивать

окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным сетям[63].

Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирме Mars

потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики[64].

Нефтяным СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз

нефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, а

сами льготы действуют в течение ограниченного срока - после чего процесс

начинается с начала[65]. Однако даже получение таких льгот не означает, что

подобное соглашение будет выполнено. Например, американская Occidental

Company приостановила инвестиции в СП “Парманефть” (республика Коми) после

того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное

оборудование начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционного

конкурса на право недропользования[66].

Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любого

сравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном или

региональном уровне.

Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям.

Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят

инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение

которых требует значительных усилий и расходов. Например, для проектов с

участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены значительные

налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и НДС,

уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы

действуют только при вложении иностранной стороной не менее $100 тыс., а

главное, для их получения необходимо положительное решение специальной

республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на

благо республики[67].

Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается

в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями,

которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не

располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях)

менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых

структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию

производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее

купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или

построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному

инвестору предоставляются разнообразные льготы. Например, Президент

российского представительства концерна ABB М.Асгари считает, что в России

ABB вкладывает на каждый доллар “материальных” инвестиций три доллара

“неосязаемых”: помощь специалистов и т.п.[68] Глава представительства

японской компании АТС в Москве А.Лежепеков заявил, что более половины

доходов от реализуемых проектов уходит на поиск информации и обучение[69].

Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные

инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных

проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно

сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение

законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от

субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное

выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет

сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма

часто не рискует наращивать инвестиции в России.

Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей

предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся,

что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на

их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь

инвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морское

пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.