Рефераты. Суицид, как социально-философская проблема






невзгодами (несчастная любовь, болезнь, утрата и т.д.). В ряде случаев

мотивация была комбинированной — этим объясняется зашкаливание за

стопроцентную сумму. Примерно в те же годы этнографы провели исследование

суицидологической картины у народов центральной и восточной Африки. Там

наиболее часто встречающиеся мотивации были такими (в порядке убывания):

болезнь, любовная драма, импотенция или бесплодие, психическое заболевание,

стыд.

Из этого маленького примера ясно, что в зависимости от общественных

условий и культурных особенностей соотношение основных суицидальных

мотиваций может сильно отличаться. Однако всегда будет достаточно высокой

пропорция суицидальных случаев, которые не укладываются в рамки основных

категорий (те же "личностные аномалии" или так называемые "немотивированные

самоубийства"). Это, разумеется, не означает, что суицидология сто лет

трудилась впустую — она сумела выявить некоторые общие законы.

Я рассмотрю два, на мой взгляд, самые интересные направления.

Общественные причины.

С точки зрения социологии самоубийство — одна из моделей так называемого

девиантного поведения, область социальной патологии — наряду с наркоманией,

проституциеи, преступностью и алкоголизмом. Убивая себя, человек

отказывается признавать, что он общественное животное, и тем самым

привлекает к своей персоне, пусть посмертно, пристальное внимание того

самого социума, которым столь решительно пренебрег.

Эмиль Дюркгейм сводит всю совокупность мотиваций суицида к пагубному

воздействию социальной среды и происходящих внутри нее процессов. Индивид

не убивает себя — происходит убийство, совершаемое обществом. Основатель

суицидологии выделяет всего три типа самоубийства: эгоистическое,

альтруистическое и анемичное.

Эгоистическое самоубийство происходит тогда, когда узы, соединяющие

человека с жизнью, разрываются, когда ослабевает его связь с обществом,

результатом чего становится крайний индивидуализм. Высокий уровень

образования в смысле суицидораспо-ложенности — вещь опасная. Интеллектуалы

убивают себя раз в десять чаще, чем люди малообразованные — именно потому,

что образованность и связанная с нею материальная обеспеченность (во всяком

случае, во времена Дюркгейма они были связаны) способствуют обострению

индивидуализма. Парадоксально, но факт: чем легче и приятней жизнь

человека, тем чаще он задумывается о самоубийстве. Что, собственно, и

демонстрирует наша благоустроенная эпоха.

Альтруистическое самоубийство, наоборот, является следствием недостаточно

развитой индивидуальности. К этой категории, например, относится

самоустранение стариков в примитивном обществе. По Дюркгейму,

альтруистический суицид является приметой "обществ низшего порядка".

Человек кончает с собой из "общественных" соображений, когда социум

оказывает на личность сильное психическое давление, побуждая ее к

самоуничтожению. Пример — массовые самоубийства в фанатичных и тесно

сплоченных религиозных общинах. Общественный интерес подавляет личный там,

где "я" не принадлежит человеку. "Во всех этих случаях мы видим, как

субъект стремится освободиться от своей личности для того, чтобы

погрузиться во что-то другое, что он считает своей настоящей сущностью". И

очень важное замечание: "В той среде, где властвует альтруистическое

самоубийство, человек всегда готов пожертвовать своей жизнью, но зато он

так же мало дорожит и жизнью других людей". Тоталитарные государства XX

века, отстаивавшие примат социальных ценностей над индивидуальными, легко

жертвовали гражданами, мешавшими развитию общества, а полезных граждан

постоянно призывали к самопожертвованию, в том числе и прямому — через

альтруистическое самоубийство (прославление подвига Матросова, "последнюю

пулю себе", эскадрильи камикадзе и прочее).

Анемичное самоубийство (аномия — общее состояние дезорганизации) становится

массовым явлением в период любых значительных социальных потрясений —

причем не только отрицательных, но и положительных. "Каждый раз, когда

социальное тело терпит крупные изменения, вызванные внешним скачком роста

или неожиданной катастрофой, люди начинают убивать себя с большей

легкостью". В качестве примеров позитивных, но оттого не менее

суицидопобуждающих общественных перемен Дюркгейм приводит данные 1870-х

годов: рост самоубийств в победоносной Германии, а также в объединившейся,

бурно развивавшейся Италии. При подобных перепадах происходит массовое

изменение установившейся социальной иерархии. Резкое изменение

общественного и имущественного статуса влечет за собой волну самоубийств

среди тех, кто не смог приспособиться к новым условиям.

Законы Дюркгейма гласят, что уровень самоубийств в популяции напрямую

связан с ее степенью сплоченности: суицидальная статистика изменяется

обратно пропорционально степени семейной, религиозной и политической

интеграции.

Совершенно очевидно, что теория Дюркгейма, при очевидной бесспорности

своих ключевых положений, объясняет лишь один, пусть даже очень широкий,

аспект суицидальных побуждений. Вместе с тем французский социолог открыл и

попытался объяснить ряд важных закономерностей, изучение которых было

продолжено его многочисленными последователями.

Значительное преобладание мужских самоубийств над женскими Дюркгейм

объяснял тем, что у женщины менее развита чувствительность, женщина

недостаточно проникнута общественной жизнью и "очень несложных социальных

форм достаточно для удовлетворения всех ее требований". Это утверждение,

разумеется, звучит до комичного шовинистично, однако дальнейшее развитие

суицидологии подтвердило, что женщины действительно совершают самоубийства

в среднем в 3-4 раза реже. Современная психология объясняет это тем, что

женщины отличаются большей ментальной пластичностью и обладают лучшей

социальной адаптируемостью. Правда, они совершают в пять раз больше

суицидальных попыток, чем мужчины, но в большинстве случаев эти покушения

носят демонстративный характер и направлены не на прекращение собственной

жизни, а на улучшение ее качества (привлечь внимание к своему несчастью,

получить помощь, вызвать сострадание и прочее). Характерно, что в

скандинавских странах, где эмансипация началась раньше и получила большее

развитие, социальные роли полов почти полностью сравнялись, и, как

результат, количество самоубийств среди женщин и мужчин почти сравнялось.

Редким исключением в этом отношении является Япония — там женщины убивают

себя чаще, чем мужчины, что особенно проявляется в старших возрастных

группах.

Последователи Дюркгейма усовершенствовали социологическую суицидологию,

открыли множество новых закономерностей, связывающих уровень самоубийств с

общественными процессами, вывели сложные формулы, позволяющие

прогнозировать, а стало быть, и смягчать суицидные всплески. Сегодня мы

знаем и можем объяснить, почему горожане убивают себя чаще, чем сельские

жители (причин много: в аграрных сообществах крепче институт семьи;

дезорганизованные городские зоны — рассадник самоубийств и т.п.); почему

снижение рождаемости пагубно отражается на уровне самоубийств (установлено,

что уровень самоубийств находится в обратной зависимости с долей детей в

популяции: дети цементируют семью, крепкая семья — хороший барьер против

суицида); почему число самоубийц резко падает во время войны (в годы

военных испытаний общество консолидируется, что понижает степень социальной

изоляции) и так далее, и так далее.

Социология способна объяснить причины большинства самоубийств в

социально неблагополучных странах (например, в сегодняшней России), но

даже там многие случаи выходят за рамки ее компетенции. И тем более

заметна недостаточность этой теории, когда речь заходит о суицидной

картине в тех обществах, где жизнь человека в меньшей степени зависит от

социального давления. Неудивительно, что именно в этих странах

социологическая школа довольно скоро уступила первенство тому направлению

суицидологии, которое объясняет самоубийство устройством человеческой

психики и происходящими в ней процессами.

Психологические причины.

Разумеется, человеческая психика — сфера куда более загадочная и гораздо

меньше поддающаяся изучению, чем законы развития общества. Самая главная

тайна для человека — он сам, механизм его поступков и истинные мотивы его

поведения. Здесь нет ничего, известного наверняка, в лучшем случае

существуют некоторые правдоподобные предположения, любые же категоричные

суждения вызывают сомнение.

Примерно до середины XIX века медикам казалось, что наше психическое

устройство ненамного сложнее паровой машины или ткацкого станка. Душевная

аномалия, толкающая человека на самоубийство, рассматривалась как

незначительный механический дефект, легко поддающийся коррекции. Меры

предлагались простые и решительные: "Перепробовав различные способы без

видимого эффекта, прописал пациенту холодный душ каждое утро, — бодро

докладывает о своей методике некий английский психиатр в 1840 году. — Через

десять дней страсть к самоистреблению совершенно исчезла и более не

возвращалась. Известно также, что вовремя сделанный клистир отлично

рассеивает желание самоубийства".

Хорошим способом лечения суицидальной склонности считалось поставить за

уши пиявки. Или наложить пластырь на область печени в сочетании с обильным

питьем, причем непременно очень холодным. Французские врачи Вуазен и Брие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.