Рефераты. Содержание и структура философских знаний: аксиология






концепции теряется критерий оценки эстетической ценности.

III модель (дуализм) : эстетическое возникает благодаря единению

объективного и субъективного начал.

IV модель (метафизический материализм) : эстетическое - естественные

свойства предметов.

V модель (диалектический материализм) : она представляет в “общественной”

концепции, согласно которой эстетическое - объективное свойство явлений,

обусловленное их соотнесенностью с жизнью общества, человечества,

общечеловечески значимое в явлениях. Эта концепция дает возможность

объяснить природу эстетического, исходя из единого основания.

Выяснение природы эстетического предлагает ответы на следующие вопросы :

каков объект эстетического отношения, какова роль общественной практики в

его бытии, как связано эстетическое с полезным?

Эстетическое и Полезное.

Сократ отождествлял прекрасное как полезное : эстетическое - производное

от утилитарно-практической значимости предмета. Искусно украшенный щит, не

защищающий воина от врагов, нельзя назвать прекрасным, а корзина с навозом

прекрасна, т.к. полезна.

Кант утверждал, что при эстетическом восприятии предмета, во-первых,

наше отношение к нему бескорыстно, не заинтересованно, чем принципиально

отличается от морального и практического отношения; во-вторых, мы получаем

удовольствие “без понятия”; в-третьих, предмет воспринимается как

целесообразный “без представления о цели”; в-четвертых, предмет

рассматривается “как предмет необходимого удовольствия”. Кант обращает

внимание на духовную специфику эстетического, выделяет из сферы

утилитарного, но абсолютизирует практическую незаинтересованность человека

в предмете эстетического наслаждения.

Главная эстетическая антиномия (прекрасное - полезное; прекрасное

-бесполезное) схватывает реальную противоречивость человеческой

деятельности, которая, хотя и носит прагматически-утилитарный характер,

включает в себя и эстетическое начало.

Отождествление эстетического с пользой свойственно тем мировоззренческим

течениям, которые обобщают опыт сознания, не постигшего еще своей духовной

природы, однако уже освоившего сферу практических интересов, погруженного в

мир предметов. Концепции, трактующие эстетическое как бесполезное,

наоборот, развивают понимание эстетического как сферы сугубо человечески-

духовного отношения. Выделение эстетического из сферы утилитарности явилось

попыткой утвердить его общезначимый историко-культурный смысл как

сущностной способности деятельности индивида.

Эстетическое как Ценность.

Эстетическое выступает в роли полезного до тех пор, пока в общественно-

исторической практике полно не выявляется и не формируется оппозиция :

природа-культура, естественное-общественное. Человек наслаждается

прекрасным не для удовлетворения утилитарных нужд (голод, жажда). При

эстетическом восприятии существует та высшая заинтересованность, которая

возникает, лишь, когда у человека удовлетворенны его непосредственные

потребности и когда складывается сложная сеть общественных интересов, часто

далеких от утилитарных потребностей.

Эстетический объект и отношение к нему содержательно определены всемирно-

историческим развитием человечества. Воспринимся в предмете эстетическое,

мы схватываем его самую широкую общественно-практическую значимость, его

ценность для человечества в целом, для всего человеческого рода.

Способность предмета быть носителем социальных и культурных значений и

составляют основу их эстетической ценности. Вещественная определенность,

чувственная конкретность и натуральные свойства предметов есть естественно-

природный материал эстетического. Благодаря общественно-исторической

практике предметы и явления втягиваются в сферу интересов человека и

обретают общественные свойства, “чувственно-сверхчувственную” природу, свою

ценность для человечества, т.е. свое эстетическое начало, свои эстетические

свойства.

Эстетическая ценность предмета зависит не только от его естественных

качеств, но и от тех общественных обстоятельств, в которые он включен.

Золото оказывает на человека определенное эстетическое воздействие не

только будучи “самородным светом”, но и как металл, олицетворяющий деньги,

т.е. в конечном итоге как определенный тип общественных отношений.

Эстетическое свойство предметов не тождественны цветовым. Нельзя

отождествлять эстетическое свойство золота с блеском, как нельзя считать

золотом все, что блестит. (Столович Л.Н. Природа эстетической ценности.

М.1972, с.116). Таким образом, в эстетическом воплощены природные и

социальные особенности предмета в их соотношении с практикой человечества,

в их значении для человечества как рода.

Прекрасное.

Античные эстетические идеи возникли как попытка древних философов осмыслить

художественную практику своего времени.

Для пифагорейцев мир - стройный космос, “все небо - гармония и числа”.

Красота для них гармонична. Гармония выступает там, где есть неравенство,

единство многообразного. Равное и непротиворечивое в гармонии не нуждается.

