Рефераты. Иностранные инвестиции в России






России. Лишь немногие иностранные компании решились не только осуществить

отдельные проекты в России и странах СНГ, но и создать масштабную сеть

своих производственных структур (для этого требуются как инвестиции в

производство, так и создание всей необходимой инфраструктуры, характерной

для ФПГ).

Так, швейцарско-шведская машиностроительная группа ABB произвела

инвестиции в десятки предприятий бывших коммунистических стран и теперь

существенная часть ее ФПГ находится в Восточной Европе (включая Россию). В

1994 г. эти предприятия произвели продукцию на $1.66 млрд.[41] Характерно,

что ABB намеревался приобрести некоторые российские банки[42] и учредил

шведско-российский инвестиционный фонд[43].

В настоящее время ABB владеет акциями 20 российских предприятий,

специализирующихся в самых различных областях: контрольно-измерительная

аппаратура, производство газовых турбин, электрогенераторов, кабелей,

оборудование для нефтехимической промышленности[44]. Консорциум ABB-Chevron

принимает участие в реконструкции ведущих нефтеперерабатывающих заводов

России: “Киришинефтеоргсинтез”, “Пермьнефтеоргсинтез”,

“Куйбышевнефтеоргсинтез”, “Нижнекамскнефтехим”, “Ангарская нефтехимическая

компания”, Московский НПЗ.

Высокую активность на российском рынке проявляет концерн Siemens,

который создал здесь 11 совместных предприятий и одно предприятие со 100%-м

иностранным капиталом, получил крупные заказы на строительство

магистральных и местных коммуникационных линий, на выполнение ряда проектов

некоторых металлургических заводов, на реконструкцию ТЭЦ и автоматизацию

сборочных линий ГАЗа[45]. Концерн приобрел крупные пакеты акций ряда

российских предприятий, в частности Калужского турбинного завода[46], АО

“Электросила”[47].

При этом продвижение на российский рынок не происходит бессистемно.

Siemens создает структуры для координации своих действий и анализа

российских условий. В частности, в концерне создан спецотдел, занимающийся

проблемами организации финансовых потоков в России, выработкой мер против

нехватки оборотных средств, в т.ч. организацией бартерных поставок[48].

Опыт многих компаний показывает, что эффективная защита занимаемой доли

рынка достигается благодаря характерной для ФПГ связке финансовые структуры

- промышленность - торговые структуры, а не методами административного

характера. Например, одно из характерных обвинений американских

производителей против Японии - это недопущение американских товаров в

японскую торговую сеть (часто при отсутствии законодательных ограничений и

таможенных барьеров). Поэтому в рамках стратегии по внедрению на российский

рынок иностранные ФПГ создают собственные финансовые и торговые структуры в

России. Например, турецкий банк Yapi, основные клиенты которого -

строительные фирмы, создал дочерний банк Yapi-Токо-Bank (51% акций

принадлежит Yapi) специально для обслуживания турецких строительных фирм,

работающих в России[49].

Примером создания развитых структур при внедрении на российский рынок

может служить российско-швейцарский холдинг “Э.К.С.Интернешнл” (Пермь).

Холдинг контролируется швейцарской инвестиционно-торговой компанией

Norrexim (Цюрих). В него входят: “ЭКС опт” (оптовая торговля), ООО “ЭКС

лимитед” (розничная торговля и управление инвестициями), ООО “Доктор ЭКС”

(поставка медикаментов) с филиалами в Москве, Екатеринбурге, Ижевске и

Пермской области, российско-швейцарское предприятие “ЭКС Хандельс АГ”.

Кредитование импортных поставок осуществляет компания Norpexal. Холдинг

владеет 35% АКБ “Развитие” (Пермь) и 19% АКБ “Заря Урала”.[50]

Если иностранная компания заинтересована в сбыте своей продукции на

российском рынке (особенно массового спроса), то ее продвижение в Россию

часто сопровождается мощной рекламной кампанией и созданием

дистрибьюторской сети. Иностранная компания может создать, купить (или

поставить под контроль иным способом) российскую торговую фирму и выдать ей

льготный товарный кредит с целью внедрить свой товар на рынок. После этого

проводится планомерное расширение присутствия на рынке, включающее (кроме

рекламы и привлечения дилеров) создание сервисных центров, конечных

производств (из иностранных комплектующих или полуфабрикатов), привлечение

к сотрудничеству финансовых структур. Финансовые структуры используются не

только для денежных расчетов, но и для покупки российских предприятий

схожего профиля.

