Рефераты. Содержание и структура философских знаний: аксиология






значимостью, оказывают влияние на жизнь целых народов и всего человечества.

Трагическое.

Человек смертен, и личность не могут не волновать проблемы смысла жизни,

смерти и бессмертия. История человечества насыщена трагедийными событиями.

Искусство в своих философических размышлениях о мире внутренне тяготеет к

трагедийной теме. Другими словами, и жизнь личности, и история общества, и

художественный процесс многократно пересекался с проблемой трагического.

Переход от скорби к радости - один из великих секретов трагического. Еще

Д. Юм в трактате “О трагедии” обращал внимание на то, что трагическая

эмоция включает в себя скорбь и радость, ужас и удовольствие.

Древние народы, экономика которых зиждилась на земледелии, создали

легенды об умирающих и воскресающих богах. Во время культовых празднеств в

честь этих богов скорбь по поводу их смерти сменялась радостью и весельем

по поводу их воскрешения. По мере нарастания общественных противоречий

природная основа этих мифов усложнялась и все более социализировалась. Со

смертью и воскресением богов стали связывать упование на избавление от

земных страданий, надежды на вечную жизнь (легенда о Христе).

Закономерность трагического в концептуально-событийной сфере - переход

гибели в воскресение, а в эмоциональной сфере - переход скорби в радость.

Трагическая эмоция - сочетание глубокой печали и высокого восторга -

проявляется в искусстве разных народов.

Осмысляя гибель неповторимой индивидуальности как непоправимое крушение

целого мира, трагедия вместе с тем утверждает прочность, бескорыстность

мироздания, несмотря на уход из него конечного существа. И в самом конечном

существе трагедия находит бессмертные черты, роднящие личность с

мирозданием, конечное - с бесконечным. Трагедия - философское искусство,

ставящее и решающее высшие метафизические проблемы жизни и смерти,

осознающее смысл бытия, анализирующие глобальные проблемы его устойчивости,

вечности, бесконечности, несмотря на постоянную изменчивость.

В трагедии, полагал Гегель, гибель не есть только уничтожение. Она

означает также сохранение в преображенном виде того, что в данный форме

должно погибнуть. Существу, подавленному инстинктом самосохранения, Гегель

противопоставляет человека, свободного от “рабского сознания” и способного

жертвовать жизнью ради высших целей. Умение постигнуть идею бесконечного

развития для Гегеля - важнейшая характеристика человеческого сознания.

В осмыслении трагедийных ситуаций в мировой художественной культуре

обозначились две крайне позиции : экзистенциалистская и буддистская.

Экзистенциализм превратил смерть в центральную проблему философии и

искусства. Экзистенциалисты абсолютизируют самоценность личности и

подчеркивают ее некоммуникабельность, отторженность от общества, что

приводит их концепцию к парадоксу : гибель личности перестает быть

общественной проблемой. Если личность отторгнута от людей, какое им дело до

ее смерти? Личность, оставшуюся один на один с мирозданием, не ощущающую

вокруг себя человечества, охватывает ужас неизбежной конечности бытия.

Неделимая сверхценностью, отторгнутая от людей личность на деле оказывается

абсурдной, а ее жизнь - лишенной смысла и ценности.

Для буддизма человек, умирая, превращается в другое существо. Если

экзистенциализм приравнивает жизнь к смерти (жизнь столь же абсурдна, как и

смерть), то буддистская идеология приравнивает смерть к жизни (человек,

умирая, продолжает жить, поэтому смерть ничего не меняет). И в том и в

другом случае фактически снимается всякий трагизм. Гибель личности

приобретает трагическое звучание только там, где человек, обладая

самоценностью, живет во имя людей, их интересы становятся содержанием его

жизни. В этом, с одной стороны, существует неповторимо индивидуальное

своеобразие и ценность личности, а с другой - погибающий герой находит

продолжение в жизни общества. Поэтому гибель такого героя трагедийна и

рождает чувство безвозвратной утраты человеческой индивидуальности (отсюда

скорбь), а в то же время возникает идея продолжения жизни личности в

человечности ( и отсюда мотив радости).

