Рефераты. Шпоры для магистранта БГУ






объединяемых чувством, верой и действием». Специфическими чертами толпы

называл иррациональность, внушаемость, преобладание чувств над мыслями,

снижение интеллектуальности, подавление и уничтожение индивидуальности.

Формирование толпы связывал с действием механизма подражания – взаимного

подражания и подражания образцам.

Тард отличал толпу от «публики», которая является не физическим, а

духовным объединением; в публике не утрачивается личностное начало,

предполагается определенный уровень индивидуального развития.

Характерно, что толпа и семья оценивались как формообрахующие элементы

общества; причем семейное начало соотносилось с деревенскими обществами, а

толпа – с городскими.

Изучал массовое общество, механизмы межличностного общения и др.

Лебон, Гюстав (1841–1931) – французский социолог, антрополог.

В своих работах раскрывал проблемы массовой психики и психологии народов.

«Душа народа» едина для всех его представителей, что связано и со

спецификой общественно-исторического процесса. Лебон поддерживал идеи

иерархии рас, влияние расовой принадлежности на психологию индивидов.

Анализируя проблемы «психики толп», отмечал ее особенности: эмоциональный

характер, зараженность общей идеей, сознание непобедимости, внушаемость,

готовность следовать за лидером. В толпе действует «закон духовного

единства толпы», подавляется индивидуальное рациональное начало.

История цивилизации: достижения культуры связаны с деятельностью элиты,

которой толпа подражает. Развитие промышленности, средств массовой

информации, рост городов приведут к тому, что общество вступит в век масс,

где будет доминировать «бессознательная деятельность толпы». Понятия массы

и толпы отождествлял. Лебон выступал противником идей демократии и

равенства; резко критиковал социализм – с властью толпы эволюционирует к

анархии и диктатуре, экономическому краху.

Канетти, Элиас – австрийский писатель.

Творчески развил традицию Ницше–Лебона–Фрейда–Ортеги-и-Гассета. По

Канетти, смерть – идеология и главный инструмент власти. Именно страх

смерти, стремление к выживанию придают динамику системе «масса – власть».

Полинная власть не может не основывваться на массовых убийствах. Не история

губит массы, а антигуманная власть. В трактате «Масса и власть» показал

значение массовых процессов в развитии государств, в формировании мировых

религий. Пришел к выводам о связи феноменов власти и массы; паранойа и

власть – два аналогичных способа реализации единой тенденции личности.

Результат исследования – политическая антропология власти», из которой

следует, что человечество обречено на бесконечное повторение сценариев

деспотизма. Однако существует положительная альтернатива: угроза гибели

человечества в ядерной войне делает бессмысленными попытки реализации

властных импульсов и ведет к выработке новых форм взаимоотношений власти и

массы.

№35. Философская антропология.

Шелер, Макс – нем философ и социолог, один из основателей филос

антропологии, аксиологии. Критически проанализировал основные подходы к

познанию человека в европейской культуре и поставил перед филос

антропологией задачу постижения человека во всей полноте его бытия. Филос

антропология призвана соединить в себе конкретно-научное, предметное

изучение различных сфер человеческого бытия с целостным филос пониманием

сущности человека и критическим переосмыслением филос традиций. Шелер

утверждал, что в человеке природа приходит к концентрированному, высшему

воплощению своего единства. Для выражения человеческой сущности ключевыми

выступают понятия могущественного, но слепого жизненного «порыва» и

всепосигающего, но лишенного самостоятельной энергии «духа». Только жизнь

способна привести в действие и осуществить «дух» – принцип, выражающий

надвитальное (vita – жизнь) предназначение человека. Дух предстает как

нечто противоположное жизни, как способность к созерцанию вечных,

абсолютных ценностей. Самобытность человека выражает соотнесенность порыва

и духа. При этом, хотя челловека может свободно отвергнуть жизнь, он

призван испытывать преклонение перед жизнью, сохранять и развивать всякую

жизнь. Шелер стремился построить иерарахию объективных ценностей и

обосновать идею Бога в качестве высшей ценности. Переживание человеком

ценностей (любви к Богу, жизни, другому человеку) Шелер трактует не как

психический, а космический акт. Ученый рассматривал многообразие историч

условий, препятствующих или способствующих осуществлению различных

«жизненных», «духовных»и религиозных ценностей. Проблема соотношения мира

ценностей и наличного реального бытия у Шелера решается с позиций дуализма.

