филиала (branch) - предприятия, полностью принадлежащего прямому
инвестору.
Граница для предприятий с иностранными инвестициями в 10 % капитала,
принадлежащего иностранному инвестору, установлена международными
организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения
прямых инвестиций. Сделано это было на основе многочисленных исследований,
которые показали, что в современных условиях 10 % - это часть капитала
предприятия, контроль над которым необходим и недостаточен, чтобы
осуществлять контроль над предприятием в целом. Однако некоторые страны
мира относят к числу предприятий с прямыми инвестициями и те предприятия, в
которых иностранный прямой инвестор владеет менее 10 % обычных акций в
случае, если он, тем не менее, контролирует управление этим предприятием. И
напротив, даже если иностранный инвестор владеет более чем 10 % акций
предприятия, но не обладает правом влиять на принятие решений, такое
предприятие может быть исключено из числа предприятий с иностранными
инвестициями. Большинство предприятий с иностранными инвестициями являются
либо филиалами, либо дочерними компаниями иностранного прямого инвестора.
Прямым инвестором (direct investor) могут быть государственные и
частные организации, физические и юридические лица, а также их объединения,
владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В числе прямых инвесторов выделяется группа финансовых предприятий
(банков, инвестиционных, страховых и иных непромышленных компаний), которые
служат посредниками на финансовом рынке и через которые осуществляются
прямые инвестиции. Они сами также могут осуществлять прямые инвестиции,
которыми считаются только сделки банков, связанные с возникновением
долгосрочных долговых обязательств и приобретением акций и доли в основном
капитале зарубежных компаний. Депозиты и другие обычные для банковской
сферы активные и пассивные операции считаются портфельными или прочими
инвестициями. Если в течение определенного периода инвестор увеличил свою
долю в капитале иностранного предприятия, например, с 5 %, которые
считались портфельными инвестициями, до более чем 10 %, то только новый
приток капитала из-за рубежа считается прямой инвестицией.
1.1.3. Причины прямых зарубежных инвестиций
Причины экспорта и импорта прямых зарубежных инвестиций весьма
разнообразны. Главные - стремление разместить капитал в той стране и в той
отрасли, где он будет приносить максимальную прибыль, сократить уровень
налогообложения и диверсифицировать риск. Исследования, проводившиеся под
эгидой ООН, показали, что специфические причины экспорта и импорта прямых
инвестиций в значительной степени пересекаются, правда их относительная
роль различна.
Таблица 1.1.
Причины осуществления экспорта, импорта капитала (прямая и обратная
зависимость)
|Причины |Экспорт |Импорт |
|1. Технологическое |Используя прямые |Прямые инвестиции обычно|
|лидерство |инвестиции за рубежом, |связаны с импортом |
| |корпорации стремятся |новейшей зарубежной |
| |удержать тем самым |технологии, над которой |
| |контроль над ключевой |прямой инвестор |
| |технологией, дающей им |стремится сохранить свой|
| |конкурентные |контроль. |
| |преимущества. Прямая | |
| |взаимосвязь уровня | |
| |развития НИОКР с | |
|Преимущества в |объемами экспорта | |
|квалификации рабочей |капитала подтверждается | |
|силы |практически для всех | |
| |развитых стран. | |
| | | |
| |Обычно измеряются | |
|Преимущества в рекламе |средним уровнем оплаты |Обычно измеряются |
| |труда работников. Чем |средним уровнем оплаты |
| |выше уровень оплаты |труда работников. Чем |
| |труда в корпорации тем |выше уровень оплаты |
| |больше объем ее экспорта|труда в корпорации тем |
| |прямых инвестиций. |больше объем ее импорта |
|Экономика масштаба | |прямых инвестиций. |
| |Отражает накопленный | |
| |опыт международного |Отражает накопленный |
| |маркетинга. Чем выше |опыт международного |
| |удельный вес затрат на |маркетинга. Чем выше |
| |рекламу в продажах |удельный вес затрат на |
| |корпорации, тем больше |рекламу в продажах |
| |объем ее экспорта прямых|корпорации, тем больше |
|Размер корпорации |инвестиций. |объем ее импорта прямых |
|Степень концентрации | |инвестиций. |
|производства | | |
| |Чем больше размер | |
| |производства корпорации |Чем больше размер |
| |на внутренний рынок, тем|производства корпорации |
| |больше объем экспорта |на внутренний рынок, тем|
| |прямых инвестиций. |больше объем импорта |
| |Большинство корпораций, |прямых инвестиций. |
| |перед тем как | |
| |инвестировать за рубеж, | |
| |полностью использует | |
| |возможности экономики | |
| |масштаба в рамках | |
| |внутреннего рынка. | |
| |** | |
| | |** |
| |Определяется уровнем | |
| |концентрации |Определяется уровнем |
| |производства |концентрации |
| |определенного товара в |производства |
| |рамках корпорации. |определенного товара в |
| | |рамках корпорации. |
|Обеспечение доступа к | | |
|природным ресурсам |Определяется | |
|Потребность в капитале |потребностью в |—- |
|Количество национальных |определенном природном | |
|филиалов |ресурсе. | |
|Издержки производства | | |
|Уровень защиты | | |
|внутреннего товарного |—- |** |
|рынка | | |
| |—- | |
|Размер рынка | | |
|Прочие причины | |** |
| | |Поскольку импорт |
| | |капитала является |
| |—- |альтернативой импорту |
| | |товаров. То чем выше |
| | |уровень таможенной и |
| | |иной защиты внутреннего |
| | |товарного рынка страны, |
| | |тем больше ее импорт |
| | |прямых инвестиций. |
| |—- |** |
| |сокращение транспортных |экспортная ориентация |
| |издержек на доставку |промышленности, которая |
| |товара потребителю за |основана за счет |
| |счет создания |иностранных прямых |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15