и финансовым потокам открываются значительные возможности для
переосмысления роли наднациональных органов в решении вопросов, связанных с
инвестициями, прежде всего региональных интеграционных группировок, к
которым относится и СНГ.
1.2.1. Защита иностранных инвестиций на законодательном уровне в России
России как воздух нужны иностранные инвестиции. Они несут с собой новые
технологии, ценнейший опыт организации управления производством, сбытом,
финансами, чего нам так не достает, а нередко открывают доступ на
зарубежные рынки. В мире за капиталы идет отчаянная конкурентная борьба.
Стремясь заманить инвесторов к себе, страны соревнуются по части
предоставляемых льгот и гарантий. В этой борьбе Россия пока безнадежно
проигрывает, занимая в инвестиционных рейтингах место в пятом-шестом
десятке.
Иностранцы с интересом смотрят на Россию, привлекаемые в первую очередь
ее природными богатствами, образованной и относительно дешевой рабочей
силой, большим внутренним рынком.
Однако их отпугивают высокие налоги и еще больше запутанная и
постоянно меняющаяся налоговая система, произвол и коррупция чиновников,
неясность прав собственности, особенно на землю, экономическая преступность
и многое другое, что резко повышает издержки и риск ведения дел в Росии.
На сегодняшний день в сфере иностранных инвестиций в Российской
Федерации действуют не только федеральные законы, но и Указы Президента РФ,
Постановления Правительства и ведомственные подзаконные акты.
В 1985 году в Сеуле по инициативе Всемирного банка была заключена
многосторонняя конвенция « Об учреждении Многостороннего агентства по
гарантиям инвестиций» (МИГА). МИГА призвана на международном уровне
предоставлять частным инвесторам гарантии их инвестиций, а также поощрять
иностранные инвестиции в развивающиеся страны путем предоставления
технических услуг по улучшению инвестиционного климата в странах,
принимающих иностранные капиталовложения.
Современное состояние инвестиционного климата в Российской Федерации
оценивается как неудовлетворительное, но за последние три года уже
наметилась тенденция повышения его уровня. Как считают специалисты журнала
«Euromoney», по уровню риска иностранных инвестиций Россия находится на 54-
м месте, и неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России
обусловлено следующими причинами:
нестабильность экономической и социальной ситуации в стране, высокий риск
забастовок, локальных вооруженных конфликтов и т.п.;
правовая нестабильность, сопровождающаяся принятием новых законодательных
актов, изменением действующих; громоздкое текущее государственное
регулирование, регламентирующееся множеством нормативных актов и
инструкций, постоянный процесс их изменения;
неотрегулированные отношения собственности, в частности на землю, что
тормозит залоговые гарантии и другие формы обеспечения безопасности
иностранных инвестиций ;
низкий уровень развития многих элементов рыночной инфраструктуры
(например, финансового рынка), слабая развитость и изношенность
производственной и транспортной инфраструктуры;
изменения таможенного режима;
слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов о возможных
объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;
сильная бюрократизация страны ( выражающаяся, например, в сложной
процедуре оформления предприятий с иностранными инвестициями), а также
коррупция, разбой и иная преступность ;
высокие и многочисленные налоги и платежи и практическое отсутствие
инвестиционных льгот.
В Сеульской конвенции участвуют свыше 100 стран, в том числе
большинство промышленно развитых. Россия и ряд других государств СНГ
оформили свое присоединение к Конвенции. Присоединение к конвенции создаст
возможность использования международного механизма обеспечения гарантий
инвестициям на территории СНГ.
Улучшение условий для иностранных инвестиций требует постоянных
настойчивых и многоплановых усилий со стороны как государства, так и
предпринимательских структур.
Принцип национального режима является в промышленно развитых странах
основным по отношению к иностранным инвесторам, что закреплено не только в
национальных законодательствах этих стран, но и в таких документах, как
«Руководящие принципы для международных инвестиций» (1972 г.)Международной
торговой палаты, «Кодекс либерализации движения капитала» (1961 г.) и
«Декларация о международных капиталовложениях и многонациональных
предприятиях» (1976 г.) принятых Организацией экономического сотрудничества
и развития (ОЭСР).
