Рефераты. Социальная сфера общественной жизни






интересы и являются тем экономическим механизмом, который объединяет,

сплачивает определенные группы людей — классы. Сами классы выступают как

своеобразное закрепление, воплощение определенных интересов в

жизнедеятельности общественных групп2.

Совокупная деятельность общества по производству материально-духовных

благ выступает объективной, материально-производственной основой народа как

социальной общности. Спрашивается, является ли этот фактор социально-

образующим фактором и для классов? По-видимому, ответ не может быть

однозначным. Конечно, общая трудовая деятельность трудящихся классов,

многообразные контакты, общие ценности, установки и т.д., которые

складываются в ходе этой деятельности, объединяют людей в класс. В этом

смысле исключать социально-интегрирующую роль этого фактора при

характеристике классов, тем более в конкретных исторических условиях,

нельзя. Вместе с тем при выделении класса как общности акцент делается не

столько на совместной трудовой деятельности как таковой, сколько на общей

роли в общественной организации определенной группы людей, что и выражается

в одной из черт ленинского определения. Так что не трудовая деятельность

как таковая, а именно специфическая роль, своеобразная функция в совокупной

трудовой деятельности общества выступает специфическим признаком класса как

социальной общности.

В этой связи интересен и вопрос о территории как факторе класса как

общности. Обычно эта проблема в литературе даже не ставится. Видимо,

исходят при этом из посылки, что территория не разделяет классы, что на

одной и той же территории, равно как и на совершенно разных территориях,

существуют и функционируют как различные, так и одни и те же классы. Отсюда

делается вывод, что территория не входит в число признаков класса.

Соглашаясь с этим выводом в целом, мы бы хотели заметить, что вообще

исключить проблему территорий из характеристики классов было бы

неточностью. Это особо очевидно при конкретном анализе конкретных классов.

Так, каждый класс существует, функционирует на определенной территории

государства, например рабочий класс Италии, крестьяне Испании и т.д. Кроме

того, есть специфические аспекты территориального размещения классов:

крестьянство, например, связано с сельской местностью, индустриальные

рабочие — в основном с городской средой обитания. Видимо, при определенных

условиях имеет значение рассмотрение территориальной эволюции классов,

например образование рабочего класса в бывших национальных окраинах СССР.

Все это свидетельствует, что связь классов как общности с территорией имеет

определенное содержание.

Остается ответить на вопрос: можно ли выделять сознательно-духовные

факторы классовой общности, можно ли эти факторы считать одним из признаков

самой классовой общности?

В общем виде на поставленный вопрос мы уже ответили, когда речь шла о

факторах и признаках народа как общности. Мы считаем, что классовую

общность не только можно, но и должно рассматривать и в плане сознательно-

духовных характеристик.

В число признаков классов, на наш взгляд, включаются те субъективно-

сознательные факторы, которые порождаются их непосредственным бытием и

которые функционируют как непосредственная духовная форма осуществления

этого бытия. Применительно к классам это означает, что к собственным

признакам классов можно относить определенные социально-психологические

характеристики данного класса, например чувство сопричастности

представителям этого же класса, установки, выражающие отношение к другим

классам, традиции, связанные с образом жизни данного класса, и т.п. Эти

черты, если можно так выразиться, живут и функционируют в недрах самого

класса как его общий, коллективный продукт, они никем специально не

создаются, не отменяются, но выступают скрепами, соединительными нитями,

связывающими группу людей в нечто целостное. Эти черты класса выступают

формой его духовной ориентации в конкретных условиях бытия, и выступают как

собственные признаки классовой общности, неотделимые от самой этой

общности1. Вполне понятно, что классово-интегрирующая роль духовных

факторов развертывается лишь на базе, основе, общности объективных

экономических интересов как своеобразное дополнение, развитие

интегрирующего действия этих интересов. Если же этих объективных основ

общности нет, то никакие сознательные факторы ее сплотить, естественно, не

могут.

Как и другие социальные общности, классы, складываясь, обретают свою

качественную определенность, свою внутреннюю границу, отделяющую их от

других классов, других социальных групп.

Качественная характеристика класса как социальной общности выражается во

многих параметрах. Это и определенное развитие экономического интереса

класса, и степень подчиненности всей жизнедеятельности членов данного

класса этому общему интересу. Это и развитие образа жизни, общего для всех

представителей класса, и социально-регулятивное воздействие этого образа

жизни на весь спектр отношений индивидов данного класса к обществу, другим

людям. Это и определенные черты социально-психологического облика данных

людей, их установок, ценностных ориентации, нравственных принципов,

предпочтений и т.д. Все это вместе взятое и выделяет класс как социальную

общность, как бы очерчивает его рамки во всей совокупности народонаселения

общества.

Вполне понятно, что по мере складывания классов как социальных общностей,

по мере их развития конструируется и своеобразная область общественных

отношений — отношений классов. Собственно, в данном случае налицо

определенное взаимодействие: по мере конструирования классов складываются

отношения между ними и по мере складывания этих отношений развиваются как

общности и сами классы. Спектр этих отношений исключительно широк — начиная

от самых острых, непримиримых форм конфронтации, классовой борьбы в

антагонистическом частнособственническом обществе и кончая союзом,

содружеством классов, идущих по общей дороге созидания.

Социальная страфитикация

Еще древний философ Платон размышлял над расслоением людей на богатых и

бедных. Он считал, что государство представляет из себя как бы два

государства. Одно составляют бедные, другое - богатые, и все они живут

вместе, строя друг другу всяческие козни.

Разнообразие отношений ролей, позиций приводят к различиям между

людьми в каждом конкретном обществе. Проблема сводится к тому, чтобы каким

- то образом упорядочить эти отношения между категориями людей,

различающихся во многих аспектах.

Что же такое неравенство? В самом общем виде неравенство означает, что

люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным

ресурсам материального и духовного потребления. Для описания системы

неравенства между группами людей в социологии широко применяют понятие

“социальной стратификации”.

При рассмотрении проблемы социального неравенства вполне оправдано

исходить из теории социально - экономической неоднородности труда. Выполняя

качественно неравные виды труда, в разной степени удовлетворяя общественные

потребности, люди иногда оказываются, заняты экономически неоднородным

трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной

полезности.

Именно социально - экономическая неоднородность труда не только

следствие, но и причина присвоения одними людьми власти, собственности,

престижа и отсутствия всех этих знаков продвинутости в общественной

иерархии у других. Каждая из групп вырабатывает свои ценности и нормы и

опираются на них, если они размещаются по иерархическому принципу, то они

являются социальными слоями.

В социальной стратификации имеет тенденцию наследование позиций.

Действие принципа наследования позиций приводит к тому, что далеко не все

способные и образованные индивиды имеют равные шансы занять властные,

обладающие высокими принципами и хорошо оплачиваемые позиции. Здесь

действуют два механизма селекции: неравный доступ к подлинно качественному

образованию; неодинаковые возможности получения позиций в равной степени

подготовленными индивидами.

Социальная стратификация обладает традиционным характером. Поскольку

при исторической подвижности формы ее сущность, то есть неравенство

положения разных групп людей, сохраняется на протяжении всей истории

цивилизации. Даже в примитивных обществах возраст и пол в сочетании с

физической силой был важным критерием стратификации.

Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой

распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все

же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Стратификация, как и любая другая наука, имеет свои формы. До сих пор

мы говорили о неравенстве без учета его формы, Между тем от формы зависит и

интенсивность стратификации. Теоретические возможности здесь колеблются от

такой крайности, когда любому статусу приписывается одинаковое количество и

того и другого и третьего. Крайних форм стратификации не было ни в одном

историческом объекте.

Сопоставим ситуацию, когда в обществе многочисленны социальные слои,

социальная дистанция между которыми невелика, уровень мобильности высок,

низшие слои составляют меньшинство членов общества, быстрый технологический

рост постоянно повышает “ планку” содержательного труда на нижних ярусах

производственных позиций, социальная защищенность слабых, помимо прочего,

гарантирует сильным и продвинутым спокойствие и реализацию потенций. Трудно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.