Например, значимая доля поставок оборудования в Россию финансируется
эксимбанками стран-экспортеров (для стран ЕЭС эту функцию выполняет также
ЕБРР); при этом деньги перечисляются непосредственно производителям
продукции (т.е. российские потребители фактически получают товарный
кредит). Один из ярких примеров - финансирование Эксимбанком США
производства самолетов Ил-96 с американскими двигателями фирмы
Pritte&Whitney. Переход российского авиастроения на использование
американских двигателей устраняет последнего конкурента Pritte&Whitney - АО
“Пермские моторы” - на мировом рынке двигателей для магистральных
гражданских самолетов и делает эту фирму полным монополистом[59].
Эксимбанк США выдает кредиты (или кредитные гарантии) национальным
экспортерам под экспортные контракты на сумму не менее $10 млн. Кредит
покрывает до 90% суммы контракта. Условия получения кредита чрезвычайно
мягкие[60].
Иностранные государства также осуществляют политическое давление с
целью дать выход продукции своих производителей на российские рынки.
Особенно часто это касается таможенных пошлин. Могут приниматься также
специальные стандарты, ставящие “своих” производителей в более
благоприятные условия. Например, когда российские авиакомпании начали
использовать самолеты российского производства в рейсах Россия - США, то
американские экологические стандарты на самолеты были изменены таким
образом, чтобы российские самолеты им не соответствовали. В результате, в
этих рейсах российские компании используют самолеты американского или
европейского производства.
Во многих странах созданы специальные государственные органы, в функции
которых входит содействие в сбыте национальных товаров за рубежом.
Например, в США имеется Американская торговая палата, в Совет директоров
которой входят представители крупнейших компаний, в т.ч. присутствующие на
российском рынке - Coca-Cola, General Electric и др. Устав этой организации
включает положение о том, что в ее обязанности входит “обеспечение связи с
российским правительством”.[61]
2 Частные иностранные инвестиции.
1 Условия для частных иностранных инвестиций в России.
В настоящее время можно утверждать, что в России сложились
неблагоприятные условия для иностранных инвестиций. Это обусловлено плохим
инвестиционным климатом в целом, нестабильной политической ситуацией и
сохраняющейся опасностью очередного передела собственности, продолжающимся
экономическим спадом, плохо развитой инфраструктурой (финансовой,
транспортной, сервисной, в области связи). Высокие налоги, правовая
незащищенность и нерешенность многих вопросов собственности не способствуют
инвестициям вообще, а иностранным в особенности.
Одна из главных причин низкой активности иностранных инвесторов -
неспособствующая иностранным инвестициям политика государства, отсутствие
для них режима наибольшего благоприятствования, который создан во многих
развивающихся странах и дает высокий эффект. Иностранных инвесторов
отпугивает непоследовательность экономической политики государства,
постоянное изменение “правил игры”.
При принятии законов и других решений, касающихся иностранных
инвестиций, превалирует не столько желание создать благоприятные условия
для них, сколько боязнь, что иностранные компании внедряться в важные
сектора российской промышленности. Примером тому является борьба вокруг
закона “О разделе продукции”, окончившаяся принятием этого акта в редакции,
которая, по мнению Президента Форума нефтепроизводителей Д.Уэстбрука, не
позволяет осуществлять значительные инвестиции[62]. Политика приватизации
также подвергалась критике с позиций недопущения иностранцев к российской
собственности, что оказалось совершенно неоправданным, поскольку российские
предприятия оказались в большинстве случаев не нужны иностранному капиталу.
Российское законодательство, регулирующее иностранные инвестиции
неполно - оно направлено, главным образом, на прямые иностранные
капиталовложения и слабо затрагивает вопросы допуска иностранного капитала
на биржу, размещения акций и иных ценных бумаг за рубежом. С другой
стороны, некоторые аспекты деятельности иностранного капитала сильно
зарегламентированы.
Чрезвычайная зарегулированность государством экономических отношений -
одно из важных препятствий на пути иностранных инвестиций. Эта
зарегулированность заключается не столько в количестве регулирующих актов
(в некоторых западных странах их не меньше), а в возможностях чиновника
принимать субъективные решения (поскольку многие законы и акты - не прямого
действия) и нерешенности вопросов собственности (прежде всего на
недвижимость). Это приводит во-первых к неопределенности - что можно делать
и на что можно рассчитывать, а что нельзя; во-вторых - необходимости
большого количества согласований и разрешений. Кроме того, еще не
образовался “конвейер” по решению в государственных органах многих
стандартных вопросов, в результате чего это требует дополнительных усилий и
времени.
