Рефераты. Содержание и структура философских знаний: аксиология






материалистические воззрения Д. Дидро. В ней исследованы условия восприятия

человеком внешнего мира. Понятия "красота" и "прекрасное" отделены в ней от

нравственных оценок и рассматриваются по качеству, количеству, отношению и

модальности. Кант сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию,

не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в

произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Кант

в эстетике в противоположность формализму в понимании прекрасного объявил

высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображаемого идеала,

и т.д. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.с.91.). Можно представить

такую критерий Канта(табл.3).

Табл.3 Таблица критерий Канта

|1. |Количества |Единство, Множественность, Целокупность |

|2. |Качества |Реальность, Отрицание, Ограничение |

|3. |Отношения |Присущность и самостоятельное существование(substantia), |

| | |причинность и зависимость(причина и действие), |

| | |общение(взаимодействие между действующим и подвергающимся|

| | |действию) |

|4. |Модальности |Возможность - невозможность, Существование - |

| | |несуществование, Необходимость - случайность. |

Подход Гегеля к категории прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он

видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем

развитии дух обретает гармоничное единство с материальной формой, идея

находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого

состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (древняя

Греция). Красота для Гегеля - сфера искусства.

Русский мыслитель Н.Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь,

соответствующая нашему пониманию о том, какой она должна быть. Эта

концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты, но несет

на себе печать антропологизма, ибо, по Чернышевскому, прекрасное в

природепредвосхищает человека.

Парадигмы теоретического постижения красоты.

Каждая из многочисленных концепций прекрасного, выдвинутых в истории

эстетической мысли, так или иначе тяготеет к одной из рассмотренных

теоретических моделей эстетического. Другими словами, все разнообразие

теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.

Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель) : прекрасное

есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах и

явлениях.

Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна, источник ее

красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает

благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче),

“проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на

действительность; красота - результат интенционального (направленного,

активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.

Мейнонг и другие феноменологи).

Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат

соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его

практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной

жизни.

Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) :

прекрасное есть естественное свойство явлений природы.

Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) :

прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые

общественным производством, практикой в сферу интересов человека и

обретающие положительную ценность для человечества как рода,

“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е.

сферой владения человеком действительностью.

Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как

прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие

природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как

значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира

человеком и потому свободы.

Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности

были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного

орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам

труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях

гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением

общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек

начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и

общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным,

желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как

прекрасное.

Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и

только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно

трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой.

Возвышенное.

Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория,

а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал

сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля,

техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы.

Без имени автора дошел до нас и другой трактат “О возвышенном”, являющийся

ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое

назначение (впоследствии автора назвали Псевдо-Лонгином).

Псевдо-Лонгин сохраняет цецилианскую трактовку возвышенного как

стилистического понятия, но одновременно расширяет его содержание до

значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере

возвышенного.

Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли

и страхи, красота речи в соединении с великими мыслями), Псевдо-Лонгин

подчеркивает, что возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия,

богатства, почестей, славы, неограниченной власти. Все это прельщает людей

внешним блеском.

В возвышенном Псевдо-Лонгин видит могучие, проявляющие величие бога силы

природы, которые имеют глубокое философское значение и служат источником

решения проблемы сути жизни. Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает

человека до величия божества, дарит людям бессмертие, мощно и неизгладимо

запечатляет себя в памяти.

В 1757 г. Английский теоретик Э. Берк опубликовал “Философское

исследование о происхождении идей возвышенного и прекрасного”, где положил

начало противопоставлению этих категорий. По его мнению, идеи возвышенного

и прекрасного настолько принципиально различны, что трудно и даже

невозможно соединить их в одном чувстве.

Кант считал, что “возвышенность содержания не в какой-либо вещи в

природе, а только в нашей душе” … возвышенное то притягивает, то

отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждая

удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным наслаждением. Оно

есть гордость человека, возникающая благодаря преодоления страха в процессе

веры. Рационально в суждении Канта то, что он отмечает масштабность и

неосвоенность возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы

человека.

Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер, считавший,

что возвышенное, в отличие от прекрасного, вызывает неприятное чувство;

неприятна, например, величественная гроза и вспышки молний.

В истории эстетической мысли существовала и иная точка зрения,

сближающая прекрасное и возвышенное. Так, французские эстетики XIX в.

Полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного (А. Сурио, Н.

Жоффруа) или же прекрасное “в себе, бесконечная красота, которую нельзя

постигнуть (Б. Левек).

Гегель видел в возвышенном тот этап движения абсолютного духа, этап

мирового исторического процесса, которому соответствует романтическая

стадия развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей,

формой. Романтической стадии, по Гегелю, присуще развитие поэзии и музыки -

видев искусство, максимально удовлетворенных и почти оторванных от

материального начала. Именно, поэтому, как он полагал, поэзии и музыке

особенно близки возвышенные образы.

Н.Г. Чернышевский стремился найти реальные основания возвышенного,

привести к земной основе. Он полагал, что возвышенное гораздо больше,

гораздо сильнее других явлений, с которыми сравнивается нами. Возвышенное

раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Определенте

возвышенного носит у Чернышевского количественный и чрезмерно широкий

характер и поэтому не раскрывает адекватно природу этого явления. И все же

определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей

материалистической ориентацией на действительность.

Немецкий философ Н. Гартман подошел к возвышенному с точки зрения его

восприятия. Для него возвышенное - прекрасное, идущее навстречу потребности

человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила

действует на человека устращающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное,

человек сопротивляется его воздействию, преодолевает в себе чувство

собственной значимости.

Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в истории эстетики

сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного :

1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода

прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно

прекрасному, и как его восприятие возникает эстетически негативная реакция.

Итак, возвышенное - это объективное эстетическое свойство, присущее

предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.