и разрушающие государственность формы путем пропаганды идей
исключительности своей нации, утверждения ее особой миссии в развитии
страны, разжигания межнационального недоверия и розни. Нередко под
национальными лозунгами скрывается и сознательная установка определенных
элитарных группировок, в том числе поддерживаемых из-за рубежа, на
дезинтеграцию государства и общества, на изменение государственных границ,
нагнетание региональной и международной напряженности.
Хорошей питательной средой для формирования политической поддержки
такого рода разрушительных для государства целей становится и
недостаточный уровень национального самосознания граждан, низкий уровень
образования гуманитарной интеллигенции «малых» наций, массовое
распространение в элитарных и не элитарных слоях межнациональных
предрассудков, отсутствие у широких слоев населения склонности к
компромиссам, терпимости к религиозным и иным характерным отличительным
чертам жизни представителей другой национальности.
Наиболее важной объективной причиной возникновения национальных
движений, формулировки их целей, придания им той или иной интенсивности и
продолжительности являются разнообразные межнациональные
(этнополитические) конфликты, которые не могут быть урегулированы за счет
внутренних ресурсов сторон.
Конфликты такого рода нередко опосредуют разнообразные противоречия и
асимметричные отношения групп социально-экономического, территориального,
демографического и иного характера, придавая им своеобразный оттенок и
усложняя пути и методы выхода из конфликтных ситуаций. При этом
национальные аспекты, как правило, способны играть роль детонатора
различных социальных противоречий, придавая противоборству чрезвычайную
стремительность и остроту. Более того, различные политические силы порой
стремятся сознательно свести те или иные социальные групповые конфликты к
национальным основаниям. В связи с этим в науке нередко высказываются
мнения о том, что любые расхождения позиций или неравенство ресурсов у
национальных (этнических) общностей неизбежно
приводит к острым конфликтам. Однако практический опыт развития
межнациональных отношений в ряде таких стран, как Швейцария, Голландия,
Бельгия и некоторых других, показывает возможность установления
взаимоуважительных и политически стабильных
отношений между различными национальными, этническими и расовыми группами.
Наиболее распространенными являются конфликты между национальными
(этническими) группами в полиэтнических государствах,
возникающие на основе различий во владении теми или иными социальными
ресурсами, а также между национальным большинством и
меньшинством. Как правило, причинами такого положения дел в не
малой степени служат факторы естественно-исторического характера,
заселенность определенных территорий, тесная связь отдельных
групп с теми или иными видами хозяйственной деятельности, процессы
ассимиляции и миграции отдельных наций, эволюция административно-
территориальной организации государства, а также сокращение его реальных
возможностей. Например, в результате формирования социально-экономической
периферии в России (в частности, это относится к районам Крайнего Севера,
испытывающим постоянные трудности в обеспечении ресурсами) материальное
неравенство проживающих там граждан непосредственно предстает как
национальное.
Специфические конфликты возникают и в результате идентификации
этнических меньшинств с родственной общностью, проживающей в соседних
странах (например, у турок в Болгарии, венгров в Румынии, русских в
Молдавии и т.д.). Примерно такие же противоречия возникают и вследствие
формирования этнических анклавов, складывающихся в результате этнической
эмиграции из соседних государств, а также воссоединения ранее раздробленных
этносов и восстановления прав репрессированных народов.
Среди множества межнациональных конфликтов прежде всего следует отметить
те, которые возникают на почве наиболее политически значимых противоречий
между государством (центральной бюрократией) и национальной группой. Чаще
всего данный конфликт связан с систематическим ущемлением прав последней
(юридическим или фактическим). Такие отношения могут приобретать различные
формы: немотивированного ужесточения контроля за жизнью данной части
населения, создания препятствий в кадровом росте, проведения незаслуженных
репрессий и т.д. Например, в СССР статус негласной государственной политики
приобрело дискриминационное отношение властей к гражданам еврейской
национальности, которые подвергались различным формам социального
притеснения и унижения.
Во многих странах весьма распространенным типом межнациональных
конфликтов является противоречие между титульной (коренной, дающей
официальное название государству) и нетитульной (некоренной) нациями. Такое
положение может выражаться в сужении представителям последней возможностей
для вероисповедания, обучения детей на родном языке, установлении
чрезмерных требований в освоении государственного языка, дискриминации по
национальному признаку в области здравоохранения, образования,
профессионального кадрового роста и т.д. Причем такие противоречия могут
возникать даже тогда, когда нетитульная нация превосходит титульную по
численности. Как свидетельствует опыт преобразований в большинстве
современных Прибалтийских государств, самым серьезным последствием такой
политики является масштабная социальная дискриминация и превращение
представителей нетитульной (в данном случае русской) нации в «людей второго
сорта». В структуре межнациональных отношений особое место занимают и так
называемые межэтнические конфликты. Их особенность состоит в том, что
степень их урегулированности слабо зависит от рациональных действий по
использованию институтов власти и преобразованию характера их деятельности,
проведения согласительной политики и использования всевозможных техник
примирения (этим они отличаются от других типов межнациональных
конфликтов). Причина крайней степени устойчивости подобных конфликтов
заключается в том, что источники их напряженности, как правило, лежат в
эмоционально-чувственной сфере, органически подкрепляясь действием бытовых
традиций, некритически воспринятыми, «с молоком матери» впитанными оценками
и суждениями, подсознательными, в том числе религиозными, стереотипами и
стандартами, выражающими трудно изменяемое некомплиментарное отношение к
людям другой национальности.
Этническая несовместимость, неспособность жить в мире «соприкасающихся
наций» (С. Хантингтон) служит выражением культурной дистанции, которая
порой является условием самого существования этносов. Причем эта дистанция
трудно преодолима как для групп, так и на индивидуальном уровне. Нередко
такие конфликты выливаются в ожесточенные, в том числе вооруженные,
столкновения отдельных этнических образований (тейпов, махалей), ведущих
борьбу друг с другом на протяжении долгих лет. И подчас требуется жизнь не
одного поколения, чтобы такое взаимонепонимание утратило свою остроту и
агрессивность.
Межнациональные (межэтнические) противоречия проявляются как на уровне
политических институтов (движений), так и на межличностном, бытовом уровне.
На этом уровне формируются разнообразные стереотипы враждебности,
недоброжелательства, провоцируются стихийные мятежи, выступления,
террористические акции, самосуд и т.п. В этом отношении важнейшим фактором
примирения сторон является взвешенная политика государства, направленная на
выравнивание прав представителей всех проживающих на его территории
национальностей и предоставление им возможностей жизни в
соответствии со своими убеждениями.
Класс как социальная общность. Учение о классах, их отношениях занимает
большое место во всей марксистской концепции. Этому учению посвящена
обширная литература, разные его аспекты тщательно и глубоко разработаны.
Что же понимает социальная философия марксизма под общественными классами,
как она их определяет?
Прежде всего подчеркнем, что в социальной философии исходным для
понимания сущности классов является определенное их выведение из
материального производства, понимание материального производства в качестве
важнейшего фактора конституирование классов.
Вместе с тем связь классов с материальным производством отнюдь не
противоречит тому, что данная общность складывается под определяющим
воздействием какой-то одной стороны материального производства. Такой
стороной являются производственные отношения общества. Показательным в этом
отношении является известное ленинское определение класса. В.И. Ленин
писал: «Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту
в исторически определенной системе общественного производства, по их
отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к
средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а
следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного
богатства, которой они располагают»1. Если оценить эти черты классов в их
собственно экономическом значении, то перед нами предстанет определенная
характеристика структуры производственных отношений, которая и выражена
В.И. Лениным через определение класса.
Производственные отношения воплощаются, реализуются в определенных
экономических интересах людей. Эти интересы на определенных этапах развития
производства дифференцируются, существенно различаются между собой, а то и
противоречат друг другу. Вот эти объективные производственно-экономические
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6