Например, на строительство завода в Санкт-Петербурге компании Coca-Cola
понадобилось 48 месяцев, из которых 18 заняло непосредственно сооружение
завода, а 30 - всевозможные согласования. Отсутствие нормальных отношений в
сфере купли\продажи земли и пользования коммуникациями привело к тому, что
компании пришлось “выбивать” участок для завода у горсовета (уверенного,
что Coca-Cola должна платить за сам факт своего присутствия и обустраивать
окружающую территорию) и возможность подключиться к инженерным сетям[63].
Чтобы начать строительство завода в подмосковном Ступине фирме Mars
потребовалось 10 месяцев только на переговоры с Минэкономики[64].
Нефтяным СП постоянно приходится добиваться таможенных льгот на вывоз
нефти. Возможность получения таких льгот решается в субъективном порядке, а
сами льготы действуют в течение ограниченного срока - после чего процесс
начинается с начала[65]. Однако даже получение таких льгот не означает, что
подобное соглашение будет выполнено. Например, американская Occidental
Company приостановила инвестиции в СП “Парманефть” (республика Коми) после
того, как таможня потребовала выплатить задним числом НДС за ввезенное
оборудование начиная с 1993 г., что противоречит условиям инвестиционного
конкурса на право недропользования[66].
Сложилась ситуация, когда одно из основных условий реализации любого
сравнительно крупного проекта - поддержка на правительственном или
региональном уровне.
Некоторые регионы предоставляют налоговые льготы иностранным компаниям.
Однако эти льготы обычно обставлены такими условиями, которые ставят
инвестора в зависимость от субъективных действий чиновников и выполнение
которых требует значительных усилий и расходов. Например, для проектов с
участием иностранных компаний в Татарстане предусмотрены значительные
налоговые льготы (полное освобождение от налога на прибыль и НДС,
уплачиваемых в республиканский бюджет). Однако эти налоговые льготы
действуют только при вложении иностранной стороной не менее $100 тыс., а
главное, для их получения необходимо положительное решение специальной
республиканской комиссии, которая должна определить: работает ли проект на
благо республики[67].
Сложность масштабных инвестиций в модернизацию производства заключается
в том, что иностранной компании приходится работать с предприятиями,
которые зачастую не имеют нормального финансового обслуживания, не
располагают квалифицированными (для работы в рыночных условиях)
менеджерами, не проводят маркетинга и не имеют современных сбытовых
структур. Все это иностранная фирма (помимо инвестиций в модернизацию
производства) должна создавать самостоятельно. Поэтому часто выгоднее
купить предприятие аналогичного профиля в одной из западных стран или
построить новое предприятие в развивающейся стране, где иностранному
инвестору предоставляются разнообразные льготы. Например, Президент
российского представительства концерна ABB М.Асгари считает, что в России
ABB вкладывает на каждый доллар “материальных” инвестиций три доллара
“неосязаемых”: помощь специалистов и т.п.[68] Глава представительства
японской компании АТС в Москве А.Лежепеков заявил, что более половины
доходов от реализуемых проектов уходит на поиск информации и обучение[69].
Компании, внедряющиеся на зарубежный рынок, осуществляют крупные
инвестиции обычно лишь после успешной реализации небольших пробных
проектов. В России, выполняя такие проекты, иностранные компании постоянно
сталкиваются с непредсказуемыми изменениями ситуации (изменение
законодательства и регулирующих актов, нарушение договоров, зависимость от
субъективных решений местной администрации). Поэтому даже успешное
выполнение конкретного проекта не создает впечатления того, что успех будет
сопутствовать компании и в других проектах. В результате иностранная фирма
часто не рискует наращивать инвестиции в России.
Иностранным инвестициям препятствует позиция многих руководителей
предприятий, которые не хотят терять контроль над предприятием и боятся,
что иностранные владельцы пригласят более квалифицированных менеджеров на
их место. В результате многие предприятия, которые могли бы привлечь
инвестиции и эффективно работать, деградируют. Так Балтийское морское
пароходство, обладающее современными морскими паромами, теряет их в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13