материалистические воззрения Д. Дидро. В ней исследованы условия восприятия
человеком внешнего мира. Понятия "красота" и "прекрасное" отделены в ней от
нравственных оценок и рассматриваются по качеству, количеству, отношению и
модальности. Кант сводит прекрасное к “незаинтересованному” удовольствию,
не зависящему от того, существует или не существует предмет, изображенный в
произведении искусства, и обусловленному только формой изображаемого. Кант
в эстетике в противоположность формализму в понимании прекрасного объявил
высшим видом искусства поэзию, ибо она возвышается до изображаемого идеала,
и т.д. (Антология мировой философии. В 4-х т. Т.3.с.91.). Можно представить
такую критерий Канта(табл.3).
Табл.3 Таблица критерий Канта
|1. |Количества |Единство, Множественность, Целокупность |
|2. |Качества |Реальность, Отрицание, Ограничение |
|3. |Отношения |Присущность и самостоятельное существование(substantia), |
| | |причинность и зависимость(причина и действие), |
| | |общение(взаимодействие между действующим и подвергающимся|
| | |действию) |
|4. |Модальности |Возможность - невозможность, Существование - |
| | |несуществование, Необходимость - случайность. |
Подход Гегеля к категории прекрасного пронизан историзмом. В прекрасном он
видел один из этапов общемирового движения духа (абсолютной идеи). В своем
развитии дух обретает гармоничное единство с материальной формой, идея
находит полное и адекватное выражение в форме, и это прекрасно. Такого
состояния абсолютная идея достигает в век классического искусства (древняя
Греция). Красота для Гегеля - сфера искусства.
Русский мыслитель Н.Г. Чернышевский полагал, что прекрасное есть жизнь,
соответствующая нашему пониманию о том, какой она должна быть. Эта
концепция ориентирована на материалистическое понимание красоты, но несет
на себе печать антропологизма, ибо, по Чернышевскому, прекрасное в
природепредвосхищает человека.
Парадигмы теоретического постижения красоты.
Каждая из многочисленных концепций прекрасного, выдвинутых в истории
эстетической мысли, так или иначе тяготеет к одной из рассмотренных
теоретических моделей эстетического. Другими словами, все разнообразие
теоретических концепций прекрасного можно свести к пяти парадигмам.
Первая парадигма (Платон, Тертуллиан, Фома Аквинский, Гегель) : прекрасное
есть печать или воплощение бога (абсолютной идеи) в конкретных вещах и
явлениях.
Вторая парадигма : действительность эстетически нейтральна, источник ее
красоты - в душе индивида (Т. Липпс, Ш. Лало, Э. Мейман), она возникает
благодаря “ссждению”, “одалживанию” (Жан Поль), “вчувствованию” (Б. Кроче),
“проецированию” (Н. Гартман) духовного богатства человека на
действительность; красота - результат интенционального (направленного,
активного, “обмысливающего”) восприятия предмета субъектом (Ф. Брентано, А.
Мейнонг и другие феноменологи).
Третья парадигма (Сократ, Аристотель, Черн) : прекрасное есть результат
соотнесения свойств жизни с человеком как мерой красоты или с его
практическими потребностями, с его идеалами и представлениями о прекрасной
жизни.
Четвертая парадигма (Д. Дидро и другие французские материалисты) :
прекрасное есть естественное свойство явлений природы.
Пятая парадигма (советские ученые, сторонники “общественной концепции”) :
прекрасное есть объективные явления с их естественными качествами, втянутые
общественным производством, практикой в сферу интересов человека и
обретающие положительную ценность для человечества как рода,
“одухотворенные”, очеловеченные трудом и ставшие сферой свободы, т.е.
сферой владения человеком действительностью.
Гармония, симметрия в окружающем мире воспринимаются нами как
прекрасное. Они заложены как бы в самом фундаменте материи. Взаимодействие
природы и общества, рождает красоту как объективное свойство мира, как
значимость его предметов для человечества, как сферу освоенности мира
человеком и потому свободы.
Первыми предметами эстетического отношения человека и действительности
были орудия труда. Человек получал удовольствие от хорошо сделанного
орудия, в котором форма соответствовала его функции, его назначению. Сам
труд становился источником эстетического наслаждения, возбуждающим в людях
гордость, радость и удивление их способностью к творчеству. С расширением
общественной практики возрастает и круг эстетических ценностей. Человек
начинает эстетически воспринимать и оценивать природуб самого себя и
общество, в котором он живет. То, что для племени, рода было полезным,
желательным, важным, выступали как символ мощи, богатства, оценивалось как
прекрасное.
Труд старше искусства. У человека сначала появляется утилитарное и
только впоследствии на его основе эстетическое отношение к миру. Именно
трудовая деятельность прежде всего обладает эстетической характеристикой.