В стремлении человека к созерцанию и постижению абсолютных ценностей –

проявление акта божественной любви. Бог – гарант единства мира и

коммуникативности личностных человеческих миров. Посредством самореализации

личность обеспечивает реализацию духа и своего надвитального

предназначения, трансцендируя (выходя за пределы, перешагивая) за пределы

исходных витальных влечений (голод, инстинкты секса и власти, задающие

социальные структуры хозяйства, семьи, государства). Однако, именно

укоренение духа в витальной сфере, питаемой мощным импульсом жизни,

обеспечивает возможность преодоления им «немощи», энергетической

недостаточности: снятие в духе витальных влечений и обретение им «мощи»

является изоморфным становлению «божественного в человеческом».

Плесснер, Хельмут – немецкий философ, один из родоначальников философской

антропологии. Задачу филос анропологии видел в выявлении базисной структуры

человеческого бытия, объясняющей все специфические свойства и

характеристики человека. Хотел понять человека в единстве биофизической и

духовной сторон, выразившихся в достижениях культуры. Общей базисной

структурой любого живого тела является позициональность=способность

организма во взаимодействии с окружающей средой («позициональным полем»)

поддерживать и сохранять свое единство как целостность и одновременно

пребывать в становлении и развитии. Согласно Плеснеру, позициональность

реализуется: у растений – вчленением в среду, у животных – проявлением

самостоятельности и способностью отличать себя от чужого, у человека –

«эксцентричностью». Но животное не обладает самосознанием. Человек же

способен осознать себя как «тело», «я в теле» и как «я». «Я» не дано само

по себе как предмет, на ходится вне центра позициональности, что и

выражается понятием экс-центричности. Эксцентричность имеет универсальное

значение определяющей черты человека, что проецирует структуру

человеческого мира – внешний мир, внутренний мир, мир других людей. С этим

связано и обращение к Богу как Абсолюту, противовесу случайности, в котром

человек может обрести опору существованию. Онако в сил своей

эксцентричности человек постоянно стремится к самоизменению, познанию (Рене

Декарт:«Я мыслю значит существую»). Философия призвана постоянно указывать

человеку на величие и нищету его человечности, доводить до его сознания

кардинальные вопросы бытия, котрые он постоянно должен решать.

№36. Биологич пдоход в философской антропологии

Гелен, Арнольд – немецкий философ, один из основателей философской

антропологии.

Главное антропологическое исследование – «Человек. Его природа и его

положение в мире» (1940) – издавалось тоько при жизни 12 раз. Гелен стасит

задачу в своей антропологической концепции: в противовес метафизической

спекуляции (размышлению о сущности) дать интегративно-научное описание

человека как целостного и единого существа, не распадающегося на две

субстанции – «тело» и «душу». Средствами такого описания должны служить

«психически нейтральные» понятия, среди них ключевые – «действие»,

«сообщество», «культура». Гелен определяет человека в морфологическом

аспекте человека как неспециализированное, незавершенное и «биологически

недостаточное существо». В отличие от животных, человек живет не в

окружающем мире, а в культурной среде, которая для него предстает как «поле

неожиданностей». будучи незавершенным существом, человек должен отвоевывать

условия своего существования у мира и при этом постигать себя. Человек как

таковой раскрывает себя в этом, а также – в создании ценностной ориентации

в мире. Тем самым природа предопределяет открытось челолвека миру и его

творческую способность к созданию культуры. Гелен относит культуру к

коренным условиям существования человека.

Важнейшим культурным средством самосознания человека и регуляции отношений

в сообществе Гелен считает дисциплину, однако, предлагает заменить понятием

дисциплины понятие морали. Истоиря, общество, социальные институты и нормы

предстают в концепции Гелена как формы, восполняющие биологическую

недостаточность человека и оптимально реализующих его витальные

устремления.

№53. Структурно-функциональная модель общества

Парсонс, Толкотт - американский социолог. Основная научно-

исследовательская задача - построение системной социологической теории.

В ссоей первой книге «Структура социального действия» (1937) утверждает,

что основным объектом анализа в социологической теории систем действия

является единичный акт, состоящий из - актера; целей деятельности; и

социальной ситуации. Система действия является структурированным набором

единичных актов. Парсонс описывает социальное действие как состояние

напряжения между элементами двух порядков - «нормы» и элементами «условий».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.