Рефераты. Шпоры для магистранта БГУ






Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений

и зависимостей между ними. На уровне же теретического познания происходит

выделение сущностных связей в чистом виде.

Эмпирическая является результатом индуктивного обобщения опыта и

представляет собой вероятностно-истинное знание.

Теоретический же закон – это всегда знание достоверное.

Эмпирическое исследование изучает явления и их корреляции; в этих

корреляциях, в отношениях между явлениями оно может уловить проявление

закона. Но в чистом виде он дается только в результате теоретического

исследования.

б) Средствам.

Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом

взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Он предполагает

осуществление наблюдений и экспериментальную деятельность.

На теоретическом уровне объект может изучаться только опосредованно, в

мысленном эксперименте. Задачей теоретического исследования является

познание сущности в чистом виде.

Эмпирические объекты – абстракции, наделенные признаками, которые можно

обнаружить в реальном объекте, но не наоборот.

Теоретические объекты – наделены не только теми признаками, которые мы

можем обнаружить в реальном взаимодействии реальных объектов, но и

признаками, которых нет ни у одного реального объекта (материальная точка –

тело, лишенное размера и сосредоточившее в себе всю массу).

в) Методам.

Методы эмпирического исследования – реальный эксперимент и реальное

наблюдение. Важную роль также играют методы эмпирического описания,

ориентированные на максимально очищенную от субъективных наслоений

объективную характеристику изучаемых явлений.

Методы теоретического исследования – идеализация (метод построения

идеализированного объекта); мысленный эксперимент с идеализированными

объектами; методы построения теории (восхождение от абстрактного к

конкретному, гипотетико-духовный метод); методы логического и исторического

исследований.

Структура эмпирического и теоретического уровней знания.

Эмпирический уровень.

Наблюдения – первичная информация в форме непосредственных чувственных

данных субъекта наблюдения. Эмпирические факты – рациональная обработка

данных наблюдения и поиск в них устойчивого, инвариантного содержания.

Теоретический уровень.

Частные теоретические модели и законы – теория, относящаяся к достаточно

ограниченной области явлений. Закон характеризует отношения идеальных

объектов теоретической модели, а опосредованно он применяется к описанию

эмпирической реальности.

Развитая теория – обобщающая теоретическая модель, которая охватывает все

частные случаи.

Методы научного исследования. Общенаучные и специальные методы.

В структуре научного знания выделяют прежде всего два уровня знания –

эмпирический и теоретический. Им соответствуют два взаимосвязанных, но в то

же время специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и

теоретическое исследование. Эмпирическое знание имеет сложную структуру и

можно выделить по меньшей мере два подуровня: наблюдений и эмпирических

фактов.

Данные наблюдения содержат первичную информацию, которую мы получаем

непосредственно в процессе наблюдения за объектом. Эта информация дана в

особой форме – в форме непосредственных чувственных данных субъекта

наблюдения, которые фиксируются в форме протоколов наблюдения. Протоколы

наблюдения выражают информацию, получаемую наблюдателем, в языковой форме.

В протоколах указывается кто осущ-ет наблюдение, с помощью каких приборов,

даются характеристики прибора.Это не случайно поскольку в данных наблюдений

наряду с объективной информацией о явлениях содержится некоторый пласт

субъективной информации, зависящий от условий наблюдения, приборов и т.д.

Приборы могут давать ошибки, поэтому данные наблюдения еще не являются

достоверным знанием, и на них на может опираться теория. Базисом теории

являются эмпирические факты. В отличии от данных наблюдения – это всегда

достоверная, объективная информация; это такое описание явлений и связей

м/у ними, где сняты субъективные наслоения. Поэтому переход от наблюдений к

фактам сложный процесс. Этот процесс предполагает следующие познавательные

операции. (1) рациональную обработку данных наблюдения и поиск в них

устойчивого, инвариантного содержания. Для формирования факта необходимо

сравнить наблюдения выделить повторяющиеся, устранить случайные и с

погрешностью. (2) для установления факта необходимо истолкование

выявляемого в наблюдениях инвариантного содержания. В процессе такого

истолкования широко используются ранее полученные теоретические знания. В

формировании факта участвуют знания, которые проверены независимо от

теории, а факты дают стимул для образования новых теоретических знаний,

которые в свою очередь, если они достоверны, могут снова участвовать в

формировании новейших фактов, и т.п.

