Рефераты. Шпоры для магистранта БГУ






материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не зависят от

сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые,

нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и

складываются как надстройка под ними, проходя предварительно через сознание

людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только

различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать

конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и

идеологич-е элементы. В связи с усложнением общественной жизни возникают

комплексы общ-х отношений, связанные со специфической деят-тью людей, -

научной, художественной и т.д.

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей,

выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие

совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных

ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты

призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех

или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность

в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует

отношения между полами, поколениями ).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет

свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными

функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей,

типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2)

социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов

поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и

т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми

институтами управления и контроля - органы власти.

Нация и национальный фактор в современном общественном развитии.

НАЦИЯ. Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической

формации. В докапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя

многие их предпосылки как общность территории и языка, общие черты культуры

и хоз деятельности, заложены еще в народности. Становление общности

экономической жизни связано с процессом генезиса и образование капитализма,

ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между

отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в

общенациональный. Нация характеризуется след признаками:

1. Общность территории.

2. Общность языка --- национальный язык, общенародный, разговорный.

3. общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной

специализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей

между ними. Этот процесс специализации различных родов, их усиливающейся

хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом

экономической консолидации нации.

4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного

народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности

песен, танцев, живописи, фольклора).

5. Национальное самосознание --- сознательное отнесение себя к той или

иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие

от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и это

служит аргументом против его существования. В действительности же о нации

как реально существующей и нормально функционирующей общности можно

говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко

выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить

только о этнической общности людей, а не их национальной принадлежности.

Современные философские проблемы --- каково влияние среды на формирование

особенностей этносов и наций? Возможность влиять на национальное

самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же

время сохранение нац культуры. Процесс слияния этносов --- метисы, мулаты.

Он будет только усиливаться. Проблема межнациональных отношений.

Национализм в различных проявлениях.

Общество и природа, как подсистемы объективной реальности. Функционирование

общества, как естественно-исторический процесс.

Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего

того, что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа

делится на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с

ней.

Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм

совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и

образующих некоторую целостность на основе необходимости материального

производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне

и независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для

себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических

процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

№60. Глобальные проблемы современности и главные общественно-политические

процессы.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.