Источником трагического являются специфические общественные противоречия

- коллизии между общественно необходимым, назревшим требованием и временной

практической невозможностью его осуществления. Неизбежная недостаточность

знания, невежество часто становятся источником величайших трагедий.

Трагическое - сфера осмысления всемирно-исторических противоречий, поиск

выхода для человечества. В этой категории отражается не просто вызванное

частыми неполадками несчастья человека, а бедствия человечества, некие

фундаментальные несовершенства бытия, сказывающиеся на судьбе личности.

Таким образом, трагедия раскрывает : 1) гибель или тяжкие страдания

личности; 2) невосполнимость для людей ее утраты; 3) бессмертные

общественно ценные начала, заложенные в неповторимой индивидуальности, и ее

продолжении в жизни человечества; 4) высшие проблемы бытия, общественный

смысл жизни человека; 5) активность трагического характера по отношению к

обстоятельствам; 6) философски осмысленное состояние мира; 7) исторически,

временно неразрешимые противоречия; 8) трагическое, воплощенное в

искусстве, оказывает очищающее воздействие на людей.

Комическое.

Человеческое общество - истинное царство комедий, так же как и трагедии.

Человек - единственное существо, которое может и смеяться, и вызывать смех,

или, точнее, человеческое, общественное содержание есть во всех объектах

комедийного смеха.

Комическое всегда объективная общественная ценность явления. Однако не

все смешное комично, хотя комическое всегда смешно.

Комическая - прекрасная сторона смешного, порождающая социально

значимый, одухотворенный эстетическими идеалами, светлый, высокий смех,

отрицающий одни человеческие качества и общественные явления и утверждающий

другие. В зависимости от обстоятельств явление может быть или смешно, или

комично.

Комизм социален объективной (особенности предмета) и своей субъективной

(характер восприятия) стороной.

Комическое как противоречие.

Сущность комического - в противоречии. Комизм - результат контраста,

разлада, противостояния : безобразного - прекрасному (Аристотель),

ничтожного- возвышенному (И. Кант), нелепого - рассудительному (Жан Поль,

А. Шопенгауэр), бесконечной предопределенности - бесконечному произволу (А.

Бергсон), ложного, мнимо основательного - значительному, прочному и

истинному (Гегель), внутренней пустоты - внешности, притязающей на

значимость (Н.Г. Чернышевский), нижесреднего - вышесреднему (Н. Гартман) и

т.д. Каждое из этих определений, выработанных в истории эстетической мысли,

выявляет и абсолютизирует один из типов комедийного противоречия. Однако

формы комического противоречия разнообразны. В нем всегда присутствуют два

противоположных начала, первое из которых кажется положительным и

привлекает к себе внимание, но на деле оборачивается отрицательным

свойством. И. Кант видел сущностнь комического во внезапном разрешении

напряженного ожидания в ничто. Французский философ-просветитель XVIII в. Ш.

Монтескье писал : “Когда безобразное для нас неожиданно, оно может вызвать

своего рода веселье и даже смех”.

Для противоречий, порождающих комическое, характерно то, что первая по

времени восприятия сторона противоречия выглядит значительной и производит

на нас большее впечатление, вторая же сторона, которую мы воспринимаем по

времени позже, разочаровывает своей несостоятельностью.

Многообразие эстетических свойств.

Безобразное.

В истории эстетики антипод прекрасного - безобразное не имеет глубокой

теоретической традиции. Еще древние египтяне, постигая диалектику

прекрасного и безобразного, отмечали, что в процессе старения все здоровое

и красивое становится больным и безобразным, “хорошее превращается в

дурное, вкус теряется”. Обратимость и взаимопереход прекрасного и

безобразного раскрываются в древеегипетском мифе об Исиде.