Методы научно-эмпирического исследования. (1) Наблюдение –

целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе

которого мы получаем знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях

изучаемых объектов. Процесс наблюдения не пассивное созерцание

действительности – это особая деятельность, включающая наблюдателя, объект

наблюдения и средства наблюдения. Важнейшей особенность наблюдения является

его целенаправленный характер, которая обусловлена наличием предварительных

идей, гипотез, которые ставят задачи наблюдению. Наблюдение связано с

описанием, которое закрепляет и передает результаты наблюдений с помощью

определенных знаковых средств. Эмпирич описание – это фиксация средствами

естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в

наблюдении. Описание подразделяется на два вида – качественное и

количественное. Количественное описание осуществляется с применением языка

математики и предполагает проведение различных измерительных процедур. В

узком смысле слова его можно рассматривать как фиксацию данных измерения. В

широком смысле оно включает также нахождение эмпирических зависимостей м/у

результатами измерений. Лишь с введением метода измерения естествознание

превращается в точную науку. В основе операции измерения лежит сравнение

объектов по каким либо сходным свойствам или сторонам ( рассказать

самостоятельно). Наблюдение и сравнение могут проводится как относительно

самостоятельно, так и в тесной взаимосвязи с экспериментом. В отличии от

обычного наблюдения в эксперименте исследователь активно вмешивается в

протекание изучаемого процесса с целью получить о нем определенные знания.

Исследуемое явление наблюдается здесь в специально создаваемых и

контролируемых условиях, что позволяет восстанавливать каждый раз ход

явления при повторении условий.

Проблема истины в философии и подходы к ее решению.

Истина – знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.

Достижение истины – непосредственная цель познания в любой его форме.

Основное свойство истины – объективность. Будучи объективна по своему

внешнему материальному содержанию, истинно по своим внутренним идеальным

содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных

субъективных формах (законах, теориях). Истина есть процесс, а не некий

одноразовый акт постижения объекта сразу, целиком и в полном объеме.

Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории

абсолютного и относительного.

Существует две крайние в понимании отношения абсолютных и относительных

моментов в истине. Догматизм преувеличивает значение устойчивого момента,

релятивизм – изменчивой стороны каждой истины.

Наука в современном обществе. Этические проблемы научного творчества.

В общем виде наука --- это деятельность человека по выработке,

систематизации и проверке знаний. Разумеется чел занимается научной

деятельностью не случайно. Он постоянно имеет дело с проблемами и сложными

задачами, и для того, чтобы с ними справиться, чел необходимы исчерпыв

знания , выработка которых и есть цель всякой научной деятельности.

Полученные знания позволяют объяснить и понять изучаемые процессы,

осуществить предсказание на будущее и соответствующие научные рекомендации.

В наши дни наука имеет разветвленную структуру и научных знаний, и науч

учреждений. Она стала важнейшим фактором формирования дух жизни общ,

культуры и практики общения. Наука отпочковалась от обыденного знания и

вместе с тем она превзошла его по всем статьям. Казалось бы, что наука

может обойтись теперь и без него. В то же время наука не имеет

единовластного мандата на познание. Она имеет взаимодополняющие связи с

повседневным познанием, с философией, этикой, искусством и др. Современную

науку можно определить как сферу исследовательской деятельности,

направленную на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении,

включающую в себя все условия и моменты этого производства: ученых с их

знаниями и способностями, квалификацией и опытом, с разделением и

кооперацией научного труда; научные учреждения, экспериментальное и

лабораторное оборудование; методы научно-исследовательской работы;

понятийный и категориальный аппарат, систему научной информации, а также

всю сумму наличных знаний, выступающих в качестве предпосылки, или

средства, или результата научных исследований. Эти результаты могут

выступать как одна из форм общественного сознания. Наука не ограничивается

естествознанием или точными науками, как сч позитивисты. Она

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.