Рефераты. Социальная сфера общественной жизни






отрицать, что такое общество, такое межслоевое взаимодействие скорее по-

своему идеальная модель, чем обыденная реальность.

Большинство современных обществ далеки от этой модели. Или присущи

концентрация власти и ресурсов у численно небольшой элиты. Концентрация у

элиты таких статусных атрибутов как власть, собственность и образование

препятствует социальному взаимодействию между элитой и другими стратами,

приводит к чрезмерной социальной дистанции между нею и большинством, Это

означает, что средний класс немногочислен и верх лишен связи с остальными

группами. Очевидно, что такой социальный порядок способствует

разрушительным конфликтам.

В своем труде “Государство” Платон утверждал, что правильное

государство можно научно обосновывать, а не искать ощупью, страшась, веря и

импровизируя.

Платон предполагал, что это новое, научно спроектированное общество

будет не только осуществлять принципы справедливости, но и обеспечивать

социальную стабильность и внутреннюю дисциплину. Именно таким он

представлял общество, руководимое правителями (блюстителями).

Аристотель в “Политике” также рассмотрел вопрос о социальном

неравенстве. Он писал, что ныне во всех государствах есть три элемента:

один класс - очень богат; другой - очень беден; третий же - средний. Этот

третий - наилучший, поскольку его члены по условиям жизни наиболее готовы

следовать рациональному принципу. Именно из бедняков и богачей одни

вырастают преступниками, а другие мошенниками.

Реалистически размышляя о стабильности государства, Аристотель

отмечал, что необходимо думать о бедных, ибо у государства, где множество

бедняков исключено из управления, неизбежно будет много врагов. Ведь

бедность порождает бунт и преступления там, где нет среднего класса и

бедных огромное большинство, возникают осложнения, и государство обречено

на гибель. Аристотель выступал как против власти бедняков, лишенных

собственности, так и против эгоистического правления богатой плутократии.

Лучшее общество формируется из среднего класса, и государство, где этот

класс многочисленнее и сильнее, чем оба других, вместе взятых, управляется

лучше всего, ибо обеспечено общественное равновесие.

Социальная мобильность.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным,

опубликовавшим в 1927 году книгу “ Social Mobility , Its Forms and

Fluctuation”.

Он писал: “Под социальной мобильностью понимается любой переход

индивида или социального обьекта (ценности) т.е. всего того, что создано

или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции

в другую. Существуют два основных типа социальной мобильности:

горизонтальная и вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью,

или перемещением, подразумевается переход индивида или социального объекта

из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же

уровне. Перемещение некоего индивида из баптистской в методистскую

религиозную группу, из одного гражданства в другое, из одной семьи (как

мужа, так и жены) в другую при разводе или при повторном браке, с одной

фабрики на другую, при сохранении при этом своего профессионального статуса

- все это примеры горизонтальной социальной мобильности. Ими же являются

перемещения социальных объектов (радио, автомобиля, моды, идеи коммунизма,

теории Дарвина) в рамках одного социального пласта, подобно перемещению из

Айовы до Калифорнии или с некоего места до любого другого. Во всех этих

случаях “перемещение” может происходить без каких - либо заметных изменений

социального положения индивида или социального объекта в вертикальном

направлении.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,

которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из

одного социального пласта в другой. В зависимости от направлений

перемещений существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и

нисходящая, т.е. социальный подъем и социальный спуск. В соответствии с

природой стратификации есть нисходящие и восходящие течения экономической,

политической и профессиональной мобильности, не говоря уже о других менее

важных типах. Восходящие течения существуют в двух основных формах:

проникновение индивида из нижнего пласта в существующий более высокий

пласт; создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы

в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта.