Некоторые исследователи отмечают, что в России еще нет условий для
полной и последовательной реализации национального режима. При этом
указывается три фактора, диктующих введение для иностранных инвестиций
изъятий из национального режима:
1) национальный режим в России может включать правила, которые могут
нарушать интересы иностранного инвестора;
2) не исключен серьезный разрыв между стандартами национального режима и
международными стандартами, принятыми в других государствах;
3) интересы привлечения иностранных инвесторов обусловливают особые
льготы и гарантии для них.
Помимо этих трех факторов необходимо указать на неопределенность границ
действия национального режима для иностранных инвесторов в России. Согласно
закону 1991 года «Об иностранных инвестициях в РСФСР» национальный режим
предоставляется только по отношению к имуществу, имущественным правам и
инвестиционной деятельности, оставляя расшифровку этих понятий за рамками
закона и допуская возможность неоднозначного их толкования.
В соответствии с законом «Об иностранных инвестициях в РСФСР»
предприятие с иностранным капиталом могут осуществлять любые виды
деятельности, отвечающие целям, предусмотренным в уставе предприятия, за
исключением запрещенных действующим на территории России законодательством.
В марте 1997 г. Государственная Дума в первом чтении приняла
Федеральный закон «Об иностранных инвестициях». Этот документ предоставляет
иностранным инвесторам гарантии от национализации и экспроприации капиталов
и имущества. Если государство сочтет необходимым осуществить изъятие
имущества инвесторов в оборонных целях или ради сохранения жизни и здоровья
граждан, владельцам предоставляется срочная адекватная компенсация.
Вводится также в действие «Перечень, приоритетных отраслей, видов
деятельности, территорий и отдельных инвестиционных проектов с
соответствующим льготным режимом», в том числе в сфере налогообложения,
который может сыграть роль нового инструмента государственного
регулирования притока инвестиций из-за рубежа.
Одним из важнейших направлений деятельности по созданию благоприятных
условий для иностранных инвесторов является сосредоточение нормотворческих
усилий в области стандартизации в соответствии с международными нормами
российской системы бухгалтерского учета и аудита.
Закон об иностранных инвестициях содержит главу 2, которая называется
«Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций». Закон
предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии :
. гарантию от принудительного изъятия, а также иных незаконных действий
государственных органов и их должностных лиц,
. гарантию перевода платежей, связанных с инвестициями, за границу,
. гарантию использования платежей в российской валюте на территории
России.
В свое время Президентом был издан приказ №282 от 26.02.93 «О создании
международного агентства по страхованию иностранных инвестиций в РФ от
некоммерческих рисков», в котором получила одобрение инициатива ряда
российских и зарубежных организаций по созданию Международного агентства по
страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков. Для
российской правовой системы понятие «инвестор» является достаточно новым.
При этом ни в Гражданском кодексе, ни в иных федеральных законах
особенностей правового положения инвестора не установлено. Собственно
российское законодательство об иностранных инвестициях достаточно
противоречиво, еще более противоречиво соотношение норм общего гражданского
законодательства и специального, регулирующего иностранные инвестиции.
В условиях увеличения объемов иностранных инвестиций в России возникает
необходимость усиления антимонопольного контроля. В принятом законе РФ «О
внесении изменений и дополнений в закон «О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривается
распространить его действие на все хозяйствующие субъекты, функционирующие
на товарных рынках РФ. Следовательно, он будет распространятся и на
операции иностранных фирм, в том числе на операции по приобретению
предприятий. Антимонопольное регулирование, являясь одной из форм
государственного контроля за деятельностью иностранных инвесторов, не
должно допускать нарушения конкуренции и замены национального монополизма
иностранным.
Российский закон о конкуренции и ограничении монополистической
деятельности предусматривает как предварительный контроль над созданием
крупных экономических образований, которые могут занять доминирующее
положение на рынке, так и особые требования в отношении их деятельности,
т.е. в данном случае имеется известное сочетание контроля над структурой
рынка и контроля поведения на рынке.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15