поэтому не преодолевает полностью разрыва между идеальным и реальным;
искусство как результат запечатления эстетических идей - уникально значимых
образцов этого "иного мира", содержащих задание по его построению -
противостоит обыденно-реальному, сама идея - понятию, гений в качестве
выразителя идеи - толпе, духовной черни.
Искусство - создание гения; гений обладает избыточной способностью
познания - способностью при помощи фантазии, интуитивно "видеть в вещах не
то, что природа действительно создала, а то, что она пыталась создать, но
чего не достигла" *. Гениальное видение мира и проникновенно, и вместе с
тем простодушно; гений дальнозорок: он прозревает в сущность вещей и видит
целые эпохи, постигает сущность человека, но не видит того, что делается
рядом с ним, совершенно не знает людей. Да и сам гений двойственен, он
подобен ясновидящему, безумцу, одержимому; гений - это одержимость,
неодолимая мучительная потребность воплощения, несмотря ни на что, образов
своей творческой фантазии - потребность, в которой он сам совершенно не
властен и которая возвышает его над самим собою, маленьким, обыденным
человеком; гениальность - "великое, хотя и непроизвольное напряжение".
И наоборот, мир (мирское), повседневные заботы враждебны гению и
искусству; причем враждебность эта активна и выражает себя как неприятие
всего подлинно великого и прекрасного. Конечно, говорит Шопенгауэр, эта
удивительная способность прозрения в идеальную сущность вещей "должна быть
присуща всем людям, потому что иначе они так же не были бы способны
наслаждаться произведениями искусства, как не способны создавать их, и
вообще не обладали бы никакой восприимчивостью к прекрасному и
возвышенному, и даже сами слова эти не могли бы иметь для них смысла". И
все же: "...постигнутая и воспроизведенная в художественном творении идея
воздействует на каждого только в соответствии с его собственным
интеллектуальным уровнем, отчего именно самые прекрасные творения каждого
искусства, благороднейшие создания гения навеки остаются для тупого
большинства книгой за семью печатями и недоступны для него... Правда, и
самые пошлые люди, опираясь на чужой авторитет, не отрицают общепризнанных
великих творений, чтобы не выдать собственного ничтожества; но втайне они
всегда готовы вынести им обвинительный приговор, если только им подадут
надежду, что они могут это сделать не осрамясь, - и тогда, ликуя,
вырывается на волю их долго сдерживаемая ненависть ко всему великому и
прекрасному, которое никогда не производило на них впечатления и тем их
унижало, и ненависть к его творцам".
По мнению Шопенгауэра, враждебность "толпы", "духовной черни каждой
эпохи" к прекрасному и его создателям - следствие подчинения
непосредственных интересов человека воле к жизни, то есть утилитарно-
практическим целям.
Гения (как и нашу способность эстетического созерцания вообще)
интересует своего рода картинность мира - значимость происходящего сама по
себе, внутренняя, сущностная, бытийная значимость; поэтому для
эстетического созерцания все интересно и значимо, и в этом смысле для него
нет заранее установленного, понятийно-разграфленного "правильного" и
"неправильного". Шопенгауэр подчеркивает, что "каждая вещь обладает своей
особой красотой", каждая вещь и явление идеальны, в том числе и "все...
бесформенное, даже всякая поделка", даже и "плохие строения и местности".
Обыкновенный же человек "совершенно не способен на
незаинтересованное в полном смысле слова наблюдение, по крайней мере,
сколько-нибудь продолжительное, что и составляет истинную созерцательность:
он может направлять свое внимание на вещи лишь постольку, поскольку они
имеют какое-нибудь, хотя бы и очень косвенное отношение к его воле"; вот
почему дюжинные люди так быстро теряют интерес к произведениям искусства и
красотам природы, созерцание жизни для них - потерянное время; в
одиночестве "даже прекраснейшее окружение получает для них пустынный,
мрачный, чуждый и враждебный вид", ибо в глубине их души неизменно
раздается безутешный возглас: "от этого мне нет пользы"; в выражении лица и
глаз обыкновенного человека не созерцательность, а подчиненное импульсу
хотения "высматривание"; "ему некогда останавливаться: он ищет в жизни
только своей дороги... т. е. топографических заметок в широком смысле этого
слова".
Каков смысл шопенгауэровских нападок на обыкновенных людей? К чему
все его упреки в нечувствительности к идеальному смыслу мира: выражают ли
они только элитарную позицию в оценке художественного творчества или
предполагают еще и необходимость поиска другого, нежели эстетическая
ценность (прекрасное, возвышенное), действительно универсального ориентира?