Эффективной можно признать деятельность в России финской фирмы Nokia,

которая заняла одно из ведущих мест на российском рынке радиотелефонов,

пользуется услугами обширной дилерской сети, реализует ряд проектов по

созданию телефонных станций, телекоммуникационных линий и систем сотовой

связи[51], поставляет приборы для российских научно-исследовательских

учреждений.

Одна из причин успехов компании Coca-Cola на российском рынке -

развитая сеть дистрибьюторов[52]. Характерно, что многие российские

производители проиграли конкурентную борьбу на рынке прохладительных

напитков именно из-за отсутствия сбытовой сети.

Компания Rank Xerox создала на территории России 17 франчайзинговых

центров (полиграфические центры, действующие самостоятельно, но от имени

Rank Xerox). Характерно, что за использование торговой марки Xerox

российская сторона обязуются закупать расходные и комплектующие (включая

бумагу) только у Rank Xerox.

Компания Baskin Robbins разработала детальный план экспансии на

российском рынке. Этот план включает проведение масштабной рекламной

кампании, создание широкой сети дистрибьюторов (торгующих исключительно

продукцией Baskin Robbins), обучение торговых и производственных менеджеров

в Дании и Англии, строительство фабрики по производству молочных продуктов,

заключение долгосрочных договоров с местными поставщиками сырья[53].

Специфика российского рынка требует создания специальных структур,

которые хорошо ориентируются на рынке и занимаются выработкой стратегии,

координацией действий, установлением контактов и связей, заключением

контрактов на поставку продукции. Так, для продвижения на российский рынок

автомобилей “Мерседес” создано АОЗТ “Мерседес-Бенц Автомобили”.

Необходимость создания такой компании диктуется тем, что, по мнению одного

из дистрибьюторов, “благодаря политике государства процесс торговли

автомобилями стал скорее творческим, чем технологическим”.[54]

Иностранные компании, внедряющиеся на российский рынок, стараются

применять современные финансовые инструменты, уменьшающие издержки

потребителей их продукции. Это ставит иностранные компании в более выгодное

положение по сравнению со многими российскими производителями. Например,

компания General Electric предполагает передать Челябинскому

электрометаллургическому комбинату в лизинг работающую на газе

электростанцию стоимостью $125 млн.[55] Учитывая, что основная стоимость

электростанции приходится на турбины, можно утверждать, что General

Electric имеет преимущество перед российскими производителями турбин,

которые не работают через лизинг, а также не могут наладить поставки

электростанций “под ключ”.

Некоторые крупные фирмы, реализуя масштабную стратегию продвижения на

рынок СНГ, не только захватили часть рынка, но и активно внедряют свои

стандарты: например, концерн Siemens получил крупный контракт по

модернизации системы телевещания Узбекистана и к 2000 году переделает ее со

стандарта SECAM в немецкий стандарт PAL[56].

Один из методов захвата сектора рынка - приобретение ключевого звена в

технологической цепочке. После этого может быть спровоцирован кризис на

технологически зависимых предприятиях, которые, в результате, могут быть

куплены по низкой цене. Возможности такого воздействия на предприятия

продемонстрировала компания Japan Chrome, которая, поставив под контроль

казахстанских производителей хромовой руды, фактически разорила российские

заводы, выпускающие хром[57].

Многие иностранные компании стремятся захватить конечные звенья

технологических цепочек российских экспортноориентированных производств,

т.е. поставить под контроль торговые компании, которые получают российскую

продукцию и продают ее на мировом рынке. Это облегчается тем, что

российские поставщики часто в должной степени не ориентируются на рынке и

не в состоянии создать собственные сбытовые структуры за рубежом. Кроме

того, российским поставщикам выгодно иметь дело только с одним партнером (с

которым имеются доверительные отношения), т.к. в российских условиях бывает

необходимо переориентировать финансовые потоки за поставленную продукцию на

посредников.

Например, крупный лесной трейдер голландская компания Edward fon Ler

пыталась поставить под контроль английскую фирму “Русское лесное

агентство”, одним из главных акционеров которой является “Рослеспром”. С

этой целью Edward fon Ler купила другого крупного акционера “Русского

лесного агентства” - фирму Cherchill and Sim, что вызвало конфликт с

“Рослеспромом”.[58]

Ряд иностранных компаний, имеющих опыт работы в развивающихся странах,

при продвижении на рынок большое внимание уделяют лоббированию своих

интересов во властных структурах. Иногда компания находит чиновника,

который “курирует” ее деятельность и защищает ее интересы. Особенно это

касается нефтедобывающих СП.

Внедрение иностранных компаний на российский рынок часто сопровождается

давлением и финансовой поддержкой государственных институтов этих стран.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.