Возвышенное.
Возвышенное первоначально было осмысленно не как эстетическая категория,
а как стилистическая фигура риторики. В 1в. Греческий ритор Цецилий написал
сочинение “О возвышенном”, где рассматривал правила возвышенного стиля,
техника ораторской речи и классифицировались стилистические фигуры и тропы.
Без имени автора дошел до нас и другой трактат “О возвышенном”, являющийся
ответом на сочинение Цецилия, впрочем далеко переросший это свое прямое
назначение (впоследствии автора назвали Псевдо-Лонгином).
Псевдо-Лонгин сохраняет цецилианскую трактовку возвышенного как
стилистического понятия, но одновременно расширяет его содержание до
значения эстетической категории. Все лучшее в литературе он относит к сфере
возвышенного.
Перечисляя важнейшие духовные источники возвышенного (необычайные мысли
и страхи, красота речи в соединении с великими мыслями), Псевдо-Лонгин
подчеркивает, что возвышенное далеко от мирской суеты, мелочного тщеславия,
богатства, почестей, славы, неограниченной власти. Все это прельщает людей
внешним блеском.
В возвышенном Псевдо-Лонгин видит могучие, проявляющие величие бога силы
природы, которые имеют глубокое философское значение и служат источником
решения проблемы сути жизни. Возвышенное, по Псевдо-Лонгину, поднимает
человека до величия божества, дарит людям бессмертие, мощно и неизгладимо
запечатляет себя в памяти.
В 1757 г. Английский теоретик Э. Берк опубликовал “Философское
исследование о происхождении идей возвышенного и прекрасного”, где положил
начало противопоставлению этих категорий. По его мнению, идеи возвышенного
и прекрасного настолько принципиально различны, что трудно и даже
невозможно соединить их в одном чувстве.
Кант считал, что “возвышенность содержания не в какой-либо вещи в
природе, а только в нашей душе” … возвышенное то притягивает, то
отталкивает, не доставляя положительного удовольствия, а возбуждая
удивление и почтение, которые можно назвать отрицательным наслаждением. Оно
есть гордость человека, возникающая благодаря преодоления страха в процессе
веры. Рационально в суждении Канта то, что он отмечает масштабность и
неосвоенность возвышенного явления, отсутствие по отношению к нему свободы
человека.
Резко противопоставлял прекрасное и возвышенное Ф. Шиллер, считавший,
что возвышенное, в отличие от прекрасного, вызывает неприятное чувство;
неприятна, например, величественная гроза и вспышки молний.
В истории эстетической мысли существовала и иная точка зрения,
сближающая прекрасное и возвышенное. Так, французские эстетики XIX в.
Полагали, что возвышенное есть высшая степень прекрасного (А. Сурио, Н.
Жоффруа) или же прекрасное “в себе, бесконечная красота, которую нельзя
постигнуть (Б. Левек).
Гегель видел в возвышенном тот этап движения абсолютного духа, этап
мирового исторического процесса, которому соответствует романтическая
стадия развития искусства, когда дух, содержание превалируют над материей,
формой. Романтической стадии, по Гегелю, присуще развитие поэзии и музыки -
видев искусство, максимально удовлетворенных и почти оторванных от
материального начала. Именно, поэтому, как он полагал, поэзии и музыке
особенно близки возвышенные образы.
Н.Г. Чернышевский стремился найти реальные основания возвышенного,
привести к земной основе. Он полагал, что возвышенное гораздо больше,
гораздо сильнее других явлений, с которыми сравнивается нами. Возвышенное
раскрывается через сравнение с окружающими явлениями. Определенте
возвышенного носит у Чернышевского количественный и чрезмерно широкий
характер и поэтому не раскрывает адекватно природу этого явления. И все же
определение возвышенного, данное Чернышевским, ценно своей
материалистической ориентацией на действительность.
Немецкий философ Н. Гартман подошел к возвышенному с точки зрения его
восприятия. Для него возвышенное - прекрасное, идущее навстречу потребности
человека в великом, превосходном. Всякая грандиозная, могущественная сила
действует на человека устращающе, подавляет его. Воспринимая возвышенное,
человек сопротивляется его воздействию, преодолевает в себе чувство
собственной значимости.
Суммируя сказанное, можно сделать вывод, что в истории эстетики
сложились две точки зрения на взаимоотношение прекрасного и возвышенного :
1) возвышенное есть превосходная степень прекрасного, особого рода
прекрасное, отличающееся величиной или мощью; 2) возвышенное противоположно
прекрасному, и как его восприятие возникает эстетически негативная реакция.
Итак, возвышенное - это объективное эстетическое свойство, присущее
предметам и явлениям, которые обладают широкой положительной общественной
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8