Неспособность к творчеству, по Шопенгауэру, приводит к ориентации на
голое понятие: слепок, метку, сигнатуру, ярлык демаркаций (общепринятых,
традиционных оценок и суждений), принадлежащих внешнему порядку культуры,
наработанному человечеством до нас: в этом рациональный смысл
шопенгауэровского противопоставления эстетической идеи, постигаемой только
творчески и актуально, и понятия как своеобразного футляра и консерванта
смысла. Творческое бессилие - причина того, что человек "для всего, что ему
встречается, ищет поскорее понятия, под которое можно было бы все это
подвести, как ленивый ищет стул".
В последнем случае, однако, человек еще и предает свое
предназначение - человечность как творческую свободу от природной
необходимости и культурной запрограммированности: он обрубает все, что
выходит за узкие рамки наиболее близкого, удобопонятного для него (не
понимаю, значит, этого не должно быть) и стремится быть "как все"; не имея
своего собственного суждения, он опирается на клюку чужого авторитета, его
оценки и суждения предрешены и "думают" за него; ориентируясь на
господствующие вкусы и расхожие мнения, он готов обманываться и обманывать,
не постигая живой значимости и важности всего происходящего, делит мир на
"правильное" и "неправильное", а по сути, на подходящее и не подходящее к
его собственной слабости, на щадящее и беспощадное к ней, - вот резон
шопенгауэровского морализирования в адрес "духовной черни".
Однако, по Шопенгауэру, в этой слабости - слабости творческой
способности - в конечном счете все-таки нельзя упрекать самого человека,
ибо его способность или неспособность к творчеству прирожденна, природна;
даже в наивысшей степени наделенный творческой мощью гений, как мы видели,
в ней не волен, потому он и гений. В целом же, согласно Шопенгауэру,
эстетический модус идеального не полон, не вполне определен: дело не только
в том, что созерцание эстетический идеи не всем равным образом доступно и
зависит от индивидуальных способностей, но еще и в том, что эстетический
идеал остается только созерцательным идеалом - не претворяется в действие,
выводящее за рамки чисто художественной практики. Художника, говорит
Шопенгауэр, "приковывает зрелище объективации воли, он отдается ему и не
устает созерцать его и воспроизводить в своих созданиях"; "... это чистое,
истинное и глубокое познание сущности мира обращается для него в самоцель,
и он весь отдается ему. Поэтому... оно искупает его от жизни не навсегда, а
только на мгновения, и следовательно, еще не есть для него путь, ведущий из
жизни, а только временное утешение в ней"; искусство, по словам
Шопенгауэра, камера-обскура, "которая отчетливо показывает вещи... пьеса в
пьесе, сцена на сцене в "Гамлете".
Заключение
Артур Шопенгауэр был последним немецким философом, предпринявшим
попытку создать всеобъемлющую систему, способную разрешить основополагающие
проблемы бытия, разгадать его тайну. Мыслитель, которого недолюбливали не
только современники, но и потомки, обвиняя его во многих смертных грехах,
оставил человечеству красивейшую аналитическую систему в виде объемного
трактата "Мир как воля и представление", предварив ее «обращением к
человечеству передаю я ныне законченный труд свой, в уповании, что он не
будет для него бесполезен...». Шопенгауэр мечтал о культуре, целью которой
был бы человек, ему он и адресовал свою книгу. Современная культура
выталкивает человека гуманного из социокультурной среды. Демократическая
культура не ставит недостижимых идеалов, она предельно приближена к массам
и служит им. Шопенгауэр жаждал "освящения и спасения жизни". Отдельному
индивидууму, а не безликой массе должна служить культура, на уникальность
каждого отдельного человека должна быть ориентирована. Шопенгауэр утверждал
это, как и многие другие истины, исходя из собственного опыта, а не
умозрительно, для него свой собственный опыт был превыше всего. Мир по
Шопенгауэру, есть «моe ощущение и существует постольку, поскольку есть Я.
Всe, что стало мне известно, тоже есть часть меня, будь-то история культуры
человечества или собственный повседневный опыт».
Отличительными чертами творчества А. Шопенгауэра являются
многогранность его представлений, начиная с его взглядов на общие проблемы
бытия и кончая этикой и эстетикой, большое внимание к проблематике
личности, морали и жизни гражданского общества.
Список используемой литературы
1. Д. Реале, Д. Антисери. «Западная философия от истоков до наших дней»
Том 4, «Петрополис», С-Пт., 1997г.
2. Б.Э. Быховский, «Мыслители прошлого. Шопенгауэр», изд-во «Мысль»,
Москва, 1975г.
3. Л.В. Блинников «Краткий словарь философских персоналий»
4. А.А. Чанышев «Человек и мир в философии Шопенгауэра»
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6