объединяемых чувством, верой и действием». Специфическими чертами толпы
называл иррациональность, внушаемость, преобладание чувств над мыслями,
снижение интеллектуальности, подавление и уничтожение индивидуальности.
Формирование толпы связывал с действием механизма подражания – взаимного
подражания и подражания образцам.
Тард отличал толпу от «публики», которая является не физическим, а
духовным объединением; в публике не утрачивается личностное начало,
предполагается определенный уровень индивидуального развития.
Характерно, что толпа и семья оценивались как формообрахующие элементы
общества; причем семейное начало соотносилось с деревенскими обществами, а
толпа – с городскими.
Изучал массовое общество, механизмы межличностного общения и др.
Лебон, Гюстав (1841–1931) – французский социолог, антрополог.
В своих работах раскрывал проблемы массовой психики и психологии народов.
«Душа народа» едина для всех его представителей, что связано и со
спецификой общественно-исторического процесса. Лебон поддерживал идеи
иерархии рас, влияние расовой принадлежности на психологию индивидов.
Анализируя проблемы «психики толп», отмечал ее особенности: эмоциональный
характер, зараженность общей идеей, сознание непобедимости, внушаемость,
готовность следовать за лидером. В толпе действует «закон духовного
единства толпы», подавляется индивидуальное рациональное начало.
История цивилизации: достижения культуры связаны с деятельностью элиты,
которой толпа подражает. Развитие промышленности, средств массовой
информации, рост городов приведут к тому, что общество вступит в век масс,
где будет доминировать «бессознательная деятельность толпы». Понятия массы
и толпы отождествлял. Лебон выступал противником идей демократии и
равенства; резко критиковал социализм – с властью толпы эволюционирует к
анархии и диктатуре, экономическому краху.
Канетти, Элиас – австрийский писатель.
Творчески развил традицию Ницше–Лебона–Фрейда–Ортеги-и-Гассета. По
Канетти, смерть – идеология и главный инструмент власти. Именно страх
смерти, стремление к выживанию придают динамику системе «масса – власть».
Полинная власть не может не основывваться на массовых убийствах. Не история
губит массы, а антигуманная власть. В трактате «Масса и власть» показал
значение массовых процессов в развитии государств, в формировании мировых
религий. Пришел к выводам о связи феноменов власти и массы; паранойа и
власть – два аналогичных способа реализации единой тенденции личности.
Результат исследования – политическая антропология власти», из которой
следует, что человечество обречено на бесконечное повторение сценариев
деспотизма. Однако существует положительная альтернатива: угроза гибели
человечества в ядерной войне делает бессмысленными попытки реализации
властных импульсов и ведет к выработке новых форм взаимоотношений власти и
массы.
№35. Философская антропология.
Шелер, Макс – нем философ и социолог, один из основателей филос
антропологии, аксиологии. Критически проанализировал основные подходы к
познанию человека в европейской культуре и поставил перед филос
антропологией задачу постижения человека во всей полноте его бытия. Филос
антропология призвана соединить в себе конкретно-научное, предметное
изучение различных сфер человеческого бытия с целостным филос пониманием
сущности человека и критическим переосмыслением филос традиций. Шелер
утверждал, что в человеке природа приходит к концентрированному, высшему
воплощению своего единства. Для выражения человеческой сущности ключевыми
выступают понятия могущественного, но слепого жизненного «порыва» и
всепосигающего, но лишенного самостоятельной энергии «духа». Только жизнь
способна привести в действие и осуществить «дух» – принцип, выражающий
надвитальное (vita – жизнь) предназначение человека. Дух предстает как
нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных,
абсолютных ценностей. Самобытность человека выражает соотнесенность порыва
и духа. При этом, хотя челловека может свободно отвергнуть жизнь, он
призван испытывать преклонение перед жизнью, сохранять и развивать всякую
жизнь. Шелер стремился построить иерарахию объективных ценностей и
обосновать идею Бога в качестве высшей ценности. Переживание человеком
ценностей (любви к Богу, жизни, другому человеку) Шелер трактует не как
психический, а космический акт. Ученый рассматривал многообразие историч
условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных
«жизненных», «духовных»и религиозных ценностей. Проблема соотношения мира
ценностей и наличного реального бытия у Шелера решается с позиций дуализма.