Там же, где противоположности находятся в “соразмерной смеси”, там благо

человека. Красота выступает как мера гармоничности, истинности бытия,

созвучности космосу.

Для Гераклита гармония не статическое равновесие, как для пифагорейцев,

а движущееся, динамическое состояние. Самым сильным и центральным образом у

него является огонь. Красота жизни есть красота борьбы, вечного умирания и

вечного становления, возрождения из пепла во все новых формах. Красота -

извечная природа огня, из противоречий сплетенного, в будущее устремленное.

Противоречие - созидатель гармонии и условие существования прекрасного :

расходящееся сходится. Героклит впервые в истории эстетики говорит о

характере восприятия прекрасного, которое постигается лишь путем

созерцания.

Эмпедоклу присуще единство космогонии и эстетики, он полагал, что мир

состоит из четырех первоэлиментов : огня, воздуха, воды и земли. Их

соединяет любовь, которая рождает гармонию и красоту, а разъединяет вражда,

вызывающая хаос и беспорядок.

Демокрит выдвинул категорию меры и развил гедонистическую концепцию :

жить нужно наслаждаясь только прекрасным и в меру. “Не следует стремиться

ко всякому наслаждению, но только к такому, которое связано с прекрасным”.

“Тому, кто преступает правильную меру, самое приятное может стать самым

неприятным”.

Таким образом, пифагорейцы, Гераклит, Эмпедокл и Демокрит в понятии

"прекрасное" видели нечто объективное, присущее космосу, являющемуся для

них воплощением стройности, порядка и гармонии. Эти материальные свойства

мира представлялись им объективной основой красоты.

Платон в диалогах дает многосторонний и глубокий анализ проблем красоты.

В диалоге “Гиппий Больший”, отвечая на вопрос “что есть прекрасное?”, он

приходит к выводу, что “Прекрасное - трудно”(конкретное единично, общее,

проявляющееся через единичное, конкретность, обладающая всеобщностью и

уместное, подходящее, пригодное…). В диалоге “Филеб” Платон утверждает, что

красота не есть красота самих живых существ или картин, а “прямое и

круглое”, т.е. абстрактная красота поверхности тела, форма, отделенная от

содержания. В конечном счете красота для Платона эстетически своеобразная

идея, познать которую человек может, только находясь в особом состоянии

одержимости, вдохновения, через воспоминание бессмертной души этого

времени, когда она еще не вселилась в смертное тело и пребывала в мире

идей. Платон рассматривает красоту как момент эстетически-духовного

отношения человека, а не как чисто природное свойство внешних предметов.

Однако непригодность красоты для Платона есть следствие первичности духа,

роль в ее образовании общественно-исторической практике совершенно не

учитывается. Платон диалектически анализировал прекрасное как свойство

особого рода, как результат духовно-человеческого, одухотворенного

отношения к миру.

Платон же, в соответствии со своей концепцией самостоятельно

существующих идей, сформулировал учение о вдохновении, в котором утверждал

о природе эстетического как о "тенях теней", т.е. об отражении вещей (теней

идей).

Аристотель, в отличие от Платона, стремился найти объективные основы

прекрасного в действительности и указывал на следующие моменты:

соразмерность, определенность, порядок в пространстве, единство в

многообразии и т.д. Особое место в его теории эстетики занимали идеи о

подражании ("мимезис"), на основе которых Аристотель сформулировал

концепцию катарсиса или очищения людей посредством эстетически оформленных

моделей поведения людей, в первую очередь трагедий. Таким образом он

рассмотрел механизмы целенаправленного воздействия на людей произведениями

искусства и создал теорию эстетического воспитания. Философское наследие

Аристотеля предопределило на тысячелетия представления людей о сущностной

природе эстетического.

В средние века господствовала концепция божественного происхождения

красоты : бог, одухотворяя косную материю, придает ей эстетические

свойства. Чудесная красота казалась греховой и наслаждение ее -

недозволенным.

В противовес этому гуманисты эпохи Возрождения (Леонардо да Винчи,

Шекспир) утверждали красоту самой природы и радость ее восприятия.

Искусство они рассматривали как зеркало, которое художник держит перед

природой.

Эстетика классицизма (Буало) сводила прекрасное к изящному; прекрасное

не вся природа в целом цветении и буйстве, а лишь подстриженная, ухоженная

природа. Высшим предметом искусства классицизм провозгласил красоту в

общественной жизни, отождествляющую им с добром и государственной

целесообразности.

Французские просветители XVIII в. (Вольтер, Дидро) вновь расширяют сферу

красоты и возвращают ее всей действительности. Для них прекрасное -

естественное свойство самой природы, такое же, как вес, цвет, объем и др.

Эстетическая теория И. Канта возникла как реакция на субъективистско-

психологическую концепцию Д. Юма, рационалистические взгляды Баумгартена и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.