Вопрос о безобразном в искусстве впервые теоретически поставил

Аристотель. Произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же

искусства входит не только прекрасное, но и безобразное. Даже явления

отвратительны в жизни, будучи изображены в художественном произведении,

доставляют эстетическое удовольствие. В основе этого удовольствия лежит

радость узнавания действительности, которую мастерски передал в

произведении художник.

По Ш. Бодлеру, безобразное лицо - это лицо дисгармоничное,

патологическое, неодухотворенное, лишенное света, внутреннего богатства.

Таким образом, безобразное - эстетическое свойство предметов,

естественные, природные данные которых при современном уровне развития

общества и его производства имеют отрицательное общечеловеческое значение,

хотя и не представляют серьезной угрозы человечеству, т.к. заключенные в

этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему.

Низменное.

Низменное противоположно возвышенному. Согласно представлению древних

египтян, покидая мир, солнце повергает землю и людей во мрак, ужас смерти

охватывает всех.

Рассматривая эстетические свойства действительности, которым подражает

искусство, Аристотель впервые в истории эстетической мысли говорит о

низменном.

Низменное - крайняя степень безобразного, чрезвычайно негативная

ценность. Это явления или предметы, имеющие отрицательную общечеловеческую

значимость и таящие в себе угрозу для человечества, т.к. они еще не

освоены, не подчинены людям и могут представить для них грозную опасность.

Если человечество не владеет собственными общественными отношениями, то это

может стать источником больших бедствий. И все явления, относящиеся к этой

грозной опасности, воспринимаются как низменное (фашизм, атомная война и

т.п.).

Ужасное.

Ужасное - близкая к трагическому, но глубоко ему противоположная

категория. Если трагическое всегда имеет свое разрешение в будущем, то

ужасное безысходно, безнадежно. Это гибель, не несущая в себе ничего

просветляющего, не сулящая людям грядущее освобождение от несчастия,

бедствия, не контролируемое людьми, неподвластное им, господствующее над

ними. В трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека,

т.к. последний остается господином обстоятельств и, даже погибая,

утверждает свою власть над миром. В ужасном, напротив, человек - раб

обстоятельств, он не владеет миром.

Ужасное - эстетическая доминанта средневекового религиозного сознания,

пугавшего грешников адовыми муками и грядущим страшным судом.

Категория ужасного охватывает те явления действительности, которые человек

свободно не владеет и которые несут ему несчастья и гибель, неразрешимые

даже на историческом уровне (отсюда пессимистическое мироощущение).

Безобразное, низменное, ужасное - негативные ценности, отрицательные

свойства мира, запечатлеваемые искусством и отражающиеся в эстетике. Эти

категории вошли в систему современной эстетической науки. Без них нельзя

понять, например, произведения изображающие ужасы фашизма.

Литература:

1. Бобров В.В. Введение в философию : Учебное пособие. - Новосибирск :

Издательство НГУ, 1998.

2. Борев Ю.Б. Эстетика. 4-е издание. М: Политиздат, 1988.

3. Выжленцев Г.П. Социально-политический журнал//Аксиология :становление и

основные этапы развития. 1995 г. №6 и 1996 г. №1.

4. Кропоткин П.А. Этика. М.: Политиздат,1991.

Содержание.

1. Введение……..……………………………………………………………..2

2. Аксиологический этап в истории философского знания………..…13

3. Категории эстетического освоения мира

Эстетическое и Полезное………..………….……………….19

Эстетическое как ценность…….………………………….…19

Прекрасное…….…………………………………………….…20

Парадигмы теоретического постижения красоты……23

Возвышенное…….………………………………………………24

Трагическое………………………………………………………26

Комическое……………………………………………………….28

Комическое как противоречие…………………………..28

Многообразие эстетических свойств

Безобразное………………………………………………..29

Низменное………………………………………………….30

Ужасное……………………………………………………..30

4. Литература………………………………………………………………..31

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.