В стремлении человека к созерцанию и постижению абсолютных ценностей –
проявление акта божественной любви. Бог – гарант единства мира и
коммуникативности личностных человеческих миров. Посредством самореализации
личность обеспечивает реализацию духа и своего надвитального
предназначения, трансцендируя (выходя за пределы, перешагивая) за пределы
исходных витальных влечений (голод, инстинкты секса и власти, задающие
социальные структуры хозяйства, семьи, государства). Однако, именно
укоренение духа в витальной сфере, питаемой мощным импульсом жизни,
обеспечивает возможность преодоления им «немощи», энергетической
недостаточности: снятие в духе витальных влечений и обретение им «мощи»
является изоморфным становлению «божественного в человеческом».
Плесснер, Хельмут – немецкий философ, один из родоначальников философской
антропологии. Задачу филос анропологии видел в выявлении базисной структуры
человеческого бытия, объясняющей все специфические свойства и
характеристики человека. Хотел понять человека в единстве биофизической и
духовной сторон, выразившихся в достижениях культуры. Общей базисной
структурой любого живого тела является позициональность=способность
организма во взаимодействии с окружающей средой («позициональным полем»)
поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно
пребывать в становлении и развитии. Согласно Плеснеру, позициональность
реализуется: у растений – вчленением в среду, у животных – проявлением
самостоятельности и способностью отличать себя от чужого, у человека –
«эксцентричностью». Но животное не обладает самосознанием. Человек же
способен осознать себя как «тело», «я в теле» и как «я». «Я» не дано само
по себе как предмет, на ходится вне центра позициональности, что и
выражается понятием экс-центричности. Эксцентричность имеет универсальное
значение определяющей черты человека, что проецирует структуру
человеческого мира – внешний мир, внутренний мир, мир других людей. С этим
связано и обращение к Богу как Абсолюту, противовесу случайности, в котром
человек может обрести опору существованию. Онако в сил своей
эксцентричности человек постоянно стремится к самоизменению, познанию (Рене
Декарт:«Я мыслю значит существую»). Философия призвана постоянно указывать
человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания
кардинальные вопросы бытия, котрые он постоянно должен решать.
№36. Биологич пдоход в философской антропологии
Гелен, Арнольд – немецкий философ, один из основателей философской
антропологии.
Главное антропологическое исследование – «Человек. Его природа и его
положение в мире» (1940) – издавалось тоько при жизни 12 раз. Гелен стасит
задачу в своей антропологической концепции: в противовес метафизической
спекуляции (размышлению о сущности) дать интегративно-научное описание
человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две
субстанции – «тело» и «душу». Средствами такого описания должны служить
«психически нейтральные» понятия, среди них ключевые – «действие»,
«сообщество», «культура». Гелен определяет человека в морфологическом
аспекте человека как неспециализированное, незавершенное и «биологически
недостаточное существо». В отличие от животных, человек живет не в
окружающем мире, а в культурной среде, которая для него предстает как «поле
неожиданностей». будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать
условия своего существования у мира и при этом постигать себя. Человек как
таковой раскрывает себя в этом, а также – в создании ценностной ориентации
в мире. Тем самым природа предопределяет открытось челолвека миру и его
творческую способность к созданию культуры. Гелен относит культуру к
коренным условиям существования человека.
Важнейшим культурным средством самосознания человека и регуляции отношений
в сообществе Гелен считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием
дисциплины понятие морали. Истоиря, общество, социальные институты и нормы
предстают в концепции Гелена как формы, восполняющие биологическую
недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные
устремления.
№53. Структурно-функциональная модель общества
Парсонс, Толкотт - американский социолог. Основная научно-
исследовательская задача - построение системной социологической теории.
В ссоей первой книге «Структура социального действия» (1937) утверждает,
что основным объектом анализа в социологической теории систем действия
является единичный акт, состоящий из - актера; целей деятельности; и
социальной ситуации. Система действия является структурированным набором
единичных актов. Парсонс описывает социальное действие как состояние
напряжения между элементами двух порядков - «нормы» и элементами «условий».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11