Соответственно и нисходящие течения так же имеют две формы: первая

заключается в падении индивида с более высокой исходной группы, к которой

он ранее принадлежал; другая форма проявляется в деградации социальной

группы в целом, в понижении ее ранга на фоне других групп или разрушении ее

социального единства. В первом случае падение напоминает нам человека,

упавшего с корабля, во втором - погружение в воду самого судна со всеми

пассажирами на борту или крушение корабля, когда он разбивается вдребезги.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как

добровольное перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной

иерархии; и мобильность, диктуемая структурными изменениями (например

индустриализацией и демографическими факторами). При урбанизации и

индустриализации происходит количественный рост профессий и соответствующие

изменения требований к квалификации и профессиональной подготовке. Как

следствие индустриализации наблюдается относительный рост рабочей силы,

занятости в категории “белых воротничков”, уменьшение абсолютной

численности сельскохозяйственных рабочих. Степень индустриализации

фактически коррелирует с уровнем мобильности, так как ведет к росту числа

профессий высокого статуса и к падению занятости в профессиональных

категориях низшего ранга.

Следует отметить, что многие сравнительные исследования показали: под

влиянием сил изменения в стратификационных системах. Прежде всего,

возрастает социальная дифферентация. Передовая технология дает толчок

возникновению большого числа новых профессий. Индустриализация приводит в

большее соответствие профессионализм, подготовку и вознаграждение. Иными

словами для индивидов и групп становится характерной тенденция к

относительно устойчивым позициям в ранжированной стратификационной

иерархии. В итоге усиливается социальная мобильность. Уровень мобильности

возрастает в основном вследствие количественного роста профессий в середине

стратификационной иерархии, т.е. за счет вынужденной мобильности, хотя

активизируется и добровольная, так как большой вес приобретает ориентация

на достижение.

Столь же, если не в большей мере, влияет на уровень и характер

мобильности система общественного устроения. Ученые давно обратили внимание

на качественные различия в этом отношении между обществами открытого и

закрытого типа. В открытом обществе нет формальных ограничений мобильности

и почти отсутствуют ненормальные.

Закрытое общество, жесткой структурой препятствующее увеличению

мобильности, тем самым противостоит нестабильности.

Социальную мобильность правильнее было бы назвать обратной стороной

той же проблемы неравенства, ибо, как отмечал М. Бьютл, “социальное

неравенство усиливается и узаконивается в процессе социальной мобильности,

функцией которой является отвод в безопасные каналы и сдерживание

недовольства.

В закрытом обществе мобильность вверх ограничена не только

количественно, но и качественно, поэтому индивиды, достигшие верхов, но не

получающие той доли социальных благ, на которую они рассчитывали, начинают

рассматривать существующий порядок как помеху к достижению своих законных

целей и стремятся к радикальным изменениям. Среди лиц, мобильность которых

направлена вниз, в закрытом обществе часто оказываются те, кто по

образованию и способностям более подготовлен к руководству, чем основная

масса населения, - из них и формируются вожди революционного движения в тот

период, когда противоречия общества приводят к конфликту в нем классов.

В открытом обществе, где сохранилось мало барьеров, мешающих

продвижению вверх, те, кто поднимаются вверх, имеют тенденцию отходить от

политической ориентации класса, в который они перешли. Аналогично выглядит

поведение тех, кто снижает свое положение. Таким образом, те, кто

поднимаются в высшую страту, менее консервативны, чем постоянные члены

высшей страты. С другой стороны, “сброшенные вниз” являются более левыми,

чем стабильные члены низшей страты. Следовательно, движение в целом

способствует стабильности и в то же время динамизму открытого общества.

Динамика социальной стратификации в России

9О-е годы ХХ века, по всей видимости, войдут в историю России как

эпоха трех революций, или, возможно, трех стадий одной революции, жестко

предопределяющих друг друга. Первая, политическая, завершилась в августе

1991 года; вторая, экономическая, дает первые ощутимые плоды. Однако

параллельно с ней и обгоняя ее, будет набирать ход третья - социальная

революция, которая станет реальностью очень скоро, но окончательно изменит

облик России лишь на исходе тысячелетия.

Подобная расстановка приоритетов вполне естественна: политика и

экономика - это злободневные темы, а злобой дня сегодня является задача

"накормить народ". Нет ничего очевиднее с точки зрения здравого смысла.

Согласно уверениям некоторых политиков, правительство может достаточно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.