Рефераты. Социальная сфера общественной жизни






и разрушающие государственность формы путем пропаганды идей

исключительности своей нации, утверждения ее особой миссии в развитии

страны, разжигания межнационального недоверия и розни. Нередко под

национальными лозунгами скрывается и сознательная установка определенных

элитарных группировок, в том числе поддерживаемых из-за рубежа, на

дезинтеграцию государства и общества, на изменение государственных границ,

нагнетание региональной и международной напряженности.

Хорошей питательной средой для формирования политической поддержки

такого рода разрушительных для государства целей становится и

недостаточный уровень национального самосознания граждан, низкий уровень

образования гуманитарной интеллигенции «малых» наций, массовое

распространение в элитарных и не элитарных слоях межнациональных

предрассудков, отсутствие у широких слоев населения склонности к

компромиссам, терпимости к религиозным и иным характерным отличительным

чертам жизни представителей другой национальности.

Наиболее важной объективной причиной возникновения национальных

движений, формулировки их целей, придания им той или иной интенсивности и

продолжительности являются разнообразные межнациональные

(этнополитические) конфликты, которые не могут быть урегулированы за счет

внутренних ресурсов сторон.

Конфликты такого рода нередко опосредуют разнообразные противоречия и

асимметричные отношения групп социально-экономического, территориального,

демографического и иного характера, придавая им своеобразный оттенок и

усложняя пути и методы выхода из конфликтных ситуаций. При этом

национальные аспекты, как правило, способны играть роль детонатора

различных социальных противоречий, придавая противоборству чрезвычайную

стремительность и остроту. Более того, различные политические силы порой

стремятся сознательно свести те или иные социальные групповые конфликты к

национальным основаниям. В связи с этим в науке нередко высказываются

мнения о том, что любые расхождения позиций или неравенство ресурсов у

национальных (этнических) общностей неизбежно

приводит к острым конфликтам. Однако практический опыт развития

межнациональных отношений в ряде таких стран, как Швейцария, Голландия,

Бельгия и некоторых других, показывает возможность установления

взаимоуважительных и политически стабильных

отношений между различными национальными, этническими и расовыми группами.

Наиболее распространенными являются конфликты между национальными

(этническими) группами в полиэтнических государствах,

возникающие на основе различий во владении теми или иными социальными

ресурсами, а также между национальным большинством и

меньшинством. Как правило, причинами такого положения дел в не

малой степени служат факторы естественно-исторического характера,

заселенность определенных территорий, тесная связь отдельных

групп с теми или иными видами хозяйственной деятельности, процессы

ассимиляции и миграции отдельных наций, эволюция административно-

территориальной организации государства, а также сокращение его реальных

возможностей. Например, в результате формирования социально-экономической

периферии в России (в частности, это относится к районам Крайнего Севера,

испытывающим постоянные трудности в обеспечении ресурсами) материальное

неравенство проживающих там граждан непосредственно предстает как

национальное.

Специфические конфликты возникают и в результате идентификации

этнических меньшинств с родственной общностью, проживающей в соседних

странах (например, у турок в Болгарии, венгров в Румынии, русских в

Молдавии и т.д.). Примерно такие же противоречия возникают и вследствие

формирования этнических анклавов, складывающихся в результате этнической

эмиграции из соседних государств, а также воссоединения ранее раздробленных

этносов и восстановления прав репрессированных народов.

Среди множества межнациональных конфликтов прежде всего следует отметить

те, которые возникают на почве наиболее политически значимых противоречий

между государством (центральной бюрократией) и национальной группой. Чаще

всего данный конфликт связан с систематическим ущемлением прав последней

(юридическим или фактическим). Такие отношения могут приобретать различные

формы: немотивированного ужесточения контроля за жизнью данной части

населения, создания препятствий в кадровом росте, проведения незаслуженных

репрессий и т.д. Например, в СССР статус негласной государственной политики

приобрело дискриминационное отношение властей к гражданам еврейской

национальности, которые подвергались различным формам социального

притеснения и унижения.

Во многих странах весьма распространенным типом межнациональных

конфликтов является противоречие между титульной (коренной, дающей

официальное название государству) и нетитульной (некоренной) нациями. Такое

положение может выражаться в сужении представителям последней возможностей

для вероисповедания, обучения детей на родном языке, установлении

чрезмерных требований в освоении государственного языка, дискриминации по

национальному признаку в области здравоохранения, образования,

профессионального кадрового роста и т.д. Причем такие противоречия могут

возникать даже тогда, когда нетитульная нация превосходит титульную по

численности. Как свидетельствует опыт преобразований в большинстве

современных Прибалтийских государств, самым серьезным последствием такой

политики является масштабная социальная дискриминация и превращение

представителей нетитульной (в данном случае русской) нации в «людей второго

сорта». В структуре межнациональных отношений особое место занимают и так

называемые межэтнические конфликты. Их особенность состоит в том, что

степень их урегулированности слабо зависит от рациональных действий по

использованию институтов власти и преобразованию характера их деятельности,

проведения согласительной политики и использования всевозможных техник

примирения (этим они отличаются от других типов межнациональных

конфликтов). Причина крайней степени устойчивости подобных конфликтов

заключается в том, что источники их напряженности, как правило, лежат в

эмоционально-чувственной сфере, органически подкрепляясь действием бытовых

традиций, некритически воспринятыми, «с молоком матери» впитанными оценками

и суждениями, подсознательными, в том числе религиозными, стереотипами и

стандартами, выражающими трудно изменяемое некомплиментарное отношение к

людям другой национальности.

Этническая несовместимость, неспособность жить в мире «соприкасающихся

наций» (С. Хантингтон) служит выражением культурной дистанции, которая

порой является условием самого существования этносов. Причем эта дистанция

трудно преодолима как для групп, так и на индивидуальном уровне. Нередко

такие конфликты выливаются в ожесточенные, в том числе вооруженные,

столкновения отдельных этнических образований (тейпов, махалей), ведущих

борьбу друг с другом на протяжении долгих лет. И подчас требуется жизнь не

одного поколения, чтобы такое взаимонепонимание утратило свою остроту и

агрессивность.

Межнациональные (межэтнические) противоречия проявляются как на уровне

политических институтов (движений), так и на межличностном, бытовом уровне.

На этом уровне формируются разнообразные стереотипы враждебности,

недоброжелательства, провоцируются стихийные мятежи, выступления,

террористические акции, самосуд и т.п. В этом отношении важнейшим фактором

примирения сторон является взвешенная политика государства, направленная на

выравнивание прав представителей всех проживающих на его территории

национальностей и предоставление им возможностей жизни в

соответствии со своими убеждениями.

Класс как социальная общность. Учение о классах, их отношениях занимает

большое место во всей марксистской концепции. Этому учению посвящена

обширная литература, разные его аспекты тщательно и глубоко разработаны.

Что же понимает социальная философия марксизма под общественными классами,

как она их определяет?

Прежде всего подчеркнем, что в социальной философии исходным для

понимания сущности классов является определенное их выведение из

материального производства, понимание материального производства в качестве

важнейшего фактора конституирование классов.

Вместе с тем связь классов с материальным производством отнюдь не

противоречит тому, что данная общность складывается под определяющим

воздействием какой-то одной стороны материального производства. Такой

стороной являются производственные отношения общества. Показательным в этом

отношении является известное ленинское определение класса. В.И. Ленин

писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту

в исторически определенной системе общественного производства, по их

отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к

средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а

следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного

богатства, которой они располагают»1. Если оценить эти черты классов в их

собственно экономическом значении, то перед нами предстанет определенная

характеристика структуры производственных отношений, которая и выражена

В.И. Лениным через определение класса.

Производственные отношения воплощаются, реализуются в определенных

экономических интересах людей. Эти интересы на определенных этапах развития

производства дифференцируются, существенно различаются между собой, а то и

противоречат друг другу. Вот эти объективные производственно